Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа "город Каспийск" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 декабря 2023 г.
по административному делу по административному иску Шуаева Ш.Ю. к Администрации городского округа "город Каспийск" о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности устранить препятствия.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, объяснения представителя административного истца Раджабова А.Р, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шуаев Ш.Ю. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа "город Каспийск" о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности устранить препятствия.
В обоснование требований указано, Шуаеву Ш.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 600 кв.м с видом разрешенного использования для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". При этом площадь земельного участка, которым он фактически владеет и пользуется, составляет 840 кв.м, в связи с этим он обратился в Администрацию городского округа "город Каспийск" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в порядке статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации для последующего перераспределения земельного участка. Однако Администрацией городского округа "город Каспийск" было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по тем основаниям, что схема расположения земельного участка не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, образуемый земельный участок относится к территории общего пользования. Полагая отказ административного ответчика незаконным, административный истец просит признать незаконным отказ и возложить обязанность на административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 23 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 декабря 2023 г, требования Шуаева Ш.Ю. удовлетворены частично, отказ от 5 мая 2023 г. признан незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно в установленном поруке рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В кассационной жалобе Администрации городского округа "город Каспийск", поданной 17 января 2024 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 24 января 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Шуаев Ш.Ю. является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N площадью 600 кв.м с видом разрешенного использования для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. На указанном земельном участке расположен одноэтажный жилой дом с кадастровым номером N общей площадью 105, 8 кв.м.
Шуаев Ш.Ю. обратился в Администрацию городского округа "город Каспийск" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в целях последующего его перераспределения в порядке статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив к заявлению правоустанавливающие документы и схему расположения земельного участка из которой следовало, что земельный участок площадью 840 кв.м образуется из принадлежащего ему земельного участка и из земель, находящихся в муниципальной собственности.
Отказывая в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка, административный ответчик в обжалуемом отказе от 5 мая 2023 г. сослался на то, что к заявлению не представлены топографическая съемка на бумажном носителе и в электронном виде, схема расположения земельного участка разработана с нарушением статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации к ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, схема разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, на испрашиваемых землях возможно образовать самостоятельный земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 600 кв.м. Кроме того сообщено, что земельный участки с кадастровыми номерами N расположены на публичной карте со смещением; фактически земельный участок с кадастровым номером N имеет общую межу с земельными участками N, а земельный участок N имеет общую межу с земельным участком N.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично административный иск, пришел к выводу, что предусмотренных в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 05:48:000057:349 площадью 840 кв.м у административного ответчика не имелось. В связи с этим отказ от 5 мая 2023 г. признан незаконным, в то же время, указав, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), суд не уполномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из его исключительной компетенции, подменяя органы исполнительной власти, требования о восстановлении нарушенного права удовлетворены путем возложения на административных ответчиков обязанность повторного рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, исходя из содержания схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в которой отражены все необходимые сведения (проектная площадь земельного участка, список координат характерных точек границы земельного участка, изображение границ образуемого земельного участка), а также исходя из заявления Шуаева Ш.Ю, из которого следует о приложении, в том числе, топографической съемки, тогда как доказательств подготовки документации по планировке спорной территории, которая предусматривала бы отображение на соответствующих картах красных линий, не указанных заявителем, вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком суду не представлено.
Судебная коллегия полагает о соответствии судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права не усматривает.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Согласно пункту 1 стати 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков, что предусмотрено пунктом 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации
Согласно пунктам 12, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0148.
На основании пункта 6 названных Требований в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения; сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы расположения земельного участка соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу подпункта 3 пункта 16 той же статьи Земельного кодекса Российской Федерации является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно требованиям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, названная норма, будучи направленной на недопущение или устранение недостатков при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков, обеспечивает рациональное использование земли, которая в силу статьи 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; при этом суды - с учетом многообразия возможных вариантов образования земельных участков - в каждом конкретном случае должны оценивать фактические обстоятельства дела, обеспечивая в том числе защиту прав собственников земельных участков, смежных по отношению к вновь образуемому (Определения от 26 октября 2017 г. N 2389-О, от 30 мая 2023 г. N 1245-О). При этом указанные в пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации оценочные критерии не предполагают их произвольного применения.
Из содержания оспариваемого решения следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории являлись недостатки схемы расположения земельного участка и непредставление полного комплекта документов (отсутствие топографического плана), которые опровергнуты имеющимися в материалах дела документами, тогда как наложение границ образуемого земельного участка на территорию общего пользования (красные линии) не подтверждено административным ответчиком в судах первой и апелляционной инстанций. Напротив, как следует из подготовленной кадастровым инженером схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, об утверждении которой административный истец обращался к административному ответчику, в ней отражены сведения, перечисленные в Требованиях к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа.
Утверждение заявителя жалобы о злоупотреблении административного истца правом и о том, формируемый земельный участок приводит к изломанности границ, чересполосице и нарушению конфигурации, материалами дела объективно опровергается.
В то же время, пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривает в качестве основания для отказа в перераспределении земельных участок то обстоятельство, что формируемый земельный участок имеет конфигурацию неправильной формы.
Вопреки изложенному в оспариваемом отказе утверждению о наличии некорректного отображения земельных участков на публичной карте, доказательств о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 05:48:000056:56 и 05:48:000057:741 расположены со смещением непосредственно на испрашиваемых неразграниченных землях, находящихся в распоряжении муниципальных органов, судам первой и апелляционной инстанций не представлено. В то же время при последующем разрешении вопроса о перераспределении земельного участка и неразграниченных земель, межевания и постановке на кадастровый учет земельного участка указанные вопросы могут быть устранены при согласовании смежных границ.
Доводы жалобы о том, что из испрашиваемого земельного участка возможно образовать новый земельный участок, допустимыми и достоверными доказательствами, подтверждающих, что именно испрашиваемый земельный участок участвует в образовании иного для таких целей, - не представлено.
Доводы жалобы о том, что схема расположения земельного участка в данном случае утверждается административно истцом с целью дальнейшего перераспределения земельного участка, находящегося в собственности гражданина, и земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для его необходимо проверять не только отсутствие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, перечисленных в пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и земель, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению как необоснованные. В данном случае предметом муниципальной услуги и настоящего административного спора является не соглашение о перераспределении земельного участка и земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, более того, в соответствии с подпунктом 3 пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Установив приведенные обстоятельства и применив указанные законодательные нормы, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов обеих инстанция, направлены на их переоценку, и не могут повлиять на обоснованность и законность постановленных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа "город Каспийск" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 марта 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.