Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бросовой Н.В, судей Туляковой О.А, Петровой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 15 ноября 2023 года по гражданскому делу N 2-6547/2023 по иску Прокурора города Оренбурга, действующего в интересах Назаровой Олеси Сергеевны к Государственному учреждению - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области об оспаривании решения, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, заслушав доклад Туляковой О.А, объяснения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сальникова А.А. полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Оренбурга, действующий в интересах Назаровой О.С, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения пенсионного органа незаконным по тем мотивам, что Назарова О.С. работала учителем-логопедом. Решением ГУ ОПФР по Оренбургской области от 13.12.2022, решением ОСФР по Оренбургской области от 11.07.2023 (во изменение решения от 13.12.2022) ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа, не включены периоды ее работы: с 02.06.2000 по 22.12.2001, с 07.04.2003 по 30.09.2003 - учитель-логопед в логопедическом пункте при отделе образования ЮАО г. Оренбурга, в том числе с 01.09.2000 по 01.06.2001, с 07.04.2003 по 01.06.2003 - учитель английского языка по совместительству МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" с нагрузкой 6 часов, с 01.09.2003 по 30.09.2003 - нагрузка 2 часа по логопедии (наименование должности не указано). С учетом уточнения просил признать решение ГУ ОПФР по Оренбургской области от 13.12.2022, решение ОСФР по Оренбургской области от 11.07.2023 (во изменение решения от 13.12.2022) в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Назаровой О.С, периоды работы в должности учителя-логопеда в логопедическом пункте при Отделе образования ЮАО города Оренбурга со 02.06.2000 по 22.12.2001, с 07.04.2003 по 30.09.2003, в должности учителя английского языка по совместительству МОАУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" с 01.09.2000 по 01.06.2001, с 07.04.2003 по 01.06.2003. Обязать ОСФР по Оренбургской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Назаровой О.С, вышеуказанные периоды.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 сентября 2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 15 ноября 2023 решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2023 года отменено в части.
Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области от 11.07.2023 (во изменение решения от 13.12.2022) в части невключения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Назаровой О.С, периоды работы в должности учителя-логопеда Отдела образования ЮАО города Оренбурга с 2.06.2000 по 22.12.2001, с 07.04.2003 по 30.09.2003.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области возложена обязанность включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы Назаровой Олеси Сергеевны, с 2.06.2000 по 31.08.2000 в должности учителя-логопеда СОШ N 35, с 1.09.2000 по 22.12.2001, с 07.04.2003 по 30.09.2003 в должности учителя-логопеда СОШ N 6.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции истец Назарова О.С, представитель ответчика ОСФР по Оренбургской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы допущены.
Судом установлено, что 12 декабря 2022 Назарова О.С. обратилась в ГУ- ОПФР по Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Оренбургской области от 11.07.2023 (во изменение решения от 13.12.2022) Назаровой О.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 22 года 10 месяцев, при требуемом 25 лет.
В специальный стаж при определении права на досрочное пенсионное обеспечение в рамках действующего пенсионного законодательства (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 за N781) не включены следующие периоды:
- 02.06.2000 по 22.12.2001, с 07.04.2003 по 30.09.2003 - учитель-логопед в логопедическом пункте при отделе образования ЮАО г. Оренбурга, поскольку наименование учреждения "Отдел образования" не предусмотрено разделом "Наименование учреждений" Списка от 29.10.2002 N781, "Логопедический пункт" в числе структурных подразделений, содержащихся в п.13 Правил от 29.10.2002 N781, не предусмотрен;
с 01.09.2000 по 01.06.2001, с 07.04.2003 по 01.06.2003 -учитель английского языка по совместительству МОУ "Средняя общеобразовательная школа N6", поскольку согласно акту проверки факта льготной работы учебная нагрузка в 2000-2001 6 часов, т.е. работа на 1 ставку отсутствует.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика включить в стаж Назаровой О.С. на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", спорный период работы в должности учителя -логопеда и учителя английского языка.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы истца с 02.06.2000 по 22.12.2001, с 07.04.2003 по 30.09.2003 в должности учителя - логопеда.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из содержания трудовой книжке Назаровой О.С, согласно которой последняя с 01.09.1998 назначена в порядке перевода на должность учителя-логопеда шк. N35, 01.09.2000г. переведена учителем-логопедом в шк. N6, 30.11.2009 уволена в порядке перевода в МОУ "СОШ N6"; выписки из приказа N 76 от 13.10.1998, выданной МОАУ "СОШ N 35", согласно которой логопед школы N 35 Назарова О.С. принята в среднюю школу N 35 учителем английского языка с 1.10.1998; выписки из приказа N 10/3 от 18.09.2000, выданной МОАУ "СОШ N6", Назарову О.С, о принятии истицы на работу на должность учителя-логопеда на 1, 5 ставки + учителя английского языка с учебной нагрузкой 0, 3 часа в неделю 01.09.2000, а также учел справку Управления образования администрации г. Оренбурга от 29.03.2021 в книгах приказов по личному составу отдела образования ЮАО за 1998-2000, находящихся в архивном фонде, что в приказе от 02.09.1998 N 105 п.З имеются сведения о назначении Назаровой О.С. в порядке перевода с должности уч. анг. языка шк.N 35 на должность логопеда шк. N 35, а в приказе от 04.09.2000 N 175 указано: Назарову О.С. -учителя- логопеда шк.N 35 перевести на должность учителя -логопеда ср.шк. N 6 с 01.09.00.
