Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Туляковой О.А, Калиновского А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Чувашской Республики на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2023 г. по гражданскому делу N 2-3155/2023 по иску прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах Терехиной ФИО10 к казенному учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты в Чувашской Республике о признании решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи незаконным, возложении обязанности предоставить государственную социальную помощь.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, заключение прокурора Вострокнутовой В.К. об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Московского района г. Чебоксары в интересах Терехиной А.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к Казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки"), указав, что 22 августа 2022 г. Терехина А.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Данное заявление рассмотрено межведомственной комиссией, образованной с участием ответчика, органов государственной службы занятости населения, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц. Комиссией выдано заключение об отказе Терехиной А.А. в предоставлении государственной социальной помощи в связи с тем, что возникли сомнения в реализации её бизнес плана. На основании заключения межведомственной комиссии ответчик принял решение об отказе Терехиной А.А. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению предпринимательской деятельности. Однако, приведенное выше основание (сомнение в реализации бизнес-плана) не предусмотрено законом для отказа в социальной помощи, о предоставлении которой ставила вопрос Терехина А.А.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Московского района г. Чебоксары просил суд признать незаконным решение ответчика от 25 августа 2022 г. об отказе в предоставлении Терехиной А.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; возложить на ответчика обязанность предоставить Терехиной А.А. такую государственную социальную помощь по её заявлению от 22 августа 2022 г.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары от 20 июня 2023 г. решение КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" от 25 августа 2022 г. об отказе Терехиной А.А. на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности признано незаконным; на ответчика возложена обязанность предоставить Терехиной А.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по её заявлению от 22 августа 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2023 г. решение Московского районного суда г. Чебоксары от 20 июня 2023 г. в части возложения обязанности предоставить Терехиной А.А. государственную социальную помощь отменено, в указанной части принято новое решение, которым заместителю прокурора Московского района города Чебоксары в удовлетворении исковых требований в интересах Терехиной А.А. к Казённому учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить государственную социальную помощь по заявлению от 22 августа 2022 года отказано. На межведомственную комиссию при Казенном учреждении Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики возложена обязанность рассмотреть заявление от 22 августа 2022 г. Терехиной А.А. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В кассационном представлении прокурор Чувашской Республики просит отменить апелляционное определение как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Представитель КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" представил заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя учреждения, кроме того указал, что решением отдела Центра предоставления мер социальной поддержки о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта N от 14 декабря 2023 г. Терехиной А.А. назначена государственная социальная помощь.
Прокурор четвертого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вострокнутова В.К. в судебном заседании доводы кассационного представления не поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (абзац восьмой статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2014 г. N 210 утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта.
Согласно п.1.2 указанного Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается постоянно или преимущественно проживающим на территории Чувашской Республики малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике. Для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта заявитель обращается в отдел Центра предоставления мер социальной поддержки, Центр предоставления мер социальной поддержки либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и представляет документы.
Основания для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи указаны в статье 9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которыми являются предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении социальной помощи содержатся в п.2.10 Порядка оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2014 г. N 210 (ред. от 13 июля 2022г.), так отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в случаях: представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; несоответствия заявителя категориям граждан, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка; недостаточности лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году.
Отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть обжалован в Минтруд Чувашии и (или) в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствующем уведомлении отделом Центра предоставления мер социальной поддержки излагаются основания, в соответствии с которыми было принято такое решение.
Согласно вышеуказанным нормативным актам перечень оснований для отказа в предоставлении государственной социальной помощи является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п.2.9 Порядка на основании заключения межведомственной комиссии отдел Центра предоставления мер социальной поддержки принимает решение о назначении (отказе в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта и не позднее чем через 10 дней со дня регистрации заявления, а в случаях, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка, - не позднее чем через 30 дней со дня регистрации заявления уведомляет гражданина о принятом решении письменно либо путем направления соответствующего письма на адрес электронной почты заявителя, (п.2.9 Порядка).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 22 августа 2022 г. Терехина А.А. обратилась в КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты с предполагаемым видом деятельности - ведение предпринимательской деятельности, представив, помимо прочего, бизнес-план по проекту "Организация химчистки салона автомобилей".
