Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Черчага С.В, Усмановой Г.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бабенко Ларисы Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о досрочном назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Бабенко Ларисы Васильевны на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 ноября 2023 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения представителя Бабенко Л.А.- Алексеевой Н.Н, поддержавшего доводы жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю Жижиной Н.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бабенко Л.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю, в котором просила признать решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости N 05/171 от 20 октября 2020 года незаконным в части; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать засчитать в стаж для назначения страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды: дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дополнительные дни отдыха с 10 сентября 2013 года по 11 сентября 2013 года, с 9 сентября 2014 года по 10 сентября 2014 года, с 5 ноября 2015 года по 6 ноября 2015 года; с 6 апреля 1992 года по 22 июля 1992 года в должности медицинской сестры реанимационного отделения в ГБУЗ "Октябрьская ЦРБ" в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев; с 24 июня 1996 года по 8 июля 1996 года в должности процедурной медицинской сестры детского ЛОР отделения, с 9 июля 1996 года по 1 августа 2004 года (включая дородовой послеродовой отпуск с 15 марта 2004 года по 1 августа 2004 года), с 30 мая 2007 года по 16 августа 2012 в должности перевязочной медицинской сестры детского ЛОР отделения в РГБ ЛПУ "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев; с 5 марта 2018 года по 27 июля 2020 года в должности медицинской сестры палатной отделения туберкулезного легочно-хирургического в Краевом клиническом противотуберкулезном диспансере в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев.
Обязать назначить страховую пенсию по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 января 2022 года, а также взыскать с судебные расходы в размере 300 рублей уплаченных за государственную пошлину.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 2 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 ноября 2023 года в удовлетворении исковых требований Бабенко Л.В. отказано.
В кассационной жалобе Бабенко Л.В. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного и необоснованного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не прибывших в судебное заседание, не уведомивших суд о причинах неявки, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Как следует из материалов дела, 20 октября 2020 года решением за N 05/171 отделения Пенсионного Фонда отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В стаж работы Бабенко Л.В, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" были включены календарно периоды работы: с 6 апреля 1992 года по 22 июля 1992 года в должности медицинской сестры реанимационного отделения в ГБУЗ "Октябрьская ЦРБ"; с 24 августа 1992 по 25 октября 1993 года в должности медицинской сестры в РГБ ЛПУ "Республиканская стоматологическая поликлиника"; с 24 июня 1996 года по 8 июля 1996 года в должности процедурной медицинской сестры детского ЛОР отделения, с 9 июля 1996 года по 1 августа 2004 года (включая дородовой послеродовой отпуска с 15 марта 2004 года по 1 августа 2004 года), с 30 мая 2007 года по 16 августа 2012 года в должности перевязочной медицинской сестры детского ЛОР отделения в РГБ ЛПУ "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" (невозможно включение данных периодов в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении как один год работы как один год и шесть месяцев ответчик обосновал тем, что Перечнем N781 наименование отделения "ЛОР" не предусмотрено, как и не предусмотрена должность "медицинская сестра перевязочной", "медицинская сестра процедурной"); с 6 сентября 2012 года по 9 сентября 2013 года, с 12 сентября 2013 года по 8 сентября 2014 года, с 11 сентября 2014 года по 5 мая 2015 года в должности медицинской сестры палатной в Ставропольской краевой клинической психиатрической больнице N 1, с 6 мая 2015 года по 4 ноября 2015 года, с 7 ноября 2015 года по 28 февраля 2018 года в должности медицинской сестры палатной в кожно-венерологическом отделении в филиале N 1 ФГКУ "1602 ВГК" МО РФ, с 5 марта 2018 года по 27 июля 2020 года в должности медицинской сестры палатной отделения туберкулезного легочно-хирургического в Краевом клиническом противотуберкулезном диспансере. Перечнем N 781 не предусмотрена должность "медицинская сестра палатная".
При этом, в стаж лечебной деятельности Бабенко Л.В. не включены периоды: отпуска по уходу с первым ребенком с 26 октября 1993 года по 19 июня 1996 года и вторым ребенком с 2 августа 2004 по 29 мая 2007 года, а также дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дополнительные дни отдыха с 10 сентября 2013 года по 11 сентября 2013 года, с 9 сентября 2014 года по 10 сентября 2014 года, с 5 ноября 2015 года по 6 ноября 2015 года (6 дней).
Согласно расчету ответчика стаж работы Бабенко Л.В, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 21 год 10 месяцев 25 дней.
Принимая решение, суд первой инстанции, пришел к выводу, что доказательств нарушения прав истца со стороны ответчика в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда согласиться не может ввиду следующего.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Выше приведенные положения судами не учтены при разрешении исковых требований, обстоятельства имеющие значения для дела применительно к указанным положениям закона не установлены.
Судебные инстанции, отказывая в иске, формально подошли к рассмотрению настоящего дела, связанного с нарушением пенсионных прав, что недопустимо при разрешении спора данной категории.
Судами не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.
Судебные инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, исходили только из Правил, утвержденных Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, при этом судами не учтены положения ранее действующего законодательства.
При разрешении исковых требований судебные инстанции не учли положения пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, пункта 3 Правил N 1066, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года, а также действующую в период работы истца Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденные приказом Министерства России от 15 октября 1999 г N 377.
Постановлением Минтруда России от 3 октября 2002 г. N 67 установлено тождество наименования структурного подразделения "лор - отделение" наименованию структурного подразделения "отоларингологическое отделение" государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, предусмотренного Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико - санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
Судебная коллегия не может согласиться также и с выводами судом в отказе во включении в стаж дающий права на пенсии дней донорства и также дней отдыха, поскольку судами не применены положения статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, содержащиеся в письме Пенсионного ФОНДА РФ от 7 декабря 1998 г. N 06-28/10740 " О порядке зачета в специальный трудовой стаж " Донорских дней".
По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции недостатки, допущенные судом первой инстанции, не устранены.
Суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм материального права, что в силу статьи 379.7 ГПК РФ являются основанием для отмены судебных постановлений.
Принимая во внимание изложенное, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым отменить апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 ноября 2023 года и дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное в определении и разрешить спор в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 ноября 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Усманова Г.Ф.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.