Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу начальника управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Чувашской Республике Наумова Сергея Александровича на вступившее в законную силу постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 ноября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 июня 2023 года Аль-Кризи Мохаммед Джасим Ханун признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Решением судьи Верховного суда Чувашской Республики от 18 июля 2023 года постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 июня 2023 года в отношении Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Постановлением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 ноября 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Аль-Кризи Мохаммед Джасим Ханун прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Чувашской Республике Наумов С.А. выражает несогласие с постановлением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 ноября 2023 года, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Аль-Кризи Мохаммед Джасим Ханун, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, жалобы на указанные выше постановления, в установленный срок возражения на данную жалобу не представил.
Частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 названного Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
В соответствии с частью 2 указанной статьи то же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (статья 40 Федерального закона от 8 января 1998г. N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").
Как следует из пункта 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование лица, указанного в части 1 настоящей статьи, проводится по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, судьи или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в медицинских организациях, специально уполномоченных на то федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (часть 2).
Как следует из подпункта 3 и 3.1 пункта 5 приказа Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", медицинское освидетельствование проводится в отношении лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении (на основании направления должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях); лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество (на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания, или направления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения судьей районного суда Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна к административной ответственности на основании названной выше нормы послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 23 июня 2023 года в 16 часов 5 минут гражданин Республики Ирак Аль-Кризи Мохаммед Джасим Ханун, находясь в помещении БУ "Республиканский наркологический диспансер" Минздрава Чувашии по адресу: г.Чебоксары, ул.Пирогова, д.6, отказался от прохождения медицинского освидетельствования на предмет установления факта употребления наркотических средств без назначения врача.
26 июня 2023 года заместителем прокурора Московского района г.Чебоксары принесен протест на постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 июня 2023 года в связи с неназначением дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Судья Верховного суда Чувашской Республики, рассмотрев доводы протеста, удовлетворил его и 18 июля 2023 года отменил постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 июня 2023 года с направлением дела на новое рассмотрение, посчитав выводы судьи районного суда о наличии обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа без административного выдворения, необоснованными.
При новом рассмотрении дела судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что явилось основанием для прекращения производства по делу. При этом судья районного суда исходил из того, что из материалов дела не представляется возможным установить, что Аль Кризи Мохаммеду Джасим Хануну на момент составления протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения были разъяснены права, в том числе право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном им языке общения, а также пользоваться услугами переводчика; сведений на момент составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении о назначении переводчика либо отказе Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна от переводчика материалы дела не содержат; кроме того, в нарушение части 4 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный протокол не содержит указание на место его составления; указанные права Аль-Кризи Мохаммеду Джасим Хануну должностным лицом разъяснены только при его опросе 23 июня 2023 года в 16 часов 25 минут и при составлении протокола об административном правонарушении - 23 июня 2023 года в 16 часов 47 минут, то есть после составления первого протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
На основании изложенного судья районного суда пришел к выводу, что должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, не было обеспечено право с момента возбуждения дела об административном правонарушении - составления первого протокола в отношении Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануиа на защиту и не созданы условия, необходимые для реализации им права знать, в чем он обвиняется, знакомиться с материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы на родном языке, а неразъяснение прав Аль-Кризи Мрхаммеду Джасим Хануну возможности пользоваться услугами переводчика с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а также о неразъяснение правовых последствии в случае отказа от прохождения данного медицинского освидетельствования на состояние опьянения, свидетельствует о существенных процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако с указанными выводами судьи Московского районного суда г.Чебоксары согласиться нельзя, а ссылку в постановлении судьи на нарушение права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту нельзя признать состоятельной в силу следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 названного кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 указанного Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно части 1 статьи 27.12.1 названного Кодекса направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 указанной статьи, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Как следует из материалов дела, 23 июня 2023 года ОУ УКОН МВД по Чувашской Респблике в отношении Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна составлен протокол об административном правонарушении. Должностным лицом Аль-Кризи Мохаммеу Джасим Хануну были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положение статьи 51 Конституции Российской Федерации. Данный протокол сведений о том, что Аль-Кризи Мохаммед Джасим Ханун нуждается в предоставлении ему переводчика не содержит. Напротив, из протокола следует, что он русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается, протокол подписан Аль-Кризи Мохаммед Джасим Ханун (л.д.11).
