Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж, рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 29 декабря 2023 года кассационную жалобу представителя административного ответчика Калашникова И. по доверенности Саркисова Т.С. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 июля 2023 года по административному делу N 2а-1997/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Йошкар-Олы, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к Калашникову Иманту о признании информации, размещённой на Интернет-сайте, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Ляпина Н.А, мнение прокурора четвёртого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего необходимым оставить кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Йошкар-Олы в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать информацию об организации игры в покер за деньги, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте "адрес", запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 июля 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 23 января 2024 года, представитель административного ответчика просит отменить судебные акты судов обеих инстанций и прекратить производство по административному делу. При этом, повторяя доводы апелляционной жалобы, он ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, указывая, что сайт "адрес" не предоставляет услуги по игре в покер, так как не заключает с организатором азартной игры соглашение о выигрыше, не собирает деньги с её участников и не выплачивает им выигрыши, размещённые на сайте сведения носят справочно-информационный характер и не являются рекламой, в связи с чем информация не подпадает под перечень запрещённой к распространению в сети "Интернет" на территории Российской Федерации. Кроме того, полагает, что при рассмотрении дела нарушены нормы процессуального права, поскольку административным истцом не исполнена обязанность по досудебному урегулированию спора, а судом - по оставлению административного искового заявления без рассмотрения.
Помощником прокурора Республики Марий Эл по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Полозовой Т.В. поданы письменные возражения, в которых она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 31 января 2024 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, при этом представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) по доверенности Марченко П.В. ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. На основании статьи 326 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы административного дела, заслушав мнение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных на неё возражений, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что в результате мониторинга прокуратурой информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" выявлено наличие на сайте "адрес" информации об оказании услуг игры в покер, находящейся в свободном доступе, предназначенной неограниченному кругу лиц и размещённой в целях осуществления запрещённой деятельности, в обход установленным законодательством требованиям. Распространение данных сведений побуждает пользователей к совершению противоправных действий, за которые предусмотрена административная ответственность по статье 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и уголовная ответственность по статье 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также представляет угрозу возникновения пропаганды игровой деятельности, что нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц.
Эти выводы основаны на анализе информации, размещённой на сайте (т. 1, л.д. 3), согласно которым вход на сайт с доменным именем "адрес" в сети "Интернет" является свободным, не требует специальных познаний и регистрации пользователей для доступа к использованию ресурса сайта. На данном сайте у неопределённого круга лиц имеется возможность ознакомиться с его содержанием, скопировать материалы в электронном виде и получить доступ к играм в покер на деньги, поскольку сайт содержит указание и ссылки на покер-румы с возможностью регистрации в них для участия в играх за рубли и принятием игроков из России. Ограничения на передачу, копирование и распространение размещённых на сайте материалов отсутствуют.
Владельцем сайта в сети "Интернет" (владелец доменного имени) "адрес" является Калашников И, что подтверждается сведениями ООО "НАНО (NANO)", согласно которым домен "адрес" зарегистрирован в регистратуре зарубежных доменов Асцио Текнолоджис Инк. на клиента компании СИО "НАНО ИТ" (SIA "NANO IT"), регистрационный номер N - Калашникова Иманта, п.к. N на срок до 12 мая 2024 года (т. 1, л.д. 51, 52).
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора города Йошкар-Олы, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации), суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что размещённая в сети "Интернет" на сайте "адрес" информация содержит сведения, пропагандирующие противоправные действия - азартные игры на деньги, предоставляя доступ к организации игры в покер на деньги.
При этом суды исходили из того, что данные сведения подпадают под критерии оценки информации, нарушающей требования законодательства, установленные Приказом Роскомнадзора N 84, МВД России N 292, Роспотребнадзора N 351, ФНС России ММВ-7-2/461@ от 18 мая 2017 года "Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещённую информацию, в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2017 года N 47207), действовавшим на время возникновения спорных правоотношений, по ряду признаков.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 265.1 КАС РФ прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно части 1 статьи 10 Закона об информации, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Из пункта 9 статьи 2 данного Закона следует, что под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределённому кругу лиц.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Закона об информации).
Частью 6 статьи 10 того же Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьёй 9 Закона об информации предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу положений частей 1 - 3 статьи 15.1 названного Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Закона об информации).
Исходя из того, что основанием для признания информации, размещённой на сайте "адрес" запрещённой к распространению, явилось наличие в ней сведений об азартных играх, побуждающих неопределённый круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность по статье 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и административная ответственность по статье 14.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций сомнений у суда кассационной инстанции не вызывает.
Довод кассационной жалобы о несоблюдении административным истцом досудебного порядка судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит несостоятельным, поскольку действующим законодательством такой порядок применительно к информации, являющейся предметом спорного правоотношения по настоящему административному делу, не предусмотрен.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие административного ответчика с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по настоящему делу судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Калашникова И. по доверенности Саркисова Т.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 13 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.