Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего судьи Медведкиной В.А., судей Осиповой Е.М., Панферовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Североморска в интересах неопределенного круга лиц, в том числе "данные изъяты" к МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N", администрации ЗАТО "адрес" об обязании провести обследования технического состояния здания с привлечением специализированных организаций, по кассационной жалобе администрации ЗАТО г. Североморск на решение Североморского районного суда Мурманской области от 25 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Осиповой Е.М, возражения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Североморска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе "данные изъяты" в суд с иском к Управлению образования администрации ЗАТО город Североморск, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению ЗАТО город Североморск "Детский сад N" (далее - МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N"), администрации ЗАТО город Североморск о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания с привлечением специализированных организаций.
Уточнив исковые требования, просил возложить на ответчика МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N" обязанность произвести обследование технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций, на администрацию ЗАТО город Североморск, Управление образования администрации ЗАТО город Североморск - обязанность организовать финансирование мероприятий по техническому обследованию здания, расположенного по адресу: "адрес", с привлечением специализированных организаций, установив срок для исполнения решения суда до 1 сентября 2024 года.
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 25 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2023 года, исковые требования прокурора города Североморска удовлетворены. На МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N" возложена обязанность провести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: "адрес"А, с привлечением специализированных организаций. На администрацию ЗАТО город Североморск, Управление образования администрации ЗАТО город Североморск возложена обязанность организовать финансирование мероприятий по техническому обследованию здания, расположенного по адресу: "адрес", с привлечением специализированных организаций. Установлен срок для исполнения решения суда до 1 сентября 2024 года.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает законность судебных постановлений по основаниям несоответствия выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм процессуального и материального права.
В судебное заседание Третьего кассационного суда общей юрисдикции иные участвующие в деле лица не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в "адрес" в "адрес", в "адрес"А находится здание детского сада, общей площадью 2 583, 4 кв.м, которое введено в эксплуатацию в 1978 "адрес" здание является муниципальной собственностью и находится на праве оперативного управления у ответчика МБДОУ ЗАТО город Североморск "Детский сад N" в соответствии с Уставом учреждения.
Согласно Уставу МБДОУ ЗАТО город Североморск "Детский сад N" образовательное учреждение является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципального образования ЗАТО город Североморск и принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования ЗАТО город Североморск осуществляет структурное подразделение администрации ЗАТО "адрес" имущественных отношений администрации ЗАТО город Североморск.
Учредителем является муниципальное образование ЗАТО город Североморск в лице администрации ЗАТО город Североморск. Функции и полномочия учредителя исполняет структурное подразделение администрации ЗАТО город Североморск со статусом юридического лица - Управление образования администрации ЗАТО город Североморск.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются, в том числе, субсидии из муниципального бюджета на выполнение учреждением муниципального задания, бюджетные инвестиции и субсидии на иные цели, иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения учреждением муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.
Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденным учредителем планом финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно статье 44.1 Устава муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование город Североморск Мурманской области (принят решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО города Североморск от 13 декабря 2011 г. N 218, в редакции от 20 декабря 2022 г.) администрация ЗАТО город Североморск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО город Североморск федеральными законами и законами Мурманской области.
В силу Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании ЗАТО город Североморск", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО город Североморск от 21 июня 2011 г. N 158, участниками бюджетного процесса в ЗАТО город Североморск являются, в том числе администрация ЗАТО город Североморск, главные администраторы (администраторы) источников доходов бюджета ЗАТО город Североморск, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета ЗАТО город Североморск.
К бюджетным полномочиям администрации ЗАТО город Североморск относятся: утверждение порядка и сроков составления бюджета ЗАТО города Североморск, обеспечение его составления: внесение проекта бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов ЗАТО город Североморск; установление порядка осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджета муниципального образования ЗАТО город Североморск и порядка определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели; принятие решений об использовании средств резервного фонда администрации ЗАТО город Североморск, а также осуществление иных бюджетных полномочий в соответствии с Бюджетным кодеком Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Мурманской области, нормативными правовыми актами ЗАТО город Североморск.
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации ЗАТО город Североморск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО город Североморск N 159 от 21 июня 2011 г. с учетом изменений, внесенных решением Совета депутатов ЗАТО город Североморск N 306 от 7 ноября 2017 г, Управление образования администрации ЗАТО город Североморск является структурным подразделением администрации ЗАТО город Североморск, обеспечивающим осуществление полномочий администрации ЗАТО город Североморск в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 Устава).
Задачами управления являются осуществление полномочий администрации ЗАТО город Североморск в сфере образования (пункт 2.1).
Управление от имени администрации ЗАТО город Североморск осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных образовательных организаций, подведомственных муниципальных учреждений в соответствии с муниципальными правовыми актами. Осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных учреждений (пункты 3.8, 8.11).
