Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Григорьевой Ю.А, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 6 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-1317/2023 по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу", администрации Кировского района Санкт-Петербурга о возложении обязанности исправить формулировку причины инвалидности, признании права на назначение второй государственной пенсии и назначить вторую государственную пенсию, взыскании денежных средств, произвести выплату компенсаций о признании права на индексацию, произвести индексацию причитающихся выплат, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, выслушав объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Москот И.В, действующей на основании доверенности от 21 декабря 2023 г, заключение прокурора Мазиной О.Н, полагавшей необоснованными доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 В.П. обратился в суд с иском к Отделению Социального Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ОСФР по СПб и ЛО), ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу" (далее - ФКУ ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу), администрации Кировского района Санкт-Петербурга, уточнив исковые требования по правилам статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), просил:
установить, что ФИО4 В.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, командированный/направленный для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являлся военнообязанным ликвидатором последствий чернобыльской катастрофы, как и военнослужащие, исполнял обязанности не только гражданской, но и военной службы, действовал в публичных интересах, в условиях опасных для жизни, и на ФИО4 В.П. распространяется порядок пенсионного обеспечения, установленный для инвалидов вследствие военной травмы;
возложить на ФКУ ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу обязанность исправить формулировку причины инвалидности истца на "Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы или служебных обязанностей, связано с ликвидацией последствий катастрофой на Чернобыльской АЭС";
признать за истцом право на назначение второй государственной пенсии, обязав ответчика ОСФР по СПб и ЛО назначить ему вторую государственную пенсию;
взыскать с ОСФР по СПб и ЛО в пользу истца вторую государственную пенсию за период с 01.01.2002 (момент назначения истцу страховой пенсии по старости) по настоящее время (мая 2023 года), обязав ответчика ОСФР по СПб и ЛО произвести расчет;
взыскать с ОСФР по СПб и ЛО не выплаченные истцу денежные средства меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиации и компенсация вреда гражданам, подвергшимся радиации ЧАЭС (ежемесячную компенсацию за вред жизни и здоровью и ежемесячную компенсацию на продукты питания), за период 01.02.2022 - 28.02.2022 в размере 56 298, 90 руб. с учетом индексации на день вынесения решения;
возложить на ОСФР по СПб и ЛО обязанность производить ФИО4 В.П. выплату ежемесячной денежной компенсации за вред, причиненный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01.02.2022 с 1-го по 25-е число месяца, за который начисляются указанные денежные компенсации;
признать право на индексацию полагающихся сумм возмещения вреда здоровью без ограничений, в соответствии частью 3 статьи 2 ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
возложить на ОСФР по СПб и ЛО обязанность произвести истцу индексацию сумм возмещения вреда с 01.01.2005 по настоящее время, ежемесячная сумма недоплаты (в соответствии с решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 2004 года) составляет 100 000 руб. * (12 месяцев *18 лет + 5) = 22 100 000 руб.;
взыскать с ОСФР по СПб и ЛО сумму невыплаченной компенсации возмещения вреда с 01.01.2005 по настоящее время в размере суммы 21 900 000 руб.;
взыскать с ОСФР по СПб и ЛО невыплаченную ежегодную компенсацию на оздоровление с учетом индексации за 2022 год в сумме 39 830, 94 руб.;
взыскать с ОСФР по СПб и ЛО невыплаченную ежегодную компенсацию на оздоровление с учетом индексации за 2023 год в сумме 46 886, 94 руб.;
возложить на ОСФР по СПб и ЛО обязанность производить ФИО4 В.П. выплату ежегодной компенсации на оздоровление начиная с 01.02.2022 в размере трехкратной суммы минимальной месячной оплаты труда (гражданам, указанным в пункте 3 статьи 13, принимавшим в 1986 - 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, - трехкратная сумма минимальной месячной оплаты труда);
взыскать с ОСФР по СПб и ЛО сумму невыплаченной единовременной компенсации за вред здоровью, как инвалиду 1 группы в размере 476 225, 72 руб.;
взыскать с ОСФР по СПб и ЛО суммы ежегодной компенсации за вред здоровью с момента установления истцу инвалидности с 1993 года по настоящее время (за 30 лет общая сумма 654 510, 11 руб.) с учетом индексации по статье 208 ГПК РФ в размере 1 500 000 руб.;
обязать ОСФР по г. СПб и ЛО все причитающиеся ФИО4 В.П. дальнейшие выплаты денежных сумм ежемесячных и ежегодных компенсаций производить с учетом индексации.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований ФИО4 В.П. отказано.
