Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Сенчуковой Е.В, Козловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 12 декабря 2023 года по гражданскому делу N 2-1164/2023 по иску Кириленко Андрея Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области о включении в специальный страховой стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кириленко А.В, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области о включении в специальный страховой страж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований Кириленко А.В. указал, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием специального стажа.
Полагая, что данное решение нарушает его право на пенсионное обеспечение, Кириленко А.В. просил суд включить в специальный стаж с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты"); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности слесаря "данные изъяты"; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Определением суда произведена замена ответчика Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области (далее также - ОСФР по Псковской области).
Решением Псковского городского суда Псковской области от 28 августа 2023 г. исковые требования Кириленко А.В. удовлетворены частично. На ОСФР по Псковской области возложена обязанность включить в специальный стаж Кириленко С.В. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 12 декабря 2023 г. решение отменено в части и принято новое решение, которым на ОСФР по Псковской области возложена обязанность назначить Кириленко А.В. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ Также с ОСФР по Псковской области в пользу Кириленко А.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ОСФР по Псковской области просит отменить апелляционное определение, считая, что судебной коллегией по гражданским делам Псковского областного суда допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, не подлежащие применению.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участвующие в деле лица не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что решением ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ Кириленко А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионным органом включен период работы Кириленко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты") и период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как период, непосредственно следующий за льготной работой, продолжительностью, не превышающей фактического стажа работы, дающего права на досрочную пенсию.
Специальный стаж Кириленко А.В. составил 3 года 7 месяцев 12 дней.
Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты") и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты") не были включены в специальный стаж. Так как не подтверждена полная занятость в технологическом процессе производства радиоактивных веществ, а также на ремонте оборудования, загрязненного радиоактивными веществами.
Выражая несогласие с данным решением, Кириленко А.В. обратился в суд с настоящим иском, указывая, что спорные периоды подлежит включению в специальный стаж.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 28 августа 2023 г. периоды работы Кириленко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решение суда в указанной части сторонами в кассационном порядке не обжалуется и не является предметом проверки суда кассационной инстанции.
Разрешая спор в части требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку периоды работы Кириленко А.В. по Списку N 2 и Списку N 1 суммировать нельзя, так как работа, включенная судом в специальный стаж, не была предусмотрена Списком N 1 от 22 августа 1956 г. N 1173.
Не соглашаясь с принятым решением в указанной части, суд апелляционной инстанции принял решение о суммировании стажа Кириленко А.В. по Списку N 1 и Списку N 2, принятого пенсионного органом и судом, что явилось основанием для принятия по делу нового решения о назначении истцу пенсии со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Приходя к таким выводам в обжалуемой в настоящее время ОСФР по Псковской области части, суд апелляционной инстанции руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым предусмотрено суммирование периода работы с тяжелыми условиями труда с подземными работами, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах.
Суд апелляционной инстанции в принятом апелляционном определении высказал суждение о том, что никаких ограничений для суммирования периодов работы по подпункту 2 пункта 2 Правил и подпункту 1 пункта 2 Правил в зависимости от того, по каким именно Спискам работа гражданина была отнесена к работе с тяжелыми или вредными условиями труда, указанное постановление Правительства Российской Федерации не содержит.
Следовательно, к включенным пенсионным органом в бесспорном порядке периодам работы Кириленко А.В. в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", общей продолжительностью 3 года 7 месяцев 12 дней, подлежат присоединению включенные судом в специальный стаж истца периоды работы по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" общей продолжительностью 2 год 9 месяцев 17 дней.
Таким образом, специальный стаж Кириленко А.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 6 лет 4 месяца 29 дней.
Поскольку Кириленко А.В. с учетом включенных пенсионном органом и судом периодов работы имеет необходимую продолжительность специального стажа, и на момент обращения с заявлением о назначении пенсии достиг требуемого возраста, иные условия для назначения пенсии (ИПК и страховой стаж) превышают необходимый показатель, у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что с апелляционным определением согласиться нельзя, так как указанные выводы не основаны на установленных судом обстоятельствах, и судебная коллегия применила к спорным отношениям закон, не подлежащий применению.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведена в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении:
а) периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Согласно пункту 2 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются работы 1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах; 2) работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления:
к периодам работ, указанных в подпункте 1, - периодов работы, указанной в подпункте 12;
к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона;
Судом апелляционной инстанции приведенные нормы права при разрешении исковых требований Кириленко А.В. не применены. Доводам возражений ОСФР по Псковской области, приводимых в обоснование своей процессуальной позиции, судом апелляционной инстанции оценки не дано, результаты оценки представленных доказательств и положений норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с учетом доводов ответчика, в апелляционной определении не приведены.
В апелляционном определении не приведены нормы права и фактические обстоятельства, определяющие произведенный судом порядок суммирования и позволяющие суду произвести суммирование периодов работы Кириленко А.В. с тяжелыми условиями труда с работой во вредных условиях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 12 декабря 2023 г. и направлении дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует приять во внимание указания о толковании закона, данные судом кассационной инстанции, направленные на исправление допущенных при вынесении проверяемого судебного постановления нарушений норм права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам
Псковского областного суда от 12 декабря 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.