Управление также обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных трансферов, условий, установленных при их предоставлении. Утверждает план финансово-хозяйственной деятельности подведомственных муниципальных образовательных организаций, а также подведомственных муниципальных учреждений, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (пункты 3.12-3.14). Управление оказывает содействие подведомственным муниципальным образовательным организациям, подведомственным муниципальным учреждениям в решении вопросов развития их материально-технической базы, обеспечения уставной деятельности и проведения ремонтных работ (пункт 3.23).
В соответствии с Порядком определения объема и условий предоставления из бюджета муниципального образования ЗАТО город Североморск муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденным постановлением администрации ЗАТО город Североморск от 28 декабря 2020 г. N 2212, финансовое обеспечение деятельности МБДОУ ЗАТО город Североморск "Детский сад N" осуществляется на основании заключенных между Управлением образования администрации ЗАТО город Североморск и учреждением соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на соответствующий год в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
Постановлением администрации ЗАТО город Североморск от 28 декабря 2020 г. N 2212 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета муниципального образования ЗАТО город Североморск муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели.
Согласно пунктам 1.2, 2.1 указанного Порядка субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета муниципального образования ЗАТО город Североморск в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю средств бюджета муниципального образования ЗАТО город Североморск, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, на соответствующий финансовый год на цели, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка.
Судом первой инстанции также установлено, что прокуратурой г. Североморска проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой установлено нарушение МБДОУ ЗАТО город Североморск "Детский сад N" положений Федерального закона N-ФЗ, поскольку техническое обследование указанного выше здания в установленном порядке образовательным учреждением не проводилось.
Сведений о проведении учреждением технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после передачи здания в оперативное управление, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, материалы дела не содержат, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
При этом денежные средства, необходимые для проведения работ по обследованию технического состояния эксплуатируемого МБДОУ ЗАТО город Североморск "Детский сад N" здания с привлечением специализированных организаций, указанному учреждению не выделены.
Также установлено и подтверждается материалами дела, что 1 января 2023 г. между МБУ О "Контора хозяйственно-эксплуатационного обслуживания" и МБДОУ ЗАТО город Североморск "Детский сад N" заключен договор на осуществление хозяйственно-эксплуатационного, технического обслуживания учреждения, оказание консультационных услуг по размещению заказов на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров заказчику, консультационную помощь при планировании и осуществлении закупок, включая определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контрактов, а также юридические услуги.
В материалы дела представлены результаты обследования образовательного учреждения ООО "МЭСК" с использованием специального средства технической диагностики - прибора testo 865 на предмет наличия трещин на фасадах здания и утечек сквозь них тепла, являющегося лишь термографическим обследованием здания с целью увеличения энергоэффективности и сохранения в здании тепла. При этом оценка безопасности и надежности строительных, несущих конструкций здания, а также систем инженерно-технического обеспечения в рамках данного обследования не давалась.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств дела и правоотношений сторон, оценив собранные по делу доказательства, приняв во внимание допущенное ответчиком МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N" нарушение требований законодательства, регламентирующих безопасность пребывания в образовательных учреждениях, учитывая, что администрация ЗАТО г. Североморск, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ЗАТО г. Североморск, наделена полномочиями по финансированию муниципальных упреждений, в том числе МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N", реализуемыми через структурное подразделение - Управление образования администрации ЗАТО "адрес", являющееся главным распорядителем средств бюджета ЗАТО г. Североморск для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором г. Североморска исковых требований о возложении на образовательное учреждение обязанности по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций, а на администрацию ЗАТО г. Североморск и Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск - по организации финансирования мероприятий по техническому обследованию указанного здания с привлечением специализированных организаций.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N" является учреждением, осуществляющим обучение "данные изъяты" детей, в связи чем не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированных организаций, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, создать угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, в том числе обучающихся и работников образовательной организации.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание законодательно установленный порядок заключения муниципальным учреждением договора на проведение обследования технического состояния здания и порядок финансирования деятельности учреждения, суд первой инстанции пришел к выводу об установлении срока исполнения решения суда до 1 сентября 2024 г.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов законными и обоснованными, поскольку по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, выводы судов достаточно подробно мотивированы, должным образом отражены в судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, представленных сторонами в материалы дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе полностью повторяют доводы апелляционной жалобы и, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, и к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств и суждений судов, в целом направлены на переоценку состоявшихся судебных постановлений и не могут служить основанием к их отмене, поскольку применительно к положениям статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе, при исследовании и оценке доказательств, равно, как и иных оснований, влекущих отмену либо изменение оспариваемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 25 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации ЗАТО г. Североморск - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.