Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 17 января 2024 года кассационную жалобу администрации муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 26 сентября 2023 года по административному делу N 2а-2-141/2023 по административному исковому заявлению прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области, администрации муниципального образования "Ясашноташлинское сельское поселение" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности установить стационарное электрическое освещение автомобильных дорог, поставить на кадастровый учет и осуществить паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тереньгульского района Ульяновской области (далее - прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области, администрации муниципального образования "Ясашноташлинское сельское поселение" о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению стационарным электрическим освещением автомобильных дорог от дома N 2 до дома N 48 улицы Ленина, от дома N 2 до дома N 30 улицы Полевая, от дома N 2 до дома N 28 улицы Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области; возложении обязанности установить стационарное электрическое освещение на указанных автомобильных дорогах и в срок до 1 декабря 2023 года; поставить на кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул. Ленина, ул. Лесная; ул. Полевая в срок до 1 декабря 2023 года; провести паспортизацию указанных автомобильных дорог в срок до 1 декабря 2023 года.
Решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 21 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 26 сентября 2023 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены частично, признано незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования "Тереньгульский район", выразившееся в непринятии мер по обеспечению стационарным электрическим освещением автомобильных дорог общего пользования местного значения, проходящих по населенному пункту, от дома N 2 до дома N 48 улицы Ленина, от дома N 2 до дома N 30 улицы Полевая, от дома N 2 до дома N 28 улицы Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области; на администрацию муниципального образования "Тереньгульский район" возложена обязанность в срок до 31 декабря 2024 года установить стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, проходящих по населенному пункту, от дома N 2 до дома N 48 улицы Ленина, от дома N 2 до дома N 30 улицы Полевая, от дома N 2 до дома N 28 улицы Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области; на администрацию муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2024 года поставить на кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, хутор Риновский, ул. Ленина, ул. Лесная, ул. Полевая; на администрацию муниципального образования "Тереньгульский район" возложена обязанность в срок до 31 декабря 2024 года обязанность произвести паспортизацию указанных автомобильных дорог.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права. В качестве доводов кассационной жалобы ее автор, повторяя доводы апелляционной жалобы, утверждает, что спорная часть автомобильных дорог является частью автомобильный дороги регионального значения, находится на балансе и содержании ООО "Ульяновсктрансстрой". Следовательно, по мнению автора кассационной жалобы, администрация муниципального образования "Теренгульситкй район" является ненадлежащим ответчиком по делу.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела, по мнению судебной коллегии, не допущено.
Так, из взаимосвязанных положений подпункта 5 пункта1 статьи 14, подпункта 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том чисел, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Аналогичные полномочия закреплены в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 13.1, подпункта 2 пункта 1.2 статьи 43 Устава муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области от 17 ноября 2006 года N 29/216.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Их системного толкования приведенного правового регулирования следует, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание, в том числе, оборудование дорог элементами благоустройства - объектами, предназначенными для освещения автомобильных дорог, возлагается на администрации соответствующих муниципальных образований в зависимости от правовой принадлежности автомобильной дороги.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, постановлением главы администрации муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области от 29 ноября 2018 года N536 (с учетом постановления от 30 января 2023 года N 24) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Тереньгульский район", в который включены автомобильные дороги, расположенные по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, Ясашноташлинское сельское поселение, хутор Риновский ул. Полевая, ул. Ленина, ул. Лесная, вид дороги - внутрипоселковые.
Проведенной прокурором проверкой установлено, что в нарушение пункта 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 на участках автомобильных дорог от дома N 2 до дома N 48 ул. Ленина, от дома N 2 до дома N 30 ул. Полевая, от дома N 2 до дома N 28 ул. Лесная хутора Риновский Тереньгульского района Ульяновской области отсутствует стационарное электрическое освещение. Также, в отношении названных дорог не проведена паспортизация, и они не поставлены на кадастровый учет.
Вопреки доводам администрации Теренгульского района судебные инстанции верно констатировали, что вышеуказанные автомобильные дороги относятся к дорогам местного, а не регионального значения. Указанный вывод основан на надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств, является убедительным и аргументированным.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу о том, что обустройство объектами освещения автомобильных дорог на территории сельского поселения, их паспортизация и постановка на учет относятся к полномочиям районной администрации, которая допустила неправомерное бездействие, что явилось основанием для удовлетворения административного искового заявления.
Оснований не согласиться с правовой позицией судов обеих инстанций у судебной коллегии Шестого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку она основана на полном и всестороннем установлении всех фактических обстоятельств по административному делу, надлежащей оценке представленных сторонами и истребованных судом по своей инициативе доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела судами не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования судов, получили с их стороны надлежащую правовую оценку, ее обоснованности не опровергают и не свидетельствуют о нарушении норм права при принятии обжалуемых судебных актов, сводятся к иной оценке заявителем фактических обстоятельств.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.