Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В.
судей Курасовой Е.А, Гареевой Д.Р, с участием прокурора Колячкиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к СНТ "Маяк-2", Администрации города Ставрополя об оспаривании бездействия, возложении обязанности, по кассационной жалобе Администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 4 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Курасовой Е.А, выслушав старшего прокурора третьего отдела (апелляционно - кассационного) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ставропольский межрайонный природоохранный прокурор Соболев Г.Г, действующий в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к СНТ "Маяк-2", Администрации г. Ставрополя о признании незаконным бездействия и возложении обязанности исполнить требования природоохранного законодательства, ссылаясь на то, что в деятельности СНТ "Маяк-2" выявлены нарушения природоохранного законодательства, а именно отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует.
В целях устранения выявленных нарушений 07.12.2022 председателю правления СНТ "Маяк-2" прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
26.12.2022 указанное представление рассмотрено председателем правления СНТ "Маяк-2" Шутовым В.И. Согласно информации о результатах рассмотрения представления от 26.12.2022 в СНТ "Маяк-2" отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует.
Таким образом, СНТ "Маяк-2" мер по устранению нарушений природоохранного законодательства не принято.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21 июня 2023 года исковое заявление природоохранного прокурора удовлетворено.
Суд признал незаконным бездействие СНТ "Маяк-2", выразившееся в непринятии в период с 07 декабря 2022 года по настоящее время мер по созданию на территории СНТ "Маяк-2" мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест размещения (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся на территории СНТ; возложил на СНТ "Маяк-2" обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
-подать в Администрацию г. Ставрополя заявку на включение места (площадки) накопления ТКО в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления ТКО;
-оборудовать контейнерную площадку для сбора ТКО на территории СНТ "Маяк-2" в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;
-направить региональному оператору ООО "Эко-Сити" заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
-возложил на Администрацию г. Ставрополя обязанность в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать СНТ "Маяк- 2" создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо определить для СНТ "Маяк-2" место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 4 октября 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21 июня 2023 года оставлено без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене решения и апелляционного постановления, как незаконных, необоснованных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права судами первой и апелляционной инстанции не были допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства и законодательства об отходах, в результате которой в деятельности СНТ "Маяк- 2" выявлены нарушения.
Так, СНТ "Маяк-2" в нарушение требований ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.ст. 7, 14, 18 Федерального закона от 29.07.2017 N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и. "в" ст.8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N, п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N, приказа Министерства жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N, п. 5.10 СП 53.13330.2019 не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен.
В целях устранения выявленных нарушений 07 декабря 2022 года председателю правления СНТ "Маяк-2" прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
26 декабря 2022 года, указанное представление рассмотрено председателем правления Шутовым В.И. и установлено, что в СНТ "Маяк-2" отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одной из целей ДНТ является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В соответствии с п.6 ч.7 ст.18 Федерального закона от 29.07.2017 N- ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по заключению договора с региональным оператором по обращению с ТКО возложена на правление ДНТ.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N- ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным (ст.426 ГК РФ).
В соответствии со ст.24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор не вправе отказаться от заключения договора.
Судами установлено, что СНТ "Маяк-2" в адрес органа местного самоуправления и в ООО "Эко-Сити" с заявкой для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО не обращалось.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что СНТ "Маяк-2" мер по устранению нарушений природоохранного законодательства не принято.
Судом первой инстанции отклонены доводы представителя СНТ "Маяк-2" о том, что на территории ДНТ площадка для установки контейнеров для сбора ТКО не была предусмотрена (запроектирована) при создании товарищества в 1992 году и о том, что подъездные пути к товариществу заблокированы по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия, поскольку согласно нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, создание мест (площадок) накопления ТКО согласовывается с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, однако, такую заявку товарищество не подавало, вопрос о возможности определения места (площадки) накопления ТКО в установленном законом порядке не рассматривался.
Заключение прямых договоров членами товарищества с региональным оператором не исключает обязанности товарищества определить место сбора ТКО как для лиц, являющихся членами СНТ "Маяк-2", так и для лиц, ведущих садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Так, согласно ст.5 и п.1 ст.7 Федерального закона от 29.07.2017 N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества.
Таким образом, законом на СНТ "Маяк-2" возложена обязанность организовать контейнерную площадку на территории товарищества, соответствующую установленным требования.
Кроме того, в соответствии с постановлением Администрации г. Ставрополя от 11.05.2017 N "Об утверждении Положения о Комитете городского хозяйства Администрации г. Ставрополя" Комитет городского хозяйства Администрации г. Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом Администрации г. Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами г. Ставрополя к компетенции Администрации г. Ставрополя в области жилищно-коммунального хозяйства, а потому Администрация г. Ставрополя не лишена возможности исполнить решение суда, действуя через свои отраслевые (функциональные) органы.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Выводы судебных постановлений мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе заявителя, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанции.
В целом, доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и сводятся к переоценке всех имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу статьи 390 ГПК РФ не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу. В силу положений статей 67, 327.1 ГПК РФ установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, тогда как суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать, представленные сторонами доказательства.
При таких обстоятельствах, обжалуемый акт сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 4 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Минеева
Судьи Е.А. Курасова
Д.Р. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.