Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Григорьевой Ю.А, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-1644/22 по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении в специальный трудовой стаж периодов работы с исчислением в льготном порядке, обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, выслушав объяснения представителя истца Соловьева К.В, действующего на основании доверенности от 23 декабря 2023 г. сроком на три года, представителя ответчика Пономаренко А.В, действующей на основании доверенности от 21 декабря 2023 г. сроком по 31 декабря 2023 г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (до реорганизации - ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просила, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), возложить обязанность на ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, периоды: с 24 июля 1992 года по 7 июля 1997 года - служба начальником медицинской части - врачом подразделения в Учреждении К-231 из расчета 1 месяц фактической службы за 1, 5 месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа терапевтом в войсковой части 49652 в "адрес" Республики Коми из расчета 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военная служба в качестве врача медицинского пункта ВУС 9010033, располагавшегося в отдаленной местности "адрес" Республики Коми, из расчета 1 месяц фактической службы за 1, 5 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военная служба в качестве начальника медицинской службы - начальника медицинского пункта ВУС 9001013, располагавшегося в отдаленной местности "адрес" Республики Коми, из расчета 1 месяц фактической службы за 1, 5 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военная служба начальником медицинской службы - начальником медицинского пункта 709 Отдельного понтонно-мостового железнодорожного батальона 35 Железнодорожного корпуса МВО РФ, располагавшегося в "адрес", из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военная служба начальником медицинской службы (пункта) кадра 8 отдельной железнодорожной бригады ВУС 9001013, располагавшегося в "адрес", из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца; назначить досрочно страховую пенсию по старости в
связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2023 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
На ОСФР по Санкт-Петербургу и "адрес" возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ФИО1 периоды исчисленные в льготном порядке из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа терапевтом в войсковой части 49652; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождение военной службы врачом медицинского пункта восковой части ВУС 9010003, в остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить постановленные судебные акты, полагая, что судом нарушены нормы материального права.
Истец, извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не сообщил.
С учетом части 5 статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений, с учетом доводов кассационной жалобы, не установлено.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (до расторжения брака Гейдарова) С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ УПФР в "адрес" Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В системе обязательного пенсионного страхования она зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ УПФР в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга от 14 мая 2021 года N391 Фоминых С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно пункту 20 части 1 статьи Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Оценка пенсионных прав ФИО1, в том числе подсчет стажа лечебной деятельности, производился по трем вариантам. По всем вариантам оценки специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, составил 18 лет 10 месяцев 17 дней.
Не включены в специальный стаж истца, в том числе спорный период с 16 октября 1997 года по 13 мая 2006 года - период прохождения военной службы в войсковых частях 25967, 81405, 51046 в должности начальника медицинского пункта, начальника медицинской службы, так как Списком работ, профессий, должностей специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, вышеуказанное наименование учреждения и должности не предусмотрено.
Из указанного решения пенсионного органа также усматривается, что в специальный стаж учтены периоды работы истца в должности врача акушера-гинеколога Ленской участковой больницы с 1 апреля 1991 года по 8 февраля 1994 года, с 1 июля 1994 года по 31 июля 1994 года с 1 октября 1994 года по 27 октября 1994 года.
Истцом не оспаривается включение в специальный стаж вышеуказанных периодов, в то же время заявлено требование о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы в качестве начальника медицинской части - врача подразделения в Учреждении К-231 с 24 июля 1992 года по 7 июля 1997 года. Указанный период в решении УПФР в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга от 14 мая 2021 года N 391 не отражен, также как и период работы истца с 25 июля 1997 года по 15 октября 1997 года.
Повторным решением ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27 января 2022 года N ФИО1 также отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа.
При этом по третьему варианту оценки пенсионных прав ФИО1 стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, составил 20 лет 03 месяца 17 дней.
В специальный стаж учтены, в частности: периоды работы истца в должности врача акушера-гинеколога Ленской участковой больницы с 1 апреля 1991 года по 8 февраля 1994 года, с 1 июля 1994 года по 31 июля 1994 года, с 1 октября 1994 года по 27 октября 1994 года, исчисленные в льготном порядке 1 год работы за 1 год и 3 месяца; период с 16 октября 1997 года по 8 мая 1998 года - прохождение военной службы врачом медицинского пункта в войсковой части в календарном порядке.
