Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Никоновой О.И, Туляковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Капля Л.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2023 г. по гражданскому делу N 2-4674/2023 по иску Капли Любови Ивановны к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управлению образования администрации ГО "Город Йошкар-Ола" об обязании включения в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору найма из специализированного жилого помещения, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Капля Л.И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управлению образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о возложении обязанности включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа "Город Йошкар-Ола" по договорам найма специализированных жилых помещений; о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение по договору найма из специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства в населенном пункте муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола", взыскании судебных расходов в общем размере "данные изъяты"
В обоснование исковых требований истцом указано, что она относится к лицам, ранее имевшим статус лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с сентября ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на полном государственном обеспечении, воспитывалась в Волжской школе-интернат, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Советской школе-интернат. Постановлением от 29 мая 1997 г. N администрации Килемарского района Капля Л.И. была поставлена на очередь на получение жилья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Уведомлением от 3 мая 2023 г. Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" проинформировало истца об отказе во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа "Город Йошкар-Ола" по договорам найма специализированных жилых помещений. Приказом Управления образования истцу отказано во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа "Город Йошкар-Ола" по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2023 г. исковые требования Капли Л.И. к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управлению образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" об обязании включить в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, взыскании судебных расходов оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2023 г. решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Капля Л.И. просит апелляционное определение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое судебное постановление. Фактически выражает несогласие и с решением суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Капля (ранее до заключения брака ФИО) Л.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ Мать - ФИО1 лишена родительских прав. Сведения об отце были внесены на основании заявления матери.
В период времени с сентября 1984 г. по ДД.ММ.ГГГГ Капля Л.И. воспитывалась в Волжской школе-интернат, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Советской школе-интернат.
Согласно постановлению Главы администрации Килемарского района от 29 мая 1997 г. N Капля (ФИО) Л.И. поставлена на очередь на получения жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прибывающих после окончания детских государственных учреждений в Килемарский район.
10 февраля 2023 г. Капля Л.И. обратилась в Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" с заявлением о включении ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа "Город Йошкар-Ола" по договорам найма специализированных жилых помещений.
Приказом и.о. начальника Управления образования Администрации г.о. "Город Йошкар-Ола" от 27 апреля 2023 г. N Капле Л.И. отказано во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа "Город Йошкар-Ола" по договорам найма специализированных жилых помещений, в виду отсутствия правовых оснований для предоставления ей жилого помещения, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При издании вышеуказанного Приказа принято во внимание решение комиссии по охране прав детей управления образования г. Йошкар-Олы от 24 апреля 2023 г. (протокол N).
Из протокола N заседания комиссии по охране прав детей Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 апреля 2023 г, установлено, что Капля Л.И. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства при администрации ГО "Город Йошкар-Ола" не состоит, решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства не принималось. Согласно ответу Главы администрации Килемарского района от 6 марта 2023г. Капля Л.И. в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Килемарского муниципального образования не состоит, с заявлением о включении ее в список не обращалась. Согласно ответу Главы администрации Килемарского района от 20 апреля 2023 г..N постановление Главы администрации Килемарского района от 29 мая 1997 г..N утратившим силу не признавалось, изменения в него не вносились. Капля Л.И. не была обеспечена жилым помещением до нового правового регулирования и не была включена в список в связи с переменой места жительства с 2002 года и фактическим отсутствием на территории Килемарского района. В архивных фондах администрации Килемарского района отсутствуют сведения о закреплении жилого помещения за истцом.
Комиссия пришла к выводу о том, что Капля Л.И. в списке детей сирот никогда не состояла. С учетом положений ранее действующего законодательства, а также Федерального закона от 21 декабря 1996 г.."О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" до достижения 23 лет в целях реализации обеспечения вне очереди жилым помещением заявитель должна была встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений и состоять на указанном учете на период нового правового регулирования, то есть на 1 января 2013 г..Реализовать свое право на обеспечение жилым помещением Капля Л.И, ДД.ММ.ГГГГ могла с достижения совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) и до достижения ею возраста 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ). При этом постановка на учет осуществлялась ранее и включение в список детей-сирот при новом правовом регулировании осуществляется исключительно в заявительном порядке. Согласно имеющихся документов Капля Л.И. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", а также на территории городского и сельского поселений Килемарского муниципального района не состоит. При новом правовом регулировании с заявлением о включении в список в управление образования г..Йошкар-Ола до 10 февраля 2023 г..не обращалась, уважительных причин пропуска срока для постановки на учет заявитель в своем заявлении не указала.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", правовой позицией, содержащейся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г. пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Каплей Л.И. требований, при этом исходил из отсутствия уважительных причин, которые объективно препятствовали истцу реализовать свое право на своевременное обращение с заявлением о включении ее в Список.
