Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Киреевой Е.В, Туляковой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 10 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 октября 2023 года по гражданскому делу
N 2-2557/2023 по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Киреевой Е.В, пояснения ФИО1, представителя ФИО1 - Емельянова А.Ю. (доверенность
16 АА 7633881 от 19 октября 2023 года, диплом ВСВ 1055355 от
24 июня 2005 года), проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж и назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец указал, что 27 июня 2022 года в связи с выработкой необходимого специального стажа 20 лет в качестве водителя городского пассажирского транспорта и наличием необходимого страхового стажа обратился в Отдел установления пенсий N10 Отделения ПФР по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением территориального пенсионного органа от
2 декабря 2022 года в назначении пенсии на льготных основаниях ему было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что ответчиком неправомерно не включены периоды работы с 19 августа 1986 года по
5 июля 2010 года в должности водителя городского транспорта, с
6 июля 2010 года по 21 июня 2012 года, с 2 сентября 2013 года по
6 марта 2014 года в качестве водителя ООО "Автопредприятие N1" Республики Узбекистан, а также период неоплачиваемого отпуска со
2 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года в АО "АПОПАТ" в качестве водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов.
Просил признать незаконным решение от 2 декабря 2022 года в части не включения периодов работы с 19 августа 1986 года по 5 июля 2010 года в должности водителя городского транспорта Бухарской автоколонны N 2533, а также периоды с 2 апреля 2021 года по 11 ноября 2021 года и с
27 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года в должности водителя регулярных городских пассажирских автобусов АПОПАТ, обязать ответчика включить данные периоды в льготный стаж и назначить пенсию со дня обращения - 27 июня 2022 года.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от
10 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 октября 2023 года, исковые требования Исмаилова М.А. удовлетворены в части:
- решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан N513108/22/765 от
2 декабря 2022 года и N 513108/22/589 от 24 июля 2023 года в части исключения из расчета стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы ФИО1 с
19 августа 1986 по 5 июля 2010 года в должности водителя городского транспорта Бухарской автоколонны N 2533 Республики Узбекистан признано незаконным;
- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязано зачесть в льготный стаж ФИО1 период работы с 19 августа 1986 года по
5 июля 2010 года в должности водителя городского транспорта Бухарской автоколонны N 2533 Республики Узбекистан и назначить досрочную пенсию по старости с 27 июня 2022 года.
В остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
ОСФР по Республике Татарстан в кассационной жалобе просит отменить обжалуемые судебные акты в части удовлетворения исковых требований ФИО1, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, поскольку факт работы истца в спорные периоды в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах и полная занятость (не менее 80% рабочего времени за месяц) на таких работах не подтверждены представленными в дело доказательствами.
Истец ФИО2 и его представитель Емельянов А.Ю. в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласились, просили оставить в силе судебные акты.
Представитель ОСФР по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. Представлено заявлении о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы ОСФР по Республике Татарстан, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 27 июня 2022 года в связи с выработкой необходимого специального стажа в качестве водителя городского пассажирского транспорта более 20 лет и необходимого страхового стажа, ФИО1 обратился в Отдел установления пенсий N10 Отделения ПФР по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Отдела установления пенсий N10 Отделения ПФР по Республике Татарстан (г. Бугульма) N513108/22/765 от 2 декабря 2022 года истцу в страховой стаж не включены периоды работы с 19 августа 1986 года по 5 июля 2010 года в должности водителя городского транспорта, с 6 июля 2010 года по 21 июня 2012 года, с 2 сентября 2013 года по 6 марта 2014 года в качестве водителя ООО "Автопредприятие N1" Республики Узбекистан, а также период неоплачиваемого отпуска с 2 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года в АО "АПОПАТ" в качестве водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов.
Судами также установлено, что, ФИО1 с 28 января 1986 года работал слесарем 2 разряда в Бухарской автоколонне N 2533 Республики Узбекистан, приказом от 19 августа 1986 года N 93 переведен на должность водителя 3 класса городского транспорта с 19 августа 1986 года. Данный факт нашел свое подтверждение выданными 2 февраля 2022 года, 12 августа 2022 года, 2 февраля 2023 года справками Бухарского общественного объединения Автопредприятие N 1. В трудовой книжке истца запись произведена в следующей формулировке: "переведен водителем 3 класса", имеется ссылка на приказ от 19 августа 1986 года.