Не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, спорные периоды:
- с 24 июля 1992 года по 7 июля 1997 года - работа в должности начальника медицинской части-врача подразделения Учреждения К-231;
- с 25 июля 1997 года по 3 ноября 1997 года - работа в должности терапевта войсковой части 49652, в связи с отсутствием документального подтверждения наименования учреждения (структурного подразделения), предусмотренного Списками;
- с 9 мая 1998 года по 31 октября 1999 года - прохождение военной службы в должности начальника медицинской службы войсковой части, указано, что в соответствии со Списками и правилами от 6 сентября 1991 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии включается служба в вооруженных силах правоохранительных органах по специальности. Периоды службы включаются в специальный стаж, если служба осуществлялась в должности, предусмотренной Списком от 6 сентября 1991 года N 464 с применением номенклатуры от 15 октября 1999 года. Номенклатурой должностей, утвержденной приказом Минздрава РФ 15 октября 1999 года N 377, не предусмотрена должность "начальник медицинской службы";
- с 1 ноября 1999 года по 13 мая 2006 года - прохождение военной службы в должности начальника медицинской службы войсковой части, поскольку Правилами от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781 включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов службы в армии по специальности, не предусмотрено.
Согласно архивной справке УФСИН по Кировской области от 8 июля 2022 года N314 ФИО1 (Гейдарова) С.А. работала в Учреждении К-231 МВД РФ в период с 24 июля 1992 года по 7 июля 1997 года в должности начальника медицинской части - врача отделения ИТК N 1 (подразделение К-231/1), место дислокации подразделения: п. Крутоборка Усть-Куломского района Республики Коми; с 22 марта 1993 года по 18 января 1994 года - отпуск по уходу за ребенком, с 1 февраля 1997 года по 21 февраля 1997 года - курсы повышения квалификации в Республиканском институте повышения квалификации работников МВД России в г. Домодедово.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о включении в специальный стаж из расчета один месяц службы за полтора месяца спорного периода работы в Учреждении К-231 МВД РФ с 24 июля 1992 года по 7 июля 1997 года в должности начальника медицинской части - врача подразделения, суд первой инстанции исходил из следующего.
Период работы истца в Учреждении К-231 МВД РФ с 24 июля 1992 года по 7 июля 1997 года в должности начальника медицинской части - врача подразделения, следует рассматривать как период лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном порядке из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, принимая во внимание место расположения учреждения, в котором истцом осуществлялась такая деятельность, при этом в период с 4 февраля 1997 года по 19 февраля 1997 года истец по направлению работодателя проходила курс повышений квалификации, данный период является периодом работы с сохранением средней заработной платы, а потому также подлежит включению в специальный стаж, учитывая, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием продолжения выполнения работы по специальности.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для зачета указанного периода работы истца с 24 июля 1992 года по 7 июля 1997 года в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 не имеется, поскольку указанное постановление подлежит применению при исчислении выслуги лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, тогда как при назначении пенсии истцу рассматривается вопрос о досрочном назначении пенсии по старости в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 400-ФЗ.
Также суд первой инстанции указал, что в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца пенсионным органом учтена работа ФИО1 в должности врача акушера-гинеколога Ленской участковой больницы в периоды с 1 апреля 1991 года по 8 февраля 1994 года, с 1 июля 1994 года по 31 июля 1994 года с 1 октября 1994 года по 27 октября 1994 года, которые частично совпадают с периодом работы истца в Учреждении К-231 МВД РФ с 24 июля 1992 года по 7 июля 1997 года, а поскольку правовые основания для повторного учета одного и того же периода работы в специальный стаж отсутствуют, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в специальный стаж подлежат включению периоды работы истца в Учреждении К-231 МВД РФ с 9 февраля 1994 года по 30 июня 1994 года, с 1 августа 1994 года по 30 сентября 1994 года, а также с 28 октября 1994 года по 7 июля 1997 года из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Решением ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27 января 2023 года N указанные периоды учтены в специальный стаж при определении пенсионных прав истца по третьему варианту, согласно которому стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 25 лет 03 месяца 07 дней, на основании чего районный суд пришел к выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности включить период работы истца в Учреждении К-231 МВД РФ с 24 июля 1992 года по 7 июля 1997 года в специальный стаж из расчета 1 месяц службы за 1, 5 месяца удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с вышеизложенными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) установлено правило исчисления сроков выслуги, согласно которому один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считается за 1 год и 3 месяца (абзац 2 пункта 2 постановления).
