Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Сенчуковой Е.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7482/2023 по иску Полежака Л.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 29 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Роговенко С.К, действующего по доверенности от 21 декабря 2023 г, Полежака Л.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Полежака Л.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), просила возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховой пенсии" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), периоды работы с 15 августа 1991 г. по 31 августа 1993 г. в должности учителя начальных классов, с 1 сентября 1995 г. по 31 августа 2000 г. в должности воспитателя группы продленного дня, с 27 августа 2003 г. по 19 декабря 2014 г. в должности учителя начальных классов, а также назначить ей страховую пенсию по старости досрочно, с даты возникновения права.
Решением Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 29 июня 2023 г. исковые требования Полежака Л.Н. удовлетворены, на ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, Полежака Л.Н. периоды работы: в должности учителя начальных классов с 1 сентября 1995 г. по 31 августа 2000 г, в должности учителя начальных классов с 27 августа 2003 г. по 19 декабря 2014 г, назначить Полежака Л.Н. страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 июня 2023 г. решение Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 29 июня 2023 г. отменено в части назначения страховой пенсии по старости, в отменённой части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Полежака Л.Н. о назначении страховой пенсии по старости досрочно с даты возникновения права отказано.
В остальной части решение Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 29 июня 2023 г. изменено, на ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность включить в специальный стаж Полежака Л.Н, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы с 15 августа 1991 г. по 31 августа 1993 г, с 1 сентября 1995 г. по 31 августа 2000 г, с 27 августа 2003 г. по 19 декабря 2014 г.
В кассационной жалобе ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 22 сентября 2021 г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 24 декабря 2021 г. N истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно, в связи с отсутствием 25 лет требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Указанным решением пенсионного органа в специальный стаж по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не включены, в том числе следующие периоды работы:
- с 15 августа 1991 г. по 31 августа 1993 г. в должности учителя начальных классов Средней школы N 4 г. Изюма Харьковской области, так как отсутствует документальное подтверждение компетентным органом Украины страхового стажа и стажа педагогической деятельности, уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение, а также действия института досрочных пенсий;
- с 1 сентября 1995 г. по 31 августа 2000 г. в должности воспитателя группы продленного дня и в должности учителя начальных классов Средней школы N 4 г. Изюма Харьковской области с последующей реорганизацией в общеобразовательную школу I-III ступеней N 3 г. Изюма Харьковской области, так как отсутствует документальное подтверждение компетентным органом Украины страхового стажа и стажа педагогической деятельности, уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение, а также действия института досрочных пенсий;
- с 27 августа 2003 г. по 19 декабря 2014 г. в должности учителя начальных классов в общеобразовательной школе I-III ступеней N 3 г. Изюма Харьковской области с последующей реорганизацией в Изюмскую гимназию N 3 Изюмского городского совета Харьковской области, так как отсутствует документально подтверждение компетентным органом Украины страхового стажа и стажа педагогической деятельности, уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение, а также действия института досрочных пенсий.
В решении пенсионного органа от 24 декабря 2021 г. стаж педагогической деятельности истца, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, определён продолжительностью 6 лет 6 месяцев 17 дней.
Согласно представленной копии трудовой книжки, Полежака Л.H. с 15 августа 1991 г. по 31 августа 1993 г. работала в должности учителя начальных классов Средней школы N 4 г. Изюма Харьковской области; с 1 сентября 1995 г. по 31 августа 2000 г. - в должности воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов Средней школы N 4 г. Изюма Харьковской области (7 декабря 2001г. реорганизована в общеобразовательную школу I-III ступеней N 3 г. Изюма Харьковской области); с 27 августа 2003 г. по 19 декабря 2014 г. - в должности учителя начальных классов в общеобразовательной школе I-III ступеней N 3 г. Изюма Харьковской области (19 октября 2004 г реорганизована в Изюмскую гимназию N 3 Изюмского городского совета Харьковской области).
Из справки N о заработке для исчисления пенсии, выданной 19 июля 2021 г. Управлением образования Изюмского городского совета Харьковской области, следует, что истцу за период с августа 1991 г. по август 1993 г. выплачивалась заработная плата, общая сумма заработной платы составила 1, 57402 грн.; указано, что справка выдана на основании лицевых счетов за 1991-1993 гг. (л.д.41).
Из справки N о заработке для исчисления пенсии, выданной 8 июля 2021 г. Управлением образования Изюмского городского совета Харьковской области, следует, что истцу за период с сентября 1995 г. по декабрь 2001 г. выплачивалась заработная плата, общая сумма заработной платы составила 121 801 186, 27 грн. указано, что справка выдана на основании лицевых счетов за период с 15 августа 1994 г. по 31 августа 2000 г.; страховые взносы в Пенсионный Фонд Украины перечислялись (л.д.44).