Суд апелляционной инстанции указал, что в периоды работы истца учителем логопедом действовало Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах, утвержденное Министром просвещения СССР 9 апреля 1976 года, до признания его утратившим силу Приказом Минобрнауки России от 25.05.2016 N 620.
Согласно пунктам 16, 20 Положения о логопедических пунктах при общеобразовательных школах учителя-логопеды назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей общеобразовательных школ. Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ.
Поскольку истец фактически работала учителем-логопедом в логопедическом пункте школы, а отсутствие должности истца в штате общеобразовательных школ, в которых она работала и выплата ей заработной платы в отделе образования администрации ЮАО не может быть препятствием для реализации права на досрочное назначение пенсии по старости, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, спорный период подлежит включению в специальный стаж истца по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку эти выводы не соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ)
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно справке от 23.12.2020г N 537-МКУ, выданной МКУ "Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений" истец назначена на работу на должность учителя-логопеда в Логопедический пункт Отдела образования Южного административного округа, приказ от 04.09.2000г. N 175, уволена, приказ от 30.11.2009г. N 245-к.
Из справки МКУ ""Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений" от 10 августа 2025 N89 следует, что Назарова О.С. работала с 1 сентября 1998 по 30 ноября 2009 в логопедическом пункте при Отделе образования Администрации южного административного округа в должности учителя - логопеда на 1 ставку, с 15 января 2001 на 1, 5 ставки.
Отклоняя доводы ответчика о том, что наименование учреждения - "Отдел образования" не соответствует Списку, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истец, работая учителем-логопедом, осуществляла педагогическую деятельность непосредственно с детьми, ее рабочее место находилось в школе, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Однако, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что такое наименование учреждения как "Отдел образования" не предусмотрен разделом "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 N781.
В силу пункта 13 Правил от 29.10.2002 N 781 утвержден перечень структурных подразделений организаций, наименование которых не предусмотрено Списком, но работа, в которых в соответствующих должностях засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в порядке, предусмотренном Правилами от 29.10.2002 N781.
"Логопедический пункт" в числе структурных подразделений, содержащихся в пункте 13 Правил от 29.10.2002г. N 781, не предусмотрен.
В спорный период истец занимала должность, указанную в разделе "Наименование должностей" Списка (учитель-логопед), и работала в учреждении, наименование которого Списком не предусмотрено, но перечень которых указан в разделе "Наименование учреждений".
Между тем, учреждение " общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований " и " Отдел образования" (при ЮАР города Оренбурга) являются самостоятельными и разными по значению организациями. Указанные обозначения не являются ошибочными наименованиями одного учреждения.
При этом, в соответствии с пунктом 3 Правил от 29 октября 2002 N781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Это значит, что работа должна осуществляться одновременно в должности, предусмотренной разделом "Наименование должностей" Списка и в учреждении, предусмотренном разделом "Наименование учреждений" Списка.
Осуществление работы только в должности либо только в учреждении, предусмотренных Списком, не может служить основанием для зачета такого периода работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Однако суд апелляционной инстанции, посчитав, что что вышеуказанный спорный период работы учителем-логопедом подлежит включению в специальный стаж, фактически указанные выше обстоятельства не учел.
Принимая во внимание наличие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных постановлений в суде кассационной инстанции, кассационный суд общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение в обжалуемой части, с направлением гражданского дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении гражданского дела суду апелляционной инстанции надлежит проверить правильность расчетов специального стажа истца с учетом принятого пенсионным органом решения на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, и в соответствии с требованиями закона разрешить исковые требования.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 15 ноября 2023 года отменить в части отмены решения Ленинского районного суда города Оренбурга от 13 сентября 2023 года о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области от 11.07.2023 (во изменение решения от 13.12.2022) в части невключения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Назаровой О.С, периодов работы в должности учителя-логопеда Отдела образования ЮАО города Оренбурга с 2.06.2000 по 22.12.2001, с 07.04.2003 по 30.09.2003; обязании Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы Назаровой Олеси Сергеевны, с 2.06.2000 по 31.08.2000 в должности учителя-логопеда СОШ N 35, с 1.09.2000 по 22.12.2001, с 07.04.2003 по 30.09.2003 в должности учителя-логопеда СОШ N 6 и принятия в этой части нового решения об удовлетворении иска, с направлением гражданского дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Оренбургский областной суд.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи О.А. Тулякова
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.