В кассационной жалобе ФИО4 В.П. просит об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Истец, представители ответчиков ФКУ ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу, администрации Кировского района Санкт-Петербурга, представитель третьего лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, сведений о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании части пятой статьи 379.5 ГПК РФ кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4 В.П. "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ истец "данные изъяты"
Как следует из документов, представленных на МСЭ, у истца имеется удостоверение, подтверждающее статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, от ДД.ММ.ГГГГ, заключение Санкт-Петербургского межведомственного экспертного ФИО1 о причине заболевания, приведшего к инвалидности с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, от ДД.ММ.ГГГГ, на основании указанных документов истцу определена "данные изъяты"
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 В.П. является получателем пенсии по старости, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ N 1244-1) с применением норм пункта "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 В.П. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (УПФР) в Кировском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении второй государственной пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно справке от 13.04.1993 N 010-51, выданной АООТ "Трест 45 "Электропроммонтаж", истец работал в Тресте N 45 "Электропроммонтаж" в должности начальника отдела технологии и качества, в период с 11.11.1987 по 23.11.1987 и с 03.12.1987 по 07.12.1987 направлен в "адрес" для контроля за ходом электромонтажных работ на строительстве объектов ПМК-142.
Согласно справке Военного комиссариата Адмиралтейского и Кировского районов Санкт-Петербурга ФИО4 В.П. снят с воинского учета ДД.ММ.ГГГГ.
УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга вынесено решение об отказе в назначении второй пенсии от 30.06.2016 N 358, которое ФИО4 В.П. не обжаловалось.
Таким образом, судом достоверно установлено, что ФИО4 В.П. "данные изъяты"
Из материалов дела следует, что военная служба по призыву осуществлялась истцом в период с 15.09.1956 по 15.10.1958.
Оценив представленные сторонами письменные доказательства по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, установив указанные фактические обстоятельства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку ФИО4 В.П. не являлся военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные военные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС, а также лицом начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, инвалидность истца не обусловлена военной травмой, в связи с чем ФИО4 В.П. не имеет право на получение второй государственной пенсии по инвалидности.
Разрешая требования истца о признании за ФИО4 В.П. права на меры социальной поддержки, как за лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд исходил из следующего.
Согласно переданным сведениям по состоянию на 17.12.2021 органами социальной защиты населения истцу были установлены и выплачивались:
- ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в размере 42 103, 16 руб.; ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 9833, 09 руб.
Согласно представленным ответчиком ОСФР по СПб и ЛО сведениям в соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2021 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" ОСФР по СПб и ЛО с 01.01.2022 продолжил выплату истцу ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда и на приобретение продовольственных товаров в размерах, установленных органам социальной защиты населения на дату передачи информации.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 57 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году" и постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2023 N 119 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году" размер компенсационных выплат, назначенных ФИО4 В.П, был проиндексирован с 01.02.2022 на коэффициент 1, 084, с 01.02.2023 на 1, 119 и составил: ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда с 01.02.2022 - 45 639, 83 руб, с 01.01.2023 - 51 070, 97 руб.; ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 01.02.2022 - 10 659, 07 руб, с 01.02.2023 - 11 927, 50 руб.
На основании заявления от 05.04.2022, поданного через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), Александровичу В.П. назначена ежегодная компенсация за вред здоровью за 2022 год в размере 1 839, 06 руб, установленном статьей 39 Закона РФ N 1244-1 для инвалидов II группы на дату подачи заявления.
Ежегодная компенсация по заявлению от 05.04.2022 установлена и выплачена в размере с учетом коэффициента индексации за 2022 - 1, 084.