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Указанные Списки содержат исчерпывающий перечень должностей, структурных подразделений учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении, и расширительному толкованию не подлежат.
Поскольку в спорный период с 24 июля 1992 года по 7 июля 1997 года истец работала в Учреждении К-231 МВД РФ в должности начальника медицинской части - врача подразделения, пенсионный орган пришел к правомерному выводу о том, что данный период работы следует рассматривать как период лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном порядке из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, принимая во внимание место расположения учреждения, в котором истцом осуществлялась такая деятельность.
Суд апелляционной инстанции отклонил ссылки в жалобе истца на Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 об утверждении Положения о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, в котором определило обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет, поскольку данное Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 применяется в случае назначения пенсии на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы", вместе с тем истцу назначена пенсия на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, ссылка истца на Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 основана на ошибочном толковании норм права.
Суд апелляционной инстанции отметил, что пенсионным органом учтены спорные периоды работы истца в должности врача акушера-гинеколога Ленской участковой больницы с 1 апреля 1991 года по 08 февраля 1994 года, с 1 июля 1994 года по 31 июля 1994 года, с 1 октября 1994 года по 27 октября 1994 года в льготном исчислении 1 года за 1 год и 3 месяца, которые частично совпадают с периодом работы истца в Учреждении К-231 МВД РФ с 24 июля 1992 года по 7 июля 1997 года, вместе с тем повторный учет одного и того же периода работы в специальный стаж противоречит нормам, регулирующим спорные правоотношения.
Судебные акты в части разрешения требований о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 года работы за 1 год и 3 месяца периодов работы терапевтом в войсковой части 49652 с 25 июля 1997 года по 15 октября 1997 года и в войсковой части 51046 с 16 октября 1997 года по 8 мая 1998 года в кассационном порядке не обжалуются, в связи с чем, согласно положениям ст.379.6 ГПК РФ, не подлежат проверке.
Также суд апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы истца о включении в специальный стаж периода работы с 16 октября 1997 года по 8 мая 1998 года в войсковой части 51046 в льготном исчислении из расчета 1 месяц фактической службы за 1, 5 месяца, как основанные на ошибочном толковании норм права. Поскольку, как было указано ранее, к настоящим правоотношениям Постановление от 22 сентября 1993 года N 941, на которое ссылается истец, не применяется, так как истец обратилась за назначением досрочной пенсии по старости на основании Федерального закона N 400-ФЗ.
Разрешая требование истца в части включения в специальный стаж периода прохождения военной службы с 9 мая 1998 года по 31 октября 1999 в должности начальника медицинской службы - начальника медицинского пункта ВУС 9001013, суд первой инстанции исходил из следующего.
Списком от 6 сентября 1991 года N 464 должность начальник медицинской службы, начальник медицинского пункта не предусмотрена.
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил, в частности в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Согласно Информационному письму Минтруда РФ от 27 сентября 2000 года N 3948/1-17, Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 года N 06-25/8625 "Об исчислении специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 руководители структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) "заведующий", "начальник", а в соответствии с примечанием N 1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет, наименованием врачебной должности, соответствующей профилю структурного подразделения.
В послужном списке истца в наименовании должности "начальник медицинской службы" указание на врачебную должность отсутствует, что не позволят определить профиль врачебной деятельности истца.
