Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мальсагова В. А.-Хановича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 января 2024 г. по административному делу N2а-2992/2023 по административному исковому заявлению Мальсагова В. А.-Хановича к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении денежной выплаты и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мальсагов В.А.-Х. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края (далее также - Минстрой Ставропольского края, министерство) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении денежной выплаты и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование своих требований указал на то, что он обратился в министерство с заявлением о предоставлении денежной выплаты, приложив предварительный договор участия в долевом строительстве от 28 мая 2015 г. N 80 с ООО "АртСтройТехно", соглашение от 28 мая 2015 г. N 1 о зачете взаимных однородных требований, закупочный акт от 21 мая 2015 г. N 2, соглашение об уступке права требования по предварительным договорам участию в долевой строительстве от 30 июня 2022 г, определение Арбитражного суда Ставропольского края от 22 ноября 2022 г. о включении требований Мальсагова В.А.-Х. в реестр требований кредиторов должника по передаче жилого помещения ООО "АртСтройТехно". Однако решением Минстроя Ставропольского края от 29 мая 2023 г. ему отказано со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих оплату договора, а также отсутствие информации о заявителе в реестре пострадавших граждан, а также о многоквартирном доме в едином реестре проблемных объектов. Считая указанное решение министерства нарушающим его права и законные интересы на получение денежной выплаты, Мальсагов В.А.-Х. просит признать незаконными решение министерства от 29 мая 2023 г. N 208 об отказе в предоставлении денежной выплаты; возложить на министерство обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем предоставления денежной выплаты.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 сентября 2023 г. административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 января 2024 г, решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 сентября 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 13 февраля 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 27 февраля 2024 г, Мальсагов В.А.-Х. просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что оспариваемое решение министерства не мотивировано, при этом факт оплаты договора был подтвержден представленными в министерство вместе с заявлением документами.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ООО "АртСтройТехно" (застройщик) и Качиевым А.Ю. (участник долевого строительства) был заключен предварительный договор участия в долевом строительстве "адрес", по условиям которого после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обязался передать Качиеву А.Ю. двухкомнатную "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, площадь балкона "данные изъяты" кв.м, на "данные изъяты" этаже, подъезд "данные изъяты", позиция "данные изъяты" в строящемся жилом доме по адресу: "адрес"
Пунктом 4.1 указанного договора установлена цена объекта долевого строительства в размере "данные изъяты" руб. из расчета "данные изъяты" руб. за один квадратный метр с указанием, что участник долевого строительства перечисляет денежные средства за квартиру на расчетный счет застройщика или вносит наличными денежными средствами в кассу застройщика в течение пяти дней с момента заключения основного договора участия в долевом строительстве.
28 мая 2015 г. между Качиевым А.Ю. и ООО "АртСтройТехно" заключено соглашение N о зачете взаимных однородных требований, по условиям которого сторона 1 (кредитор) имеет к стороне 2 (должник) требование об оплате денег в сумме "данные изъяты" руб. на основании заключенного между ними договора поставки от 5 мая 2015 г. N 37; сторона 2 (кредитор) имеет к стороне 1 (должник) требования об оплате денег в сумме "данные изъяты" руб. на основании заключенных ими договоров участия в долевом строительстве.
Согласно представленным в материалы дела копии договора поставки от 5 мая 2015 г. N 37 Качиев А.Ю. (поставщик) обязуется отгрузить и доставить, а ООО АртСтройТехно" (покупатель) принять и оплатить строительные материалы (пункт. 1.1); поставка товара осуществляется партиями в соответствии с заявками покупателя (п. 1.2). Оплата стоимости партии товаров производится путем передачи поставщику "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, балкона (лоджии) - "данные изъяты" кв.м, цена кв.м - "данные изъяты" рублей ("данные изъяты".) (пункт 3.1). Передача может осуществляться как единовременно, так и по факту поставок партий песка по договоренности сторон. Передача квартиры осуществляется путем заключения сторонами соответствующих документов о передаче квартиры (пункт 3.2). Из копии закупочного акта от 21 мая 2015 г. N 2, подписанного Качиевым А.Ю, следует, что ООО "АртСтройТехно" продан строительный материал - бетон, на общую сумму "данные изъяты" руб.
30 июня 2022 г. между Качиевым А.Ю. (цедент) с одной стороны и Мальсаговым В.А.-Х. (цессионарий) заключено соглашение о передаче права требования к ООО "АртСтройТехно" по предварительному договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ N однокомнатной "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м и площадью балкона "данные изъяты" кв.м, на "данные изъяты" этаже 24-этажного дома, подъезд "данные изъяты" позиция "данные изъяты", по адресу: "адрес" (пункт 1.1); а также по предварительному договору участия в долевом строительстве N от 28 мая 2015 г. однокомнатной "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м и площадью балкона "данные изъяты" кв.м, на "данные изъяты" этаже указанного жилого дома (пункт 1.2).
