Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу начальника отделения МВД России по Кореневскому району УМВД России по Курской области Пройдакова М.В. на вступившее в законную силу решение судьи Курского областного суда от 27 сентября 2023 года, вынесенное в отношении Хасанова М.А.-Я. (далее Хасанов М.А.-Я.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кореневского районного суда Курской области от 14 сентября 2023 года гражданин Республики Узбекистан Хасанов М.А.-Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения. Хасанов М.А.-Я. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Октябрьскому району Курской области.
Решением судьи Курского областного суда от 27 сентября 2023 года постановление судьи Кореневского районного суда Курской области от 14 сентября 2023 года изменено, исключено назначение Хасанову М.А.-Я. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Октябрьскому району Курской области. В остальной части судебный акт оставлен без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело в суд, выражает несогласие с вынесенным судебным актом, ссылаясь на незаконность. Указывает, что оснований для исключения Хасанову М.А.-Я. дополнительного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации не имелось, иностранный гражданин с 2019 года незаконно находится на территории Российской Федерации, не исполнив судебный акт о выдворении и самостоятельном выезде. Ссылается, что после освобождения из Центра Хасанов М.А.-Я. в военный комиссариат Кореневского района Курской области не явился, от заключения контракта для прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации уклонился.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения субъекта к административной ответственности) предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения (абзац 8 статьи 24 Федерального закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Как установлено судом 14 сентября 2023 года в 11 часов 30 минут по адресу: "адрес", выявлен гражданин Республики Узбекистан Хасанов М.А.-Я, в отношении которого 25 февраля 2019 года Раменским городским судом Московской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 5 000 рублей и выдворения в форме самостоятельного контролируемого выезда.
Таким образом, гражданин Республики Узбекистан Хасанов М.А.-Я. допустил нарушение статей 24, 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", находился на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание), и уклонился от выезда за пределы Российской Федерации на основании принятого в отношении него судебного акта.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 14 сентября 2023 года, с которым Хасанов М.А.-Я. выразил согласие (л.д. 1, оборот), иными доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе производства по делу Хасанов М.А.-Я. вину в совершении вменяемого деяния признал, в объяснениях от 14 сентября 2023 года указал, что знал о том, что в отношении него в 2019 году вынесено постановление о выдворении из Российской Федерации в форме самостоятельного выезда, однако, территорию Российской Федерации не покинул, миграционная карта просрочена.
Признавая Хасанова М.А.-Я. виновным во вменяемом ему деянии и назначая в отношении него административное наказание в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации, судья районного суда исходил из установленных по делу обстоятельств и факта нарушения иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации на основании принятого в отношении него судебного акта.
Судья Курского областного суда признал постановление судьи нижестоящей инстанции в части применения к Хасанову М.А.-Я. принудительного выдворения чрезмерно суровым и несоразмерным балансу публичных и частных интересов, изменил судебный акт в части выдворения, мотивируя свои выводы сообщением военного комиссара Кореневского района о намерении призвать иностранного гражданина на военную службу.
Проверяя доводы должностного лица, направившего материалы дела об административном правонарушении в суд, прихожу к выводу о необоснованности выводов судьи областного суда.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела при назначении Хасанову М.А.-Я. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности и другие обстоятельства дела.
Также судьей принято во внимание, что Хасанов М.А.-Я. ранее привлекался к административной ответственности по части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако судебный акт о самостоятельном выдворении за пределы Российской Федерации не исполнил, действий, направленных на исполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере миграционного учета, не предпринимал.
При таких обстоятельствах, учитывая отношение иностранного гражданина к установленному законодательством Российской Федерации правопорядку, а также отсутствие данных, объективно препятствующих ему легализовать свое пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, оснований для исключения назначенного названному лицу наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации у судьи вышестоящей инстанции не имелось.
Само по себе намерение иностранного гражданина заключить контракт для прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в отсутствие каких-либо подтверждающих данных, не может служить основанием для исключения дополнительного наказания в виде выдворения, назначенного судьей в соответствии с санкцией статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, решение судьи Курского областного суда от 27 сентября 2023 года, вынесенное в отношении Хасанова М.А.-Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в Курский областной суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Курского областного суда от 27 сентября 2023 года, вынесенное в отношении Хасанова М.А.-Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело - возвратить на новое рассмотрение в Курский областной суд.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.