После получения компенсации представитель истца обращалась в Отделение по вопросу неверно установленного размера выплаты с предоставлением копии решения Кировского районного суда Санкт- Петербурга от 12.02.2007 N 2-742/2007 для осуществления перерасчета.
Решением Кировского федерального районного суда Санкт-Петербурга от 12.02.2007 N 2-742/2007 суд возложил на администрацию Кировского района Санкт-Петербурга (ОСЗН) обязанность произвести перерасчет начисленных сумм ежемесячных выплат денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и сумм ежегодной выплаты денежной компенсации за вред здоровью за период с 1997 по 2007 годы.
Поскольку дальнейшая индексация сумм ежегодной выплаты денежной компенсации за вред здоровью решением суда по гражданскому делу N 2- 742/2007 от 12.02.2007 не предусмотрена, оснований для перерасчета размера ежегодной компенсации за вред здоровью на основании указанного судебного акта у ответчика не имелось.
На основании заявления от 10.01.2023, поданного через МФЦ, ФИО4 В.П. назначена ежегодная компенсация за вред здоровью за 2023 год в размере 1 839, 06 руб, установленном статьей 39 Закона РФ N 1244-1, для инвалидов I группы на дату подачи заявления, так как 09.08.2022 истцу установлена инвалидность I группы вследствие Чернобыльской катастрофы.
Поскольку заявление от 10.01.2023 было подано до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2023 N 119 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году", установившего с 01.02.2023 коэффициент индексации 1, 119 для выплат, предусмотренных Законом РФ N1244-1, ежегодная компенсация за вред здоровью по указанному заявлению была назначена и выплачена в размере 1 839, 06 руб, установленном статьей 39 Закона РФ N 1244-1 для инвалидов I группы на дату подачи заявления.
По заявлению о предоставлении ежегодной компенсации на оздоровление, поданному представителем истца, 10.01.2023, ответчиком принято решение об отказе, так как в соответствии со статьей 40 Закона РФ N 1244-1 указанная компенсация предоставляется участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Согласно ч. 2 статьи 3 Закона РФ N 1244-1 при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Законом, по различным основаниям, одинаковые меры социальной поддержки предоставляются только по одному из оснований по выбору гражданина.
Поскольку ФИО4 В.П. предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ N для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, в назначении ежегодной компенсации на оздоровление ему правомерно отказано.
ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о предоставлении ФИО4 В.П. единовременной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренной статьей 39 Закона РФ N, в связи с усилением группы инвалидности.
Согласно материалам личного дела N на основании заявления ФИО4 М.В. от ДД.ММ.ГГГГ управлением социальной защиты "адрес" Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выплате единовременной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи со сменой группы инвалидности с III на II в размере 20-кратного размера минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, в соответствии с ч. 3 статьи 39 Закона РФ N Отделением принято решение о выплате единовременной компенсации в связи со сменой группы инвалидности с II на I с зачетом ранее выплаченных сумм компенсации в связи с установлением III и II группы инвалидности, в размере 11 034, 28 руб.
В связи с чем, ФИО4 В.П. является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, ежегодной компенсации за вред здоровью и единовременной компенсации.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в апелляционном определении, дополнительно пояснив, что истец не был призван на специальные сборы, при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС он не исполнял обязанности военной службы.
Причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным в абзацах втором, четвертом, пятом пункта 2 части первой статьи 13 Закона РФ N, при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного ФИО1 о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС (статья 24 Закона РФ N 1244-1).
Из документов, представленных на МСЭ, у истца имеется удостоверение, подтверждающее статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от "данные изъяты"
В соответствии с пунктом 13 Порядка причина инвалидности "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается указанным в абзаце ФИО3 пункта 2 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-1 военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходившим (проходящим) службу в зоне отчуждения, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного ФИО1 о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (статья 24 Закона РФ N 1244-1).