Пунктом 2 соглашения предусмотрено, что в счет оплаты за уступку права требования стороны производят зачет оплаты долга цедента перед цессионарием, возникшего из долговой расписки от 19 июля 2021 г. на сумму "данные изъяты" руб. сроком возврата долга и уплаты процентов за пользование займом до 30 июня 2022 г. С момента подписания соглашения долг цедента перед цессионарием в размере "данные изъяты" руб, основного долга и "данные изъяты" руб. процентов за пользование займом, установленный распиской считается погашенным.
Судом также установлено, что определением Арбитражного суда Ставропольского края от 22 ноября 2022 г. по делу N А63-12163/2015 требования Мальсагова В.А.-Х. включены в реестр требований кредиторов должника по передаче жилого помещения - двухкомнатной "адрес", находящейся на 8 этаже 24-этажного дома, подъезд 8. позиция 8, общей площадью 56, 15 кв.м, площадь балкона 3, 2 кв.м, по адресу: "адрес", на основании предварительного договора участия в долевом строительстве от 28 мая 2015 г. N 54 в реестр требований участников строительства ООО "АртСтройТехно" и по передаче жилого помещения - двухкомнатной "адрес", находящейся на "данные изъяты" этаже 24-этажного дома, подъезд "данные изъяты" позиция "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м, площадь балкона 3, 2 кв.м, по адресу: "адрес", на основании предварительного договора участия в долевом строительстве от 28 мая 2015 г. N 80 в реестр требований участников строительства ООО "АртСтройТехно"; сумма, уплаченная застройщику по предварительным договорам участия в долевом строительстве от 28 мая 2015 г. N 54, составляет "данные изъяты" руб, от 28 мая 2015 N 80 - "данные изъяты" руб.
4 мая 2023 г. Мальсагов В.А.-Х. обратился в Минстрой Ставропольского края с заявлением об осуществлении погашения требований граждан - участников долевого строительства с приложением документов.
Министерством решением от 29 мая 2023 г. N 208 Мальсагову В.А.-Х. отказано со ссылкой на подпункты 1 и 4 пункта 14 Порядка погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 N 270-п, в связи с непредставлением документов, подтверждающих оплату договора, а также отсутствием информации о заявителе в реестре пострадавших граждан, а также о многоквартирном доме в едином реестре проблемных объектов.
Считая отказ незаконным, Мальсагов В.А.-Х. обратился с настоящим административным иском в суд.
Разрешая дело и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Ставропольского края от 22 ноября 20212 г. по делу N А63-12163/2015 установлены обстоятельства неисполнения застройщиком обязательства по передаче квартиры в соответствии с условиями предварительного договора участия в долевом строительстве от 28 мая 2015 г. N 80, который денежные средства не возвратил; требования о передаче помещения включены в реестр требований ООО "АртСтройТехно"; заявителем министерству предоставлен необходимый перечень документов.
Суд апелляционной инстанции, проверяя дело, не согласился с судом первой инстанции и пришел к выводу о законности оспариваемого решения административного ответчика, при этом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Мальсаговым В.А.-Х. в качестве документа, подтверждающего факт оплаты договора поставки от 5 мая 2015 г. N 37, представлен закупочный акт от 21 мая 2015 г. N 2 на сумму "данные изъяты" руб, однако в нем отсутствуют идентификационные данные, на основании которых их можно было бы отнести к договору поставки, что строительные материалы поставлены во исполнение этого договора поставки, более того эти акты, являясь документами фиксирующими факт совершения сделки, подлежащей бухгалтерскому учету, вместе с тем не являются документами, подтверждающими факт оплаты по договору (платежное поручение, кассовый и товарный чек, бланк строгой отчетности). Более того, как следует из материалов дела, в закупочном акте передан строительный материал бетон, тогда как в договоре поставки речь идет о поставке партий песка. Также суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что Мальсагов В.А.-Х. в судебном порядке не признавался гражданином-участником строительства соответствующим критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, сведения о которых подлежали включению в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществлялось до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 7 февраля 2022 г. N 8-кз "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований" в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства и восстановления их прав, определен порядок погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований.
В статье 3 названного закона установлен порядок погашения требований граждан - участников строительства.
Погашение требований граждан - участников строительства осуществляется путем предоставления таким гражданам денежной выплаты. Порядок погашения требований граждан - участников строительства и размер денежной выплаты определяются Правительством Ставропольского края с учетом требований, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 1).
Согласно части 2 статьи 3 указанного закона денежная выплата предоставляется гражданам - участникам строительства:
1) при одновременном соблюдении на 31 декабря 2021 года следующих условий: а) наличие сведений о гражданах - участниках строительства и (или) многоквартирных домах, для строительства которых привлечены денежные средства таких граждан (далее также - многоквартирный дом): в реестре требований участников строительства; в реестре пострадавших граждан либо едином реестре проблемных объектов; б) соответствие многоквартирных домов одному из следующих условий: отсутствие разрешения на строительство, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации; отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) многоквартирный дом; частичное погашение требований граждан - участников строительства юридическими лицами, акции которых находятся в государственной собственности Ставропольского края;
2) признанным на 31 декабря 2022 г. вступившим в законную силу решением суда соответствующими критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, сведения о которых подлежали включению в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществлялось до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В целях реализации вышеприведенного Закона Ставропольского края от 7 февраля 2022 г. N 8-кз "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований" постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 г. N 270-п утвержден Порядок погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований (далее - Порядок), который определяет механизм погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований за счет средств бюджета Ставропольского края.