По результатам рассмотрения заявления Терехиной А.А. и её бизнес-плана, межведомственной комиссией, образованной с участием ответчика, представителей органов государственной службы занятости населения, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления выдано заключение об отказе Терехиной А.А. в государственной социальной помощи на основании социального контракта, оформленное протоколом от 25 августа 2022 г. В заключении приведены следующие причины отказа: "отказ по решению межведомственной комиссии, сомнение в реализации бизнес-плана".
На основании вышеназванного заключения межведомственной комиссии, 25 августа 2022 г. КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" принято N отказе Терехиной А.А. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по причине - сомнение в реализации бизнес плана.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, регулирующими спорные правоотношения, учитывая, что Терехиной А.А. было отказано в государственной социальной помощи по единственному основанию - "сомнение в реализации бизнес-плана", однако действующее на момент рассмотрения заявления правовое регулирование спорных правоотношений такого основания для отказа в государственной социальной помощи как сомнение в реализации бизнес-плана не содержало, суд первой инстанции признал отказ Терехиной А.А. в предоставлении государственной социальной помощи незаконным, указав, что в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) Терехиной А.А. условий социального контракта ответчик вправе досрочно расторгнуть социальный контракт и потребовать возврата субсидии.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора в интересах Терехиной А.А. о признании незаконным отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, с учетом требований Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2014 г. N 210 "Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта", а также изданного в его исполнение приказа КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" N9 от 14 января 2020 г. об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по рассмотрению документов на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, судебная коллегия Верховного Суда Чувашской Республики исходила из того, что в нарушение указанного Положения в заключении комиссии, оформленном протоколом от 25 августа 2022 г, не указан результат голосования каждого из членов комиссии, не приведена оценка представленных заявителем документов, кроме того норма закона, предусматривающая основания для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, как в решении ответчика, так и в заключении межведомственной комиссии, на которую ссылался ответчик ("сомнение в реализации бизнес плана"), как на основание для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, не указана, выводы межведомственной комиссии о наличии сомнений в реализации бизнес плана истца носят предположительный характер, основаны на субъективном мнении членов комиссии и не имеют ссылки на основания для отказа, предусмотренные законом. Вместе с тем, заключение Межведомственной комиссии в любом случае не может быть произвольными, должно содержать мотивы, по которым принято то или иное решение.
Учитывая, что вопросы рассмотрения заявлений граждан о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта относятся к компетенции межведомственных комиссий, на основании которых ответчиком принимается окончательное решение по поставленным вопросам, исходя из того, что суд, в силу принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, не вправе понуждать данные органы к принятию определенного решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда в части возложения на ответчика обязанности предоставить Терехиной А.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по её заявлению от 22 августа 2022 г, возложив на межведомственную комиссию при КУ Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанности повторно рассмотреть заявление Терехиной А.А. от 22 августа 2022 г. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационного представления, поскольку приведенные выше выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам данного гражданского дела.
Выводы суда апелляционной инстанции о необходимости возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление, не нарушают прав и законных интересов Терехиной А.А, поскольку не повлекли повторного отказа в предоставлении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта по различным основаниям, в том числе по причине недостаточности лимитов бюджетных средств, на что ссылается прокурор в кассационном представлении, поскольку как следует из заявления представителя КУ Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, 14 декабря 2023 г. между Отделом социальной защиты населения Московского района г. Чебоксары КУ Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики и Терехиной А.А. заключен социальный контракт N, что подтверждается копией социального контракта и программой социальной адаптации Терехиной А.А, в которых содержится условие об обязанности Отдела Центра предоставления мер социальной поддержки в осуществлении денежной выплаты в соответствии с условиями социального контракта, а также контроль за целевым расходованием указанных средств.
С учетом изложенного, при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 18 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Чувашской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи О.А. Тулякова
А.А. Калиновский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.