Согласно справке N о заработке для исчисления пенсии, выданной 8 июля 2021 г. Управлением образования Изюмского городского совета Харьковской области, истцу за период с 1 января 2002 г. по 31 декабрь 2008 г. выплачивалась заработная плата, общая сумма заработной платы составила 80 093, 28 грн.; страховые взносы в Пенсионный Фонд Украины перечислялись; компенсация за неиспользованный ежегодный основной отпуск не выплачивалась (л.д.47).
Из справки N о заработке для исчисления пенсии, выданной 8 июля 2021 г. Управлением образования Изюмского городского совета Харьковской области, следует, что истцу за период с 1 января 2009 г. по 31 декабрь 2014 г. выплачивалась заработная плата, общая сумма заработной платы составила 253 687, 66 грн.; страховые взносы в Пенсионный Фонд Украины перечислялись; компенсация за неиспользованный ежегодный основной отпуск не выплачивалась (л.д.50).
Пенсионным органом в адрес Изюмского объединенного управления Пенсионного фонда Украины Харьковской области в г. Изюм направлен запрос о предоставлении сведений о периодах льготной работы Полежака Л.H. и её заработке в отношении спорных периодов работы, однако, сведений о получении ответа на данный запрос не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, исходил из того, что периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, после 1 сентября 2000 г. при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 20 часов в неделю. Устанавив, что в спорные периоды истец фактически осуществляла педагогическую деятельность, исполняя трудовые функции по занимаемым должностям и в учреждениях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, работодателем перечислялись страховые взносы в Пенсионнй Фонд Украины, суд первой инстанции признал допустимыми и относимыми доказательствами оригиналы справок, подтверждающие осуществление трудовой деятельности в образовательных учреждениях, указанных в трудовой книжке, и отчисление страховых взносов, признавая за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости с даты его возникновения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж заявленных истцом периодов работы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда указала, они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание факт выполнения истцом работы, подлежащей включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, кроме представленной истцом трудовой книжкой подтверждается также архивными справками о начисленной заработной платы.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с даты возникновения права, суд апелляционной инстанции указал, что в резолютивной части решения суд первой инстанции ошибочно включил спорные периоды в специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (стаж на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), поскольку следовало указать норму Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, предусматривающую назначение страховой пенсии по старости досрочно лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей - пункт 19 части 1 статьи 30 того же Федерального закона.
Отменяя решение суда в части назначения пенсии по старости, суд апелляционной инстанции сослался на отсутствие требуемого специального стажа на дату обращения за её назначением - по состоянию на 22 сентября 2021 г. специальный стаж составил с учётом включённых периодов работы 24 года 10 месяцев 28 дней вместо 25 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьёй 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей; независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного Постановления, при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей;, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Список от 29 октября 2002 г. N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 23 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 27, пункт 1 статьи 28), периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела - характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должности "воспитатель" и "учитель", пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781) предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных указанными Правилами.
Согласно пункту 6 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объёма выполняемой учебной нагрузки.
Правильно применяя нормы права и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда пришла к правильному выводу, что даже в случае, если после даты обращения в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости досрочно 22 сентября 2021 г. истец продолжила осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, право на назначение страховой пенсии по старости ни на момент обращения за назначением пенсии, ни в настоящее время у истца не возникло.
Доводы кассационной жалобы в части оспаривания включения в страховой и специальный стаж периодов работы с 15 августа 1991 г. по 31 августа 1993 г, 1 сентября 1995 г. по 31 августа 2000 г, 27 августа 2003 г. по 19 декабря 2014 г. ввиду отсутствия указания в представленных истцом справках сведений о дате рождения лица, места работы, должности, лицевого счета не свидетельствуют о нарушении судом первой и апелляционной инстанций положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей требования к оценке доказательств на предмет их соответствия принципам относимости и допустимости, устанавливая достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Сопоставляя сведения, указанные в оригиналах справок, выданные Управлением образования Изюмского городского совета Харьковской области на основании первичных бухгалтерских и кадровых документов, со сведениями в трудовой книжке, учитывая объективные обстоятельства - проводимой на территории Республики Украина Специальной военной операции и отсутствием какой-либо связи с компетентными органами Украины, в которые пенсионным органом направлен запрос о трудовой деятельности истца, суд признал письменные доказательства, соответствующие положениям статей 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно положенные в основу судебного постановления суда апелляционной инстанции, изменившего решение суда первой инстанции в части основания включения периодов работы в стаж и отменившего его в части досрочного назначения страховой пенсиии по старости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.