Согласно пункту 7 Порядка для предоставления денежной выплаты гражданин - участник строительства или его представитель подает в минстрой края заявление о предоставлении денежной выплаты по форме, утверждаемой минстроем края (далее - заявление), с приложением документов, указанных в пункте 8 Порядка.
В соответствии с пунктом 8 к заявлению гражданином - участником строительства прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина - участника строительства; 2) выписка из реестра требований участников строительства о размере, составе и об очередности удовлетворения требований, заверенная конкурсным управляющим; 3) договор; 4) документы, подтверждающие оплату по договору:
справка, подтверждающая полную или частичную уплату цены договора гражданином - участником строительства застройщику, выступающему стороной договора участия в долевом строительстве, с указанием размеров и сроков внесения платежей, выданная конкурсным управляющим (в случае если договор зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации);
документ, подтверждающий факт полной или частичной оплаты по договору за счет собственных денежных средств гражданина - участника строительства (в случае если регистрация договора в соответствии с законодательством Российской Федерации не осуществлялась);
справка кредитной или другой организации, предоставившей ипотечный кредит (заем) на строительство жилого помещения, машино-места и нежилого помещения, приобретенного гражданином - участником строительства по договору, об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом), заключенным для расчетов по договору, выданная на дату не ранее чем за 5 календарных дней до даты подачи заявления (в случае, если для расчетов по договору использовались заемные средства) (далее соответственно - кредит, справка о задолженности по кредиту);
5) копия вступившего в законную силу до 31 декабря 2022 г. строительства соответствующим критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, сведения о которых подлежали включению в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществлялось до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в случае, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края)
На основании пункта 13 Минстрой края в течение 20 рабочих дней со дня представления гражданином - участником строительства документов принимает одно из следующих решений: о предоставлении денежной выплаты (подпункт 1); об отказе в предоставлении денежной выплаты (подпункт 2).
Основания для принятия Минстроем края решения об отказе в предоставлении денежной выплаты перечислены в пункте 14: непредставление документов либо их предоставление в неполном объеме (подпункт 1); представление неправильно оформленных заявления и документов (подпункт 2); представление недостоверных, заведомо ложных сведений, указанных в заявлении и документах (подпункт 3); отсутствие информации о гражданине - участнике строительства и (или) многоквартирном доме в реестре пострадавших граждан либо в едином реестре проблемных объектов (4); отсутствие информации о многоквартирном доме в плане-графике (подпункт 5); погашение требований гражданина - участника строительства юридическими лицами, акции которых находятся в государственной собственности Ставропольского края (подпункт 6); превышение суммой задолженности по кредиту, указанной в справке о сумме задолженности по кредиту, размера денежной выплаты (подпункт 7).
Минстрой края в течение 5 рабочих дней со дня принятия одного из решений, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, уведомляет гражданина - участника строительства о принятом решении путем направления решения посредством почтовой связи (заказным письмом с уведомлением о его вручении) по почтовому адресу, указанному в заявлении, либо путем вручения лично под роспись (пункт 15 Порядка).
При этом пунктом 16 Порядка предусмотрено, что в случае принятия Минстроем края решения о предоставлении денежной выплаты гражданину - участнику строительства одновременно с уведомлением о принятом решении направляется (вручается) проект договора уступки права требования, соответствующий требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
Проанализировав приведенные нормы, суд апелляционной инстанции правильно признал, что административным ответчиком в пределах установленных законом полномочий, исходя из представленных заявителем документов и в соответствии с установленными Правилами принято мотивированное решение об отказе в предоставлении административному истцу денежной выплаты.
При этом, как правильно указано судом апелляционной инстанции, наличие определения арбитражного суда, которым определена сумма исполненных обязательств по договорам поставки не освобождает заявителя от представления с целью получения бюджетных средств, документов, подтверждающих факт оплаты по договору, а именно платежных поручений, кассового и товарного чека, бланка строгой отчетности, которые в силу подпункта 4 пункта 8 порядка являются обязательным для получения вышеуказанной выплаты.
Кроме того, Закон Ставропольского края от 7 февраля 2022 г. N 8-кз "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований", основной целью которого служит реализация государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства и восстановления их прав, предусматривает наличие обязательных условий, при которых предоставляется денежная выплата, в том числе соответствие критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Поскольку предусмотренные вышеприведенными нормами обязательные условия для получения названной выплаты не установлены, суд апелляционной инстанции правильно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения суда апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности этих выводов об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного акта, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мальсагова В. А.-Хановича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 марта 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.