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что период работы с 19 августа 1986 года по 5 июля 2010 года в должности водителя городского транспорта Бухарской автоколонны N 2533 Республики Узбекистан подлежит включению в льготный стаж, так как работа водителем городского транспорта в указанный период подтверждается всеми имеющимися в материалах дела документами.
В связи с чем указал, что период работы истца водителем городского транспорта в Бухарской автоколонне подлежал включению в льготный стаж согласно статье 12 пункту "ж" Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан", должность пользовалась правом на льготное пенсионное обеспечение до 1 января 2011 года, о чем отражено в ответе на запрос ответчика. До принятия постановления Правительства Узбекистана от 12 мая 1994 года действовал Список от
22 августа 1956 года, утвержденный постановлением СМ СССР.
Работа истца в период с 1986 года по 2010 год водителем городского транспорта подтверждается всеми имеющими в материалах дела документами, в том числе и актом от 4 ноября 2022 года, составленным по запросу ответчика сотрудниками пенсионного фонда Бухары, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец действительно в спорный период работал водителем городского транспорта и имел право на льготное пенсионное обеспечение в Республике Узбекистан. Наличие справки от
22 декабря 2008 года N 31, в котором его должность отражена как инженер по снабжению, не должно повлечь нарушение конституционного права истца на льготное пенсионное обеспечение, так как он не работал инженером по снабжению, ни в трудовой книжке, ни в копиях приказов и справках о заработной плате данный факт не отражен. К справке от 22 декабря 2008 года суд отнёсся критически, полагая допущение описки при написании данных ФИО1
В связи с включением вышеназванного периода с учетом которого льготный стаж истца составляет более 20 лет, суд обязал ответчика назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения к ответчику - с
27 июня 2022 года.
При этом, суд первой инстанции не усмотрел оснований для включения в специальный стаж истца остальных заявленных периодов его работы с 2 апреля 2021 года по 11 ноября 2021 года и с 27 ноября 2021 года по
31 декабря 2021 года в должности водителя регулярных городских пассажирских автобусов АПОПАТ, поскольку указанные периоды согласно решению ответчика от 24 июля 2023 года уже включены в льготный стаж истца.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции. Указав, что само по себе отсутствие в представленных в материалы дела документах указания на то, что работа истца протекала на пассажирских автобусах, не может быть принято во внимание, так как в ответе на запрос ответчика о подтверждении льготного периода работы внебюждетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан ссылается на статью 12 пункта "ж" Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан", в соответствии с которым право на пенсию с уменьшением возраста имеют водители городского пассажирского автобуса. При таких обстоятельствах период работы с 19 августа 1986 года по
5 июля 2010 года в ООО Автопредприятие N 1 в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ как работа в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах обоснованно включен в льготный стаж истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований
ФИО1 в части основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением процессуального закона.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Из приведенных нормативных положений следует, что право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости связано с наличием страхового стажа определенной продолжительности. Применительно к настоящему спору, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (далее по тексту - Правила от
11 июля 2002 г. N 516).
В соответствии с пунктом 4 Правил от 11 июля 2002 года N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах (приложение к письму Минтранса России от 2 июля 1992 года N 13-пр), подлежащего применению к спорным правоотношениям, право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80% рабочего времени за месяц.
Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; путевых листов; при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
По смыслу приведенных выше взаимосвязанных нормативных положений, при назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периоды его работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах и постоянная в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) занятость на таких работах должны быть подтверждены документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными), в том числе, приказами о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевыми листами, а при их отсутствии - справками предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.). Следовательно, указанные выше документальные доказательства должны содержать сведения о работе истца в спорные периоды именно в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах и его постоянной в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) занятости на таких работах. При этом, характер работы, к которому, в том числе, относятся приведенные выше обстоятельства, не может быть подтвержден показаниями свидетелей. Периоды работы истца по специальности после регистрации его в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ должны быть подтверждены выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, судебными инстанциями учтены не были.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части и включая ему в специальный стаж периоды работы с 19 августа 1986 года по
5 июля 2010 года в должности водителя городского транспорта Бухарской автоколонны N 2533 Республики Узбекистан, в связи с тем, что факт работы в данные периоды подтвержден представленными в материалы дела документами (записями в трудовой книжке, архивными сведениями о начислении заработной платы и отчислениях в пенсионный фонд), судебные инстанции не учли, что в силу приведенного выше правового регулирования основанием для включения периодов работы в стаж по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года N 400-ФЗ является не любая работа в качестве водителя автобуса, а именно работа в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, и постоянная в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) занятость на таких работах.