На момент освидетельствования в МСЭ истцом не представлено документов о том, что он являлся военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные военные сборы с привлечением к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий ЧАЭС, а также лицом начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, причина инвалидности "Заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС", установлена истцу в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, как указала апелляционная инстанция, отсутствовали основания для установления факта, что истец, командированный/направленный для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС являлся военнообязанным - ликвидатором последствий чернобыльской катастрофы, как и военнослужащие, исполнял обязанности не только гражданской, но и военной службы, действовал в публичных интересах, в условиях опасных для жизни, и на него распространяется порядок пенсионного обеспечения, установленный для инвалидов вследствие военной травмы, а также для обязания ответчика ФКУ ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу исправить формулировку причины инвалидности истца на "Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы или служебных обязанностей, связано с ликвидацией последствий катастрофой на Чернобыльской АЭС".
Меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определены Законом РФ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Гражданам, указанным в п. 2 ст. 13 Закона РФ N 1244-1, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 27.1, ч. 1, 2 и 4 ст. 39 указанного Закона, в том числе, предоставляемые Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров, размер которой с 01.02.2023 составляет 1 234, 75 руб. (п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона N 1244-1); ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона N 1244-1) в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 руб.; инвалидам II группы - 2 500 руб.; инвалидам III группы - 1000 руб.; ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы (ч. 1 ст. 39 Закона N 1244-1) в размере:
инвалидам I и II групп - 500 руб.; инвалидам III группы - 400 руб.;
единовременная компенсация за вред здоровью (ч. 2 ст. 39 Закона N 1244-1) в размере:
инвалидам I группы - 10 000 руб.; инвалидам II группы - 7 000 руб.; инвалидам III группы - 5 000 руб.;
В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.
Согласно ч. 3 статьи 5 Закона N 1244-1 размеры выплат, установленные указанным Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров на 01.01.2021 года - в размере 1 017, 93 руб, с 01.02.2022 - 1 103, 44 руб, с 01.02.2023 - 1 234, 75 руб.
Ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда на 01.01.2022 года инвалидам I группы - 21 283, 86 руб, инвалидам II группы - 10 641, 94 руб, с 01.02.2022: инвалидам I группы 23 071, 79 руб, II группы -11 535, 86, с 01.02.2023: инвалидам I группы 25 817, 23 руб, II группы - 12 908, 63 руб.
Ежегодная компенсация за вред здоровью: с 01.01.2022 инвалидам I группы и II группы - 1 696, 55 руб, с 01.02.2022 - в сумме 1 839, 06 руб, с 01.02.2023 - 2 057, 91 руб.
Единовременная компенсация за вред здоровью на 01.01.2022 инвалидам I группы - 33 930, 80 руб, с 01.02.2022 - 36 780, 99 руб, с 01.02.2023 - 41 147, 93 руб.; инвалидам II группы на 01.01.2022 - 23 751, 58 руб, с 01.02.2022 - 25 746, 71 руб, с 01.02.2023 - 28 810, 57 руб. (Перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).
С учетом названного апелляционная инстанция пришла к выводу, что расчет единовременной компенсации за вред здоровью произведен ответчиком ОСФР, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, правильно.
Решение о выплате единовременной компенсации принято 18.01.2023.
На указанную дату размер компенсации для инвалидов первой группы составлял 36 780, 99 руб, размер компенсации для инвалидов второй группы составлял 25 746, 71 руб, соответственно, разница данных сумм обоснованно выплачена ОСФР по СПб и ЛО истцу (36 780, 99 -25 746, 71).
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что приведенные истцом расчеты единовременной компенсации за вред здоровью и ежегодной компенсации за вред здоровью из минимального размера оплаты труда не обоснованы.
При этом, нарушений прав истца при выплате денежных средств меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиации и компенсация вреда гражданам, подвергшимся радиации ЧАЭС (ежемесячную компенсацию за вред жизни и здоровью и ежемесячную компенсацию на продукты питания), с ДД.ММ.ГГГГ не установлено.
