Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданные 21 декабря 2023 года кассационные жалобы Губернатора Ульяновской области и Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 июля 2023 года по административному делу N 3а-135/2023 по административному исковому заявлению Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов к Губернатору Ульяновской области об оспаривании нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей административных ответчиков Галеевой Н.Г. и Тарасовой Д.Д, поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения представителя административного истца - адвоката Тихоновой Е.Н, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Ульяновского областного суда от 30 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 июля 2023 года, заявленные требования удовлетворены, признаны недействующими с момента вступления в законную силу решения суда указ Губернатора Ульяновской области от 22 сентября 2022 года N 120 "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 2 апреля 2020 года N 40" в части подпункта 2 пункта 1 по установлению на 1 января 2022 года общей площади охотничьих угодий Ульяновской области в размере 3 208 200 га, в том числе: 2 795 452, 49 га - площади закрепленных охотничьих угодий (87, 14 %); 412 747, 51 га - площади общедоступных охотничьих угодий (12, 86 %), а также с момента вступления в законную силу решения суда указ Губернатора Ульяновской области от 6 февраля 2023 года N 11 "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 2 апреля 2020 года N 40".
В кассационных жалобах Губернатор Ульяновской области и Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области просят об отмене судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Приводят доводы об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, поскольку указанная в них общая площадь охотничьих угодий Ульяновской области является актуальной и рассчитана исходя из суммирования площади, указанной в охотхозяйственных соглашениях. В этой связи полагают, что у судов отсутствовали правовые основания для применения положений Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре, утвержденного приказом Минприроды России от 31 августа 2010 года N 335, что повлекло вынесение незаконных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
С 1 апреля 2010 года правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом
от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство; документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее также - схема); при ее составлении границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства; состав, структура и порядок ее составления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 3, 6, 7 и 9 статьи 39 названного закона).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года N 335 утвержден порядок составления схемы, а также требования к ее составу и структуре (далее - Порядок).
Пунктом 7-10 указанного Порядка предусмотрено, что схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления схемы и отражающих реальное состояние экосистем.
При составлении Схемы материалы о размещении и использовании охотничьих угодий, состоянии численности охотничьих ресурсов и среды их обитания приводятся в форме, обеспечивающей их совместимость с формами государственного охотхозяйственного реестра, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в части информации, содержащейся в указанных документах.
Кроме того, обеспечивается её совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства; границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, обоснованно исходил из того, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не учтены положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в частности пунктов 7-10 названного выше Порядка, что ставит под сомнение актуальность сведений относительно площади охотничьих угодий Ульяновской области и влечет нарушение прав и законных интересов административного истца, поскольку ограничивают его права охотпользователя по ведению деятельности в охотничьих угодьях в тех границах и той площадью, которые закреплены в охотхозяйственных соглашениях, заключенных с ним, в связи с чем пришёл к правильному выводу о признании оспариваемых нормативных положений недействующими и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационных жалоб об актуальной площади охотничьих угодий Ульяновской области, определенной исходя из суммирования площади, указанной в охотхозяйственных соглашениях, а также об отсутствии правовых оснований для признания недействующим указа Губернатора Ульяновской области от 6 февраля 2023 года N 11 "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 2 апреля 2020 года N 40", являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
В целом доводы кассационных жалоб направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационных жалоб, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ульяновского областного суда от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 июля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Губернатора Ульяновской области и Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 марта
2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.