Однако, из материалов дела следует, что по представленным документам до 31 декабря 1990 года работа у ФИО1 проходила на территории бывшего СССР, а после 1 января 1991 года и до 2020 года на территории Республики Узбекистан.
Российская Федерация и Республика Узбекистан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от
13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Согласно ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Согласно ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от
13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после
1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Согласно трудовой книжке на имя ФИО1 он принят с 28 января 1986 года слесарем 2 разряда в Бухарскую автоколонну N 2533 Республики Узбекистан, приказом от 19 августа 1986 года N 93 переведен на должность водителя 3 класса городского транспорта с 19 августа 1986 года. С 6 июля 2010 года работал водителем 1 класса в ДП "Бонус Икар", откуда уволен 21 июня 2012 года.
Из представленной в материалы дела справки ООО "Автопредприятие -1" Республики Узбекистан от 23 октября 2002 года на имя ФИО1 усматривается, что она содержат лишь сведения о начислении заработной платы и уплаченных страховых взносов в пенсионный фонд Республики Узбекистан. При этом, содержащиеся в ней сведений не позволяют установить характер выполняемой истцом работы и его полную занятость.
Таким образом, представленные в материалы дела документальные доказательства не содержат сведений о работе истца в спорные периоды в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах и постоянной в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) занятость на таких работах.
Кроме того, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 1 статьи 57 указанного Кодекса доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно пунктам 7 и 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству" судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства, представленные сторонами и другими лицами, участвующими в деле, проверяются судьей на их относимость (ст. 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и допустимость (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования указанных норм процессуального права судами предыдущих инстанций также не соблюдены.
Так, по настоящему делу с учетом заявленных ФИО1 исковых требований, возражений на них ответчика и подлежащих применению норм материального права, судам следовало установить факт работы истца в заявленные периоды в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах и постоянной в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) занятость на таких работах.
Представленная в материалы дела справка Бухарского городского отдела внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, о том, что период работы истца водителем городского транспорта в Бухарской автоколонне подлежал включению в льготный стаж, согласно статье 12 пункта "ж" Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан", должность пользовалась правом на льготное пенсионное обеспечение до 1 января 2011 года, не подтверждает льготный характер работы истца, так как порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливается в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, что требует подтверждения заявленных периодов работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах и постоянной в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) занятость на таких работах.
Однако, указанные выше обстоятельства не были определены судебными инстанциями в качестве юридически значимых при разрешении настоящего спора, суды ограничились лишь констатацией факта того, что факт работы истца в спорные периоды подтвержден записями в трудовой книжке, а также архивными сведениями о начислении заработной платы и отчислениях в Пенсионный фонд, что свидетельствует о нарушении судами права на справедливое судебное разбирательство и привело к неправильному разрешению спора в данной части.
С учетом приведенного выше решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 10 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 октября 2023 года в части включения в специальный стаж ФИО1 периода работы с 19 августа 1986 года по
5 июля 2010 года в должности водителя городского транспорта Бухарской автоколонны N 2533 Республики Узбекистан и назначения пенсии по старости с 27 июня 2022 года, нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в данной части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от
10 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от
23 октября 2023 года в части включения в специальный стаж ФИО1 периода работы с 19.08.1986 по 05.07.2010 в должности водителя городского транспорта Бухарской автоколонны N 2533 Республики Узбекистан и назначения пенсии по старости с 27.06.2022, отменить.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Альметьевский городской суд Республики Татарстан.
В остальной части решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 10 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 октября 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.В. Киреева
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.