Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона на решение Ленинского районного суда города Курска от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному автономному учреждению "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу "Курский" филиал "Западный" федерального государственного автономного учреждения "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
заместитель военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в интересах Б.Е.П. с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие должностных лиц филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России по внесению Б.Е.П. в единый реестр нуждающихся в получении за счет федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемым Минобороны России в рамках ведомственной целевой программы (далее - единый реестр); обязать включить Б.Е.П. в единый реестр.
В обоснование административного иска указал, что в ходе проверки, проведенной по обращению Б.Е.П, установлено, что он является военным пенсионером, был включен в список граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, однако, в нарушение законодательства о жилищном обеспечении не был внесен в единый реестр.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 17 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 8 августа 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 декабря 2023 года, заместитель военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на неправомерности оспариваемого бездействия, считает ошибочным вывод о пропуске срока обращения в суд.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие нарушения были допущены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
Подпунктом "б" пункта 5 Правил определено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном данными Правилами, имеют в числе прочих, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка.
Как установлено судами, Б.Е.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уволен в запас 25 января 1993 года, является получателем пенсии Минобороны России (календарная выслуга - 21 год); данных о выплате субсидии на приобретение жилья не имеется.
Б.Е.П. зарегистрирован "адрес", жилое помещение предоставлено ему с семьей (супруга и сын) на основании ордера от 16 мая 1989 года N. Б.Е.П. дал обязательство о сдаче (передаче) указанного жилого помещения; жилое помещение не сдано.
Указанный населенный пункт был включен в Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, определенный в распоряжении Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, и исключен из перечня распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р.
На момент исключения "адрес" из названного перечня Б.Е.П. состоял на учете нуждающихся в переселении из закрытого военного городка.
Вступившим в законную силу решением Курского районного суда Курской области от 24 июня 2010 года по гражданскому делу N N по иску Б.Е.П. к войсковой части N, войсковой части N признаны незаконными решения начальника военного городка N (в/ч N) и жилищной комиссии военного городка N (в/ч N) от 17 августа 2009 года об отказе Б.Е.П. во включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, указанные решения начальника и жилищной комиссии военного городка отменены. За Б.Е.П. признано право на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Согласно данным, представленным прокурором, во исполнение решения суда Б.Е.П. включен в список граждан-участников подпрограммы, подлежащих переселению из закрытого военного городка N в 2011 году.
20 июля 2020 года, 1 июля 2021 года Б.Е.П. обращался в отделение (территориальное, г. Курск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России с заявлениями о принятии его и членов его семьи в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Уведомлениями данного отделения от 28 июля 2