В силу ч. 7 статьи 4 и ч. 3 статьи 14 Закона РФ N 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ N 1244-1, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации ог 21.08.2001 N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Компенсации и другие выплаты, назначенные органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2022, предоставляются и выплачиваются СФР на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Как указал ответчик ОСФР по СПб и ЛО, мероприятия, осуществляемые органами СФР в январе 2022 года в рамках принятия от органов социальной защиты населения функций по осуществлению мер социальной поддержки, соотносились с процедурой их назначения. Таким образом, выплата мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации, за январь 2022 года осуществлена досрочно в январе 2022 года, за февраль в соответствии с действующим законодательством - в марте 2022 года, за март - в апреле 2022 года и так далее.
Доставка мер социальной поддержки ФИО4 В.П. осуществляется через УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал АО "Почта России" 215 отделение связи.
Ответчик ОСФР по СПб и ЛО указал, что поручения на выплату мер социальной поддержки за январь 2022 года и ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, сформированы и направлены в Информационно-выплатной центр УФПС 13.01.2022 и 15.04.2022, соответственно.
Как указал ответчик ОСФР по СПб и ЛО, в соответствии с отчетами о доставке пенсий и социальных выплат за январь, апрель 2022 года денежные средства за январь получены лично ФИО4 В.П. на дому ДД.ММ.ГГГГ. Ежегодная компенсация за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, получена представителем истца ДД.ММ.ГГГГ в отделении почтовой связи N 215 по доверенности. При этом в поручениях на доставку выплат указывается доставочный период, а не месяц, за который производится выплата. Данное обстоятельство представителем истца не оспаривалось.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что меры социальной поддержки ФИО4 В.П. осуществляются своевременно и в соответствии с нормами действующего законодательства. Право на индексацию мер социальной поддержки, выплачиваемых истцу, ответчиком не нарушено.
В связи с чем судом первой инстанции было отказано в удовлетворении требований истца о взыскании с ОСФР по СПб и ЛО не выплаченных денежных средств мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиации и компенсация вреда гражданам, подвергшимся радиации ЧАЭС (ежемесячную компенсацию за вред жизни и здоровью и ежемесячную компенсацию на продукты питания) за период 01.02.2022 - 28.02.2022 в размере 56 298, 90 руб. с учетом индексации на день вынесения решения, обязать ответчика производить истцу выплату ежемесячной денежной компенсации за вред, причиненный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01.02 2022 с 1-го по 25-е число месяца, за который начисляются указанные денежные компенсации, о признании за истцом права на индексацию полагающихся сумм возмещения вреда здоровью без ограничений, в соответствии частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", произвести истцу индексацию сумм возмещения вреда с 01.01.2005 по настоящее время с выплатой суммы 22 100 000 руб, взыскании суммы невыплаченной компенсации возмещения вреда с 01.01.2005 по настоящее время в размере суммы 21 900 000 руб, невыплаченной ежегодной компенсации на оздоровление с учетом индексации за 2022 год в сумме 39 830, 94 рубля, невыплаченной ежегодной компенсации на оздоровление с учетом индексации за 2023 год в сумме 46 886, 94 руб, об обязании ОСФР по СПб и ЛО производить истцу выплату ежегодной компенсации на оздоровление начиная с 01.02.2022 в размере трехкратной суммы минимальной месячной оплаты труда (гражданам, указанным в п. 3 статьи 13 Закона РФ N 1244-1, принимавшим в 1986 - 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, - трехкратная сумма минимальной месячной оплаты труда), о взыскании с ответчика ОСФР по СПб и ЛО
суммы невыплаченной единовременной компенсации за вред здоровью, как инвалиду 1 группы в размере 476 225, 72 руб, суммы ежегодной компенсации за вред здоровью с момента установления истцу инвалидности с 1993 года по настоящее время (за 30 лет общая сумма 654 510, 11 руб.) с учетом индексации по статье 208 ГПК РФ в размере 1 500 000 руб, об обязании ОСФР по г..СПб и ЛО все причитающиеся истцу дальнейшие выплаты денежных сумм ежемесячных и ежегодных компенсаций производить с учетом индексации.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Требования истца обоснованы тем, что, как он полагает, ему должна быть установлена инвалидность по причине получения при ликвидации последствий катастрофой на Чернобыльской АЭС военной травмы, поскольку заболевание им получено при исполнении обязанностей военной службы, имеет право на получение второй государственной пенсии по инвалидности.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Закона РФ N 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются указанным Законом и другими федеральными законами.
