Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области и администрации муниципального района Безенчукский Самарской области, поданные 1 и 12 декабря 2023 года на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 октября 2023 года по административному делу N 2а-409/2023 по административному иску ОАО "Российский железные дороги" к администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области о признании незаконным отказа в согласовании закрытия железнодорожного переезда.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения представителей администрации городского поселения Безенчук и администрации муниципального района Безенчукский Самарской области Аникиной О.Н, Титовой Л.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ОАО "РЖД" Бегизардовой Н.А, просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в суд с административным иском к администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области о признании незаконным отказа в согласовании закрытия железнодорожного переезда, изложенного в письменном ответе от 26 декабря 2022 года.
В обоснование требования указывалось, что в 2005 году по результатам проведения осмотра путей и сооружений комиссией было принято решение о ликвидации железнодорожного переезда на 1036 км ПК7 станции Безенчук ввиду несоответствия требованиям инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов (наличие путепровода на расстоянии менее 5 км) и неудовлетворительного состояния подходов автомобильной дороги, впоследствии железнодорожный переезд был демонтирован.
Ссылаясь на наличие других переездов через железнодорожные пути, а также на правила, установленные Порядком открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденным приказом Минтранса России от 26 марта 2009 года N 46, полагает, что полученный в ответ на письмо от 5 декабря 2022 года отказ в согласовании закрытия железнодорожного переезда является незаконным, изложенные в ответе доводы не могут расцениваться как причина отказа, они не подтверждены документально.
Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 8 июня 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 октября 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, постановлено признать незаконным решение администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области от 26 декабря 2022 года N 1270, возложить на администрацию городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области обязанность повторно рассмотреть письмо филиала ОАО "Российский железные дороги" от 5 декабря 2022 года.
В кассационных жалобах администрация городского поселения Безенчук и администрация муниципального района Безенчукский Самарской области просят отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что суд апелляционной инстанции, признавая незаконным оспариваемый отказ, не привел норм права, которым противоречил бы письменный ответ, не принял во внимание, что поселок разделен железной дорогой на две части, в них расположены социально важные объекты, существующие между частями поселка пути сообщения недостаточны. Орган местного самоуправления действовал в соответствии с требованиями законодательства, согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления поселения и района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения и между поселениями в границах муниципального района. Судом не принято во внимание представленное в материалы дела заключение по результатам визуального обследования пропускной способности моста (путепровода) через железную дорогу на 1034 км станции Безенчук, составленное МБУ муниципального района Безенчукский Самарской области "Геопроект", согласно которому имеется значительное увеличение нагрузки на данный участок автодороги, следствием чего может быть возникновение сложных ситуаций. Кроме этого, судом не учтены выводы, изложенные в решении Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2023 года по делу N А55-24579/2022, о том, что закрытие переезда является нецелесообразным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение на основании части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в нем, обстоятельствам административного дела, неправильного применения судом апелляционной инстанции норм права.
Конституционными положениями признается и гарантируется самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения (статья 12, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации, местное самоуправление по своему конституционно-правовому статусу является обязательной на всей территории России формой публично-территориальной самоорганизации населения и одновременно представляет собой неотъемлемую часть единого механизма управления делами государства, в рамках которого органы местного самоуправления на началах взаимодействия и согласованного функционирования с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в конституционно закрепленных пределах в осуществлении на соответствующей территории функций демократического, правового и социального государства. Предназначение местного самоуправления, приоритетом которого выступает решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется вместе с тем целями наиболее эффективной реализации вытекающих из Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (постановления от 26 апреля 2016 года N 13-П, от 3 июля 2019 года N 26-П, от 30 мая 2023 года N 27-П).
Конституция Российской Федерации, закрепляя самостоятельность местного самоуправления как одну из основ его конституционно-правового статуса, одновременно исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации, установление которых относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а деятельность органов местного самоуправления должна носить законный характер (определение от 5 марта 2009 года N 375-О-О, постановления от 29 марта 2011 года N 2-П, от 18 мая 2011 года N 9-П и другие).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым административный иск об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть удовлетворен лишь при совокупности таких условий как несоответствие оспариваемого решения или действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение им прав, свобод и законных интересов административного истца.
В ходе изучения доказательств по делу суд установил, что оспариваемый ответ не противоречит полномочиям органа местного самоуправления по организации транспортного обслуживания исходя из интересов населения и не может быть признан несоответствующим положениям Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Порядка открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденного приказом Министерства транспорта России от 26 марта 2009 года N 46, по смыслу которых орган местного самоуправления не обязан представить положительное заключение в отношении материалов, содержащих технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда, учитывая при этом, что содержание оспариваемого ответа не нарушает прав ОАО "РЖД", доказательств этого суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Постановлением администрации городского поселения Безенчук от 22 декабря 2022 года N 573 утверждена муниципальная программа по модернизации и развитию сети автомобильных дорог местного значения.
Из представленных в суд первой инстанции, а также приобщенных к материалам дела судом апелляционной инстанции документов (обращений, письменных ответов, протоколов заседаний) и газетных публикаций усматривается, что администрацией городского поселения Безенчук и администрацией муниципального района Безенчукский Самарской области в течение нескольких лет инициируется возобновление функционирования железнодорожного переезда на 1036 км ПК7 станции Безенчук.
В оспариваемом ответе администрация городского поселения Безенчук, возражая против ссылок на технико-экономическое обоснование закрытия железнодорожного переезда, указала на то, что имеющийся на 1034 км станции Безенчук по ул. Чапаева путепровод не обеспечивает нужд поселка, в том числе и с учетом чрезвычайных ситуаций, включая необходимость прибытия служб пожарной охраны и скорой помощи, а имеющийся на 1036 км другой переезд предназначен только для легкового транспорта.
Как следует из пояснений, данных судам, имеющийся на 1036 км другой переезд представляет собой водопропускное сооружение под железной дорогой, обустроенное для проезда легкового автотранспорта.
Суду в подтверждение доводам администрации представлялось заключение МБУ муниципального района Безенчукский Самарской области "Геопроект" по результатам проведенного 20 марта 2023 года визуального обследования пропускной способности моста (путепровода) через железную дорогу.
Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", положения которого распространяются на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений юридических лиц, обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное и всестороннее рассмотрение обращения, направить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (часть 4 статьи 1, пункты 1 и 4 части 1 статьи 10).
Оснований считать, что отказ в согласовании закрытия железнодорожного переезда, изложенный в письменном ответе от 26 декабря 2022 года, не соответствовал правам и обязанностям органа местного самоуправления в рамках его компетенции, не являлся объективным и мотивированным, у судов не имелось.
При изложенных данных несогласие заявителя с содержанием данного ему ответа само по себе не может служить основанием для признания отказа незаконным.
Вопреки выводам суда апелляционной инстанции, вопрос о действительной необходимости закрытия железнодорожного переезда, равно и вопрос о невозможности согласования его закрытия, доказательства которых, по мнению суда, должны быть исчерпывающими, не являются существенными для разрешения рассматриваемого спора.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции не имел правовых оснований считать полномочия суда первой инстанции по установлению обстоятельств дела и оценке доказательств реализованными без соблюдения условий, необходимых для правильного разрешения спора.
Апелляционное определение по делу нельзя признать законным, оно подлежит отмене. Согласно пункту 4 части 1, части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит оставлению в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 октября 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Безенчукского районного суда Самарской области от 8 июня 2023 года.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.