Суд первой инстанции указал, что до достижения 23-х лет в компетентный орган на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда как гражданин, ранее относившийся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Капля Л.И. не обращалась. Совершеннолетия она достигла ДД.ММ.ГГГГ, 23 года ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о включении ее в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения она обратилась 10 февраля 2023 года, спустя 23 года после достижения ею 23-х лет.
Суд апелляционной инстанции, проверяя доводы апелляционной инстанции Капля Л.И, которая ссылалась на возникновение у нее права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании постановления главы администрации Килемарского района N 29 мая 1997 г, которым она поставлена на очередь на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прибывающих после окончания детских государственных учреждений вКилемарский район, посчитал не свидетельствующим о соблюдении ею заявительного порядка путем своевременного письменного обращения в соответствующий орган по месту жительства (в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола") для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.
Кроме того, суд второй инстанции отметил, что согласно ответу главы администрации Килемарского района от 20 апреля 2023 г. N постановление Главы администрации Килемарского района от 29 мая 1997 года N утратившим не признавалось, изменения в него не вносились. Капля Л.И. не была обеспечена жилым помещением до нового правового регулирования и не была включена в список в связи с переменой места жительства с 2002 года и фактическим отсутствием на территории Килемарского района. В архивных фондах администрации Килемарского района отсутствуют сведения о закреплении жилого помещения за истцом. Комиссия установила, что Капля Л.И. в списке детей сирот никогда не состояла.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а кроме того при разрешении спора судом не были приняты во внимание имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в ранее действующей редакции лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
При этом часть 3 статьи 8 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 10 февраля 1998 г.) выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, установила, что оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 1 января 2013 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
При этом никаких исключений связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат.
Факт достижения заявителем возраста 23-х лет не является препятствием для обеспечения его жилым помещением в льготном порядке как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Судам следует также учитывать, что с 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлен факт постановки Капля (Цветковой) Л.И. на очередь на получение жилья детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прибывающих после окончания детский государственных учреждение в Килемарский район на основании Постановления главы администрации Килемарского района от 29 мая 1997 г. N, то есть до достижения истцом 23-летнего возраста.
Таким образом, истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ подлежала обеспечению жилым помещением в льготном порядке.
Выводов относительно непринятия вышеуказанного постановления органа местного самоуправления в качестве доказательства постановки истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения в соответствии с ранее действующим порядком судебные постановления не содержат.
Суды первой и апелляционной инстанций оставили указанные обстоятельства без внимания и правовой оценки и доводы истца о том, что право истца на внеочередное предоставление жилого помещения возникло именно с даты постановки ее на очередь с 29 мая 1997 г, которым она не была обеспечена до введения нового правового регулирования, не опровергли.
Каким образом истец реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" судами не установлено и в обжалуемых судебных постановлениях не указано.
При этом неисполнение органом местного самоуправления обязанности предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться основанием для лишения в последующем такого лица, нуждающегося в предоставлении жилья, права на его получение, в силу части 2 статьи 4 Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениям.
Обстоятельства отсутствия оснований для обеспечения истца жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в ходе судебного разбирательства судами надлежащим образом не проверены.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Учитывая вышеизложенное, требования процессуального закона судом первой инстанции не выполнены, судом апелляционной инстанции, допущенные нарушения не исправлены, обжалуемые судебные постановления вынесены при существенном нарушении норм материального и процессуального права, что повлекло принятие незаконного решения, в связи с чем, решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2023 г. подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду следует правильно установить обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к характеру спорного правоотношения, дав им надлежащую правовую квалификацию, распределить бремя доказывания подлежащих установлению обстоятельств между сторонами, и разрешить спор по существу в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи О.И. Никонова
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.