Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 14 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2023 г.
по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью сельхозпредприятие "Темижбекское" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения представителя Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Лисовой О.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью сельхозпредприятие "Темижбекское" (далее - ООО СХП "Темижбекское") обратилось в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что ООО СХП "Темижбекское" является собственником долей в праве общей собственности, арендатором земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N, установленная кадастровая стоимость которых существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, как плательщика налогов и арендных платежей в отношении объектов недвижимости.
Решением Ставропольского краевого суда от 14 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2023 г, требования ООО СХП "Темижбекское" удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 11 133 255, 93 рублей, N по состоянию на 16 февраля 2022 г. в размере 112 076 870, 29 рублей, N по состоянию на 21 декабря 2020 г. в размере 87 681 915, 06 рублей, N по состоянию на 21 декабря 2020 г. в размере 33 351 502, 08 рублей на основании выводов повторной судебной экспертизы об их рыночной стоимости.
В кассационной жалобе ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество", поданной 19 января 2024 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26 января 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, ООО СХП "Темижбекское" является арендатором земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, за который административный истец уплачивает арендную плату исходя из кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером N в размере 21 126 195, 44 рублей установлена по состоянию на 1 января 2020 г. на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 30 октября 2020 г. N1169 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края".
Также административный истец является собственником долей в праве общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 21 декабря 2020 г. актом ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" от 1 апреля 2021 г. N АОКС-26/2021/000111 была утверждена кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере 127 771 176, 96 рублей, с кадастровым номером N в размере 50 968 574, 72 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 130 784 540, 6 рублей по состоянию на 16 февраля 2022 г. утверждена актом ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" от 3 марта 2022 г. N АОКС-26/2022/000058.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости является завышенной, административный истец представил отчеты об оценке от 26 сентября 2022 года NN N, составленные ООО "Арабеска", согласно которым на даты оценки рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N составила 11 046 820 рублей, 79 663 278 рублей, 72 244 824 рублей и 28 818 829 рублей соответственно, исследовав которые, суд первой инстанции определением от 2 декабря 2022 г. назначил по делу судебную экспертизу, поручив проведение которой ООО "Юридическое агентство "Аргумент".
Согласно заключению эксперта ООО "Юридическое агентство "Аргумент" Трофимова А.С. от 11 января 2023 г. N 84-Э/12/2022 рыночная стоимость спорных земельных участков составила:
с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 г. - 9 270 000 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 16 февраля 2022 г. - 67 575 000 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 21 декабря 2020 г. - 76 566 000 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 21 декабря 2020 г. - 26 693 000 рублей.
На поступившее экспертное заключение административным ответчиком ГБУ СК "Ставкрайимущество" и заинтересованным лицом Щепиловым А.Ю. были представлены замечания, которые также поддержал административный ответчик Министерство имущественных отношений Ставропольского края, с указанием на допущенные при проведении экспертизы нарушения законодательства об оценочной деятельности.
Определением от 19 апреля 2023 г. в связи с возникшими сомнениями в обоснованности экспертного заключения по делу была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам АНО Судебно-экспертного бюро "Профи".
Согласно заключению повторной судебной экспертизы от 22 июня 2023 г. N 57, выполненной экспертом АНО Судебно-экспертного бюро "Профи" Егоровым А.В, рыночная стоимость спорных земельных участков составила:
с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 г. - 11 133 255, 93 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 16 февраля 2022 г. - 112 076 870, 29 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 21 декабря 2020 г. - 87 681 915, 06 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 21 декабря 2020 г. - 33 351 502, 08 рублей.
Разрешая требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права административного истца как арендатора и сособственника долей в праве общей согбенности, могут быть оспорены им в установленном законом порядке, в связи с чем, оценив и приняв в основу результаты повторной судебной экспертизы, установилкадастровую стоимость объектов в размере рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением судебной экспертизы от 22 июня 2023 г. N 57.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав на наличие права административного истца обратиться с подобными требованиями, а также отклонив доводы апелляционной жалобы ГБУ СК "Ставкрайимущество" о круге административных ответчиков по делу.
Судебная коллегия не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 названного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 7 того же Федерального закона полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно части 1 статьи 15 того же Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, частью 6 статьи 16 Федерального от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении.
Приведенные процессуальные и материальные нормы права при определении рыночной стоимости земельных участков ния в ходе вынесения судебных актов судами нижестоящих инстанций были соблюдены.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о круге лиц, привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков, следуют из материалов дела, подтверждающих, что сведения о кадастровой стоимости трех земельных участков внесены на основании актов ГБУ СК "Ставкрайимущество".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости" указанное учреждение наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края.
Таким образом, доводы жалобы о ненадлежащем административном ответчике были мотивированно отклонены судами как основанные на неверном понимании положений законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество".
При этом использование расчетного метода определения кадастровой стоимости (а не ее утверждение) либо какого бы то ни было иного способа не может повлечь другую трактовку норм материального права, закрепленных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и правильно приименных судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям.
По тем же основаниям подлежат отклонению доводы заявителя жалобы о том, что акт об определении величины кадастровой стоимости не является актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости по смыслу статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не содержит грифа "утверждаю", поскольку какого-либо иного способа или акта для определения кадастровой стоимости объектов, поставленных на учет в связи с их образованием либо изменением характеристик, законом не предусмотрено.
При таком положении судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 14 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 марта 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.