Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 4 декабря 2023 года кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 14 июня 2023 года по административному делу N 2а-1-87/2023 по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области к областному государственному бюджетному учреждению "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия", Ульяновскому областному фонду защиты животных "Флора и Лавра"
(далее - УОФЗЖ "Флора и Лавра"), Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области об устранении нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей административных ответчиков Семеновой Т.В, Рузановой Т.Н, Романовой М.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявление к ОГБУ "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия", УОФЗЖ "Флора и Лавра" об оспаривании бездействия, выразившегося в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной защиты объектов по содержанию (передержке) животных и возложении обязанности разработать проекты указанных зон.
Решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области
от 27 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 14 июня 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области ставит вопрос об отмене судебных актов, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на санитарные нормы и правила, приводит доводы о том, что в отношении используемых административными ответчиками объектов для передержки животных необходимо установление санитарных зон, в связи с чем обжалуемые судебные акты об отказе в удовлетворении заявленных требований нельзя признать законными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие основания имеются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что здания с кадастровым номером N, расположенное на земельном участке по адресу: "адрес", а также с кадастровым номером N, расположенное на земельном участке по адресу: "адрес", переданы УОФЗЖ "Флора и Лавра" в безвозмездное пользование и используются административным ответчиком для приюта животных.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность по разработке санитарно-защитной зоны в отношении приютов для животных, правовых оснований для возложения указанной обязанности на административных ответчиков и удовлетворения заявленных требований не имелось.
Однако судами не учтено следующее.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 названного выше закона).
Таким образом, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения по обращению с животными, в том числе, без владельцев регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 498-ФЗ), другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 1 и статья 2 Федерального закона
N 498-ФЗ).
Требования к приютам для животных установлены в статье 16 приведенного выше закона, в соответствии с частью 1 которой приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.
Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.
В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг.
Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 2, 5, 13 статьи 16 Федерального закона
N 498-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 года N 1504 утверждены методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них (далее - Методические указания), в соответствии с пунктом 1 которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них.
Под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались (пункт 2 Методических указаний).
Во исполнение пункта 1 Методических указаний постановлением Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года N 154-П утверждены Правила организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них на территории Ульяновской области, в соответствии с пунктом 1.3 которых размещение приютов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности к размещению объектов, связанных с содержанием животных.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 введена в действие
с 1 марта 2008 года новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с разделом VII приведенных выше нормативов, для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.
В соответствии с пунктом 12.5.14 санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 к V классу относятся ветлечебницы с содержанием животных, виварии, питомники, пункты передержки животных.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что в пункте 12.5.14 санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Приюты для животных" не указаны, следовательно, обязанность для разработки проекта санитарно-защитной зоны у административных ответчиков в отношении рассматриваемых объектов отсутствует.
Вместе с тем приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года
N 908/ПР утвержден "СП 492.1325800.2020. Свод правил. Приюты для животных. Правила проектирования", в соответствии с пунктом 4.7 которого минимальное санитарное расстояние (санитарно-защитная зона) от территории приютов до жилых и общественных территорий принимается в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами, в том числе СанПин 2.2.1/2.1.1.1200 (ранее по тексту - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Расстояние между зданием карантина для поступающих в приют животных и другими зданиями для содержания животных, а также другими зданиями и сооружениями приюта следует принимать не менее 50 м.
Указанное выше нормативное регулирование не было учтено судами при оценке бездействия административных ответчиков по разработке проектов санитарно-защитных зон приютов для животных, положения приказа Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 908/ПР
"СП 492.1325800.2020. Свод правил. Приюты для животных. Правила проектирования" не применены.
Вместе с тем, исходя из анализа положений Федерального закона
N 498-ФЗ и Методических указаний во взаимосвязи усматривается, что в приютах для животных может осуществляться деятельность по содержанию (передержке) животных, а также по оказанию ветеринарных услуг, что подпадает под требования пункта 12.5.14 санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, чему не дана оценка в ходе рассмотрения административного дела.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В силу изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу судебными инстанциями не приняты, в связи с чем судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 14 июня 2023 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 марта
2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.