Также права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, Аль-Кризи Мохаммеду Джасим Хануну должностным лицом разъяснены и при его опросе 23 июня 2023 года в 16 часов 25 минут, тогда же Аль-Кризи Мохаммед Джасим Ханун подтвердил своей подписью, что в услугах переводчика не нуждается (л.д.9).
Кроме того, Аль-Кризи Мохаммеду Джасим Хануну не был лишен возможности заявить ходатайство в порядке статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о предоставлении ему переводчика, однако указанным правом он не воспользовалось при составлении протокола, только 22 августа 2023 года было заявлено ходатайство о назначении переводчика (л.д.78).
Из имеющемся в материалах дела заявления Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна от 23 июня 2023 года следует, что он в услугах переводчика не нуждается, свободно владеет русским языком. Заявление написано собственноручно, им подписано (л.д.15).
Указанные обстоятельства не позволили должностному лицу, оформившему административный материал, усомниться во владении Аль-Кризи Мохаммедом Джасим Хануном русским языком в той степени, которая была необходима для понимания смысла и значения процессуальных действий, совершаемых в рамках возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении.
Более того, из представленных материалов дела следует, что Аль-Кризи Мохаммед Джасим Ханун на момент выявления правонарушения являлся студентом 4 курса медицинского факультета по специальности стоматология ФГБОУ ВО "Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова", где обучение осуществляется на русском языке, что свидетельствует о владении им русским языком (л.д.63).
Кроме того, Аль-Кризи Мохаммед Джасим Ханун состоит в браке с гражданкой Российской Федерации с 1 апреля 2022 года, проживает в Российской Федерации и владеет русским языком. (л.д.69, 87).
Вопреки выводам судьи районного суда в постановлении от 8 ноября 2023 года положениями статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено разъяснение лицу, направляемому на медицинское освидетельствование, его прав при принятии обеспечительных мер в виде направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Ссылки в постановлении судьи на необходимость разъяснения Аль-Кризи Мохаммеду Джасим Хануну указанных прав перед направлением на медицинское освидетельствование противоречат положениям части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой права и обязанности участникам производства по делу разъясняются при составлении протокола об административном правонарушении.
При этом согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2023 г. N 2195-О указанное положение не может расцениваться как нарушающие конституционные права лица, привлекаемого к административной ответственности.
При выявлении сотрудниками органов внутренних дел лица с признаками наркотического опьянения данное лицо подлежит незамедлительному направлению на медицинское освидетельствование. В таких условиях отсутствует возможность незамедлительного предоставления лицам переводчика на стадии направления на медицинское освидетельствование, что исключает возможность противодействия правонарушениям, связанным с немедицинским потреблением наркотических средств, совершаемым иностранными гражданами.
Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные права и обязанности разъясняются при составлении протокола об административном правонарушении, что и было сделано должностным лицом. Так, при оформлении протокола об административном правонарушении должностное лицо разъяснило Аль-Кризи Мохаммеду Джасим Хануну права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положения статьи 51 Конституции РФ, о чем имеется запись и личная подпись Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна в соответствующей графе протокола.
Из материалов административного дела следует, что оно первоначально рассмотрено в присутствии Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна, в суде ему также были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он давал объяснения относительно обстоятельств вмененного административного правонарушения, участвовал в исследовании доказательств и пользовался иными процессуальными правами. Факт участия Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна в рассмотрении дела и разъяснения прав подтверждается в том числе распиской о разъяснении прав (л.д.22).
При этом действия Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна, нашедшие отражение в представленных материалах, позволяют сделать вывод о том, что он был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав и фактически пользовался ими на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении, в том числе при его рассмотрении. Таким образом, Аль-Кризи Мохаммед Джасим Ханун не был лишен возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Таким образом, выводы, приведенные в постановлении судьи районного суда от 8 ноября 2023 года, являются неправильными, оснований для прекращения производства по делу по мотивам, указанным судьей районного суда, не имелось.
При таких обстоятельствах судья Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики необоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку бесспорных оснований для прекращения производства по делу по мотивам, указанным судьей в постановлении, не имелось.
Допущенное судьей районного суда нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 8 ноября 2023 года, вынесенное в отношении Аль-Кризи Мохаммеда Джасим Хануна по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
При этом в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать решение судьи районного суда законным.
Поскольку на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы заявителя срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции.
постановил:
жалобу начальника управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Чувашской Республике Наумова С.А. удовлетворить.
Постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 ноября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Аль-Кризи Мохаммед Джасим Ханун, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.