Согласно положениям пункта 12 Порядка причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным абзацах втором, четвертом, пятом пункта 2 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-1, если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным в абзацах втором, четвертом, пятом пункта 2 части первой статьи 13 указанного Закона, при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС (статья 24 Закона).
Согласно п. 2 статьи 28.1 Закона РФ N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу статьи 29 Закона РФ N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 указанного Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления указанного Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Также гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Тем самым, военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 N 395-О и от 26.03.2019 N 689-О).
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ, право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5 статьи 15 указанного Федерального закона), и страховая (ранее - трудовая) пенсия по старости. Условия назначения страховой пенсии по старости до 1.01.2015 определялись Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а в настоящее время - Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", содержащими одинаковые положения о назначении пенсии по старости мужчинам - инвалидам вследствие военной травмы с 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 25 лет.
Аналогичная норма содержится в п. 2 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, где указано, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (после 01.01.2015 - на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.
Проанализировав положения Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ и страховая пенсия по старости по подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Положениями пункта 2 части первой статьи 29 Закона РФ N 1244-1 предусматривается назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Вместе с тем, нижестоящие суды пришли к обоснованному выводу о том, что ФИО4 В.П. не являлся военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные военные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской АЭС, а также лицом начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, инвалидность истца не обусловлена военной травмой, в связи с чем истец не имеет права на получение второй государственной пенсии по инвалидности, что следует из положений указанных норм, регулирующих спорные правоотношения, примененных правильно судами. Также не имеется законных оснований для перерасчета размера мер социальной поддержки получаемых истцом как гражданином, подвергшимся радиации и компенсация вреда гражданам, подвергшимся радиации ЧАЭС.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой и апелляционной инстанций. Ссылка кассатора на распоряжения Совета Министров СССР от 17 мая 1986 г. N 964-рс и от 23 мая 1986 г. N 1031-рс, устанавливающие повышение оплаты труда рабочим и служащим, выполнявшим работы в зоне ЧАЭС, военнослужащим, призванным на сборы и занятых на работах по ликвидации аварии на ЧАЭС, соответственно, и на то, что он не мог не исполнить приказ работодателя о направлении его в командировку, не влечет за собой отмену обжалуемых судебных актов, поскольку они приняты в соответствии с положениями нормативно-правового регулирования.
Также следует признать несостоятельными доводы кассатора о том, что с 01.01.2022 ОСФР по СПб и ЛО несвоевременно произведены выплаты компенсации в возмещение вреда.
Согласно статье 1 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части передачи с 1 января 2022 г. Пенсионному фонду Российской Федерации полномочий по предоставлению, в том числе выплате компенсаций и других выплат, предусмотренных статьей 5.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
Компенсации и выплаты, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 года, предоставляются и выплачиваются Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. N 24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан N 607 дополнен, в том числе, пунктами 4(1) - 4(3), которые вступили в силу с 1 января 2022 года.
В соответствии с пунктом 4(2) Порядка N 607, предоставляемая в соответствии с пунктом 4(1) названного Порядка денежная компенсация, осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней после принятия решения о предоставлении денежной компенсации.
Выплата денежной компенсации осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается денежная компенсация.
Выплата компенсации осуществляется путем перечисления денежных средств на счет получателя компенсации в кредитной организации, сведения о котором размещены в Единой информационной системе, при наличии поданного им с использованием единого портала согласия на использование указанных им реквизитов банковского счета в целях получения мер социальной защиты (поддержки) и социальных выплат.
Согласно пункту 2(4) Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 выплата компенсации осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация.
То есть до 2022 года выплата ежемесячных денежных компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, осуществлялась в текущем месяце, с 01.01.2022, вопреки позиции истца, - с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается денежная компенсация.
Иные доводы повторяют правовую позицию истца, изложенную им при рассмотрении дела судами двух инстанций, оценка доводам истца и всем доказательствам изложена в обжалуемых судебных актах.
В силу части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку нарушений статьи 379.7 ГПК РФ, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 6 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.