Суд апелляционной инстанции отметил, что поскольку должности "начальник медицинской службы", "начальник медицинского пункта" воинской части относятся к руководящему составу учреждений, структурных подразделений, работа в данных должностях, подлежит включению в специальный стаж в случае подтверждения осуществления в указанный период работ по врачебной специальности, вместе с тем в нарушение положений статьи 56 379.6 ГПК РФ каких-либо доказательств, подтверждающих, что истцом в указанный период осуществлялись работы по врачебной специальности, суду не представлено.
Сведениями индивидуального (персонифицированного) учета истца вышеуказанный период не подтвержден как специальный стаж в связи с отсутствием сведений, предоставляемых страхователем (работодателем).
На основании изложенного, разрешая требования истца в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца в льготном исчислении, отклонив доводы ФИО1 о том, что должность начальника медицинской службы войсковой части с учетом организации медицинской службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, положений пункта 117 Устава внутренней службы ВС РФ, определяющих обязанности начальника медицинской службы, предусматривает оказание амбулаторной помощи военнослужащим, поскольку факт осуществления истцом врачебной деятельности по специальности в период провождения службы в должности начальника медицинской службы - начальника медицинского пункта не подтвержден.
Отказывая во включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по контракту с 31 октября 1999 года по 13 мая 2006 года в должности начальника медицинской службы (пункта) войсковой части, суд первой инстанции исходил из того, что суду не представлено доказательств фактического осуществления истцом в указанный период врачебной деятельности по специальности, при этом положения о том, что в стаж на соответствующих видах работ лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, могут быть зачтены периоды военной службы в должностях, указанных в Списках от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781, не содержатся.
Также суд первой инстанции, сославшись на пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указал, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Таким образом, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях.
Вместе с тем, сведений о том, что истец проходила военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, материалы дела не содержат.
Также суд первой инстанции отметил, что пенсионное обеспечение в отношении сотрудников, оставивших службу до приобретения права на пенсию за выслугу лет, осуществляется на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", нормами которого не предусмотрено возможности включения периодов военной службы в стаж на соответствующих видах работ при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Так, прохождение военной службы истца с 1 ноября 1999 года по 13 мая 2006 года не подлежит зачету в специальный стаж, так как в Постановлениях Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781 включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов службы в армии по специальности не предусмотрено, поскольку военная служба является особым видом государственной службы, а правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Лица, проходившие военную и приравненную к ней службу, и не приобретшие право на выслугу лет, имеют право на назначение страховой пенсии по старости по Федеральному закону N 400-ФЗ путем включения периода службы в общий страховой стаж, но не имеют права на зачет периода службы в специальный стаж для назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку такой зачет законом не предусмотрен.
Льготное исчисление периодов военной службы и службы в правоохранительных органах (год как 1 год и 3 месяца, месяц службы как полтора) при исчислении стажа для назначения досрочной страховой пенсии в связи осуществляющем лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Как ранее неоднократно указывалось, постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", на которое ссылается истец, подлежит применению только при назначении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
С учетом того, что решением ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27 января 2023 года N при оценке пенсионных прав ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, зачтены периоды работы, составляющие 25 лет 03 месяца 07 дней, судом первой инстанции в специальный стаж также включены период работы истца с 25 июля 1997 года по 15 октября 1997 года - терапевтом в войсковой части 49652, период прохождения военной службы с 16 октября 1997 года по 8 мая 1998 года - врачом медицинского пункта восковой части, продолжительностью 9 месяцев 14 дней, подлежащий исчислению из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, общий стаж лечебной деятельности ФИО1 в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, составляет менее 30 лет, с чем согласилась апелляционная инстанция, в связи с чем, оснований для назначения истцу досрочной пенсии в порядке пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных актах суда первой и апелляционной инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, доводы кассатора сводятся к несогласию с выводом суда в части включения спорных периодов военной службы, работы в районе Крайнего Севера в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по пункту 20 части 1 статьи Федерального закона N 400-ФЗ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме, вместе с тем, доводам истца, изложенным в обоснование заявленных требований, судом дана надлежащая правовая оценка, а также оценка представленным в материалы дела доказательствам, и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, по существу основаны на неправильном понимании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку нарушений статьи 379.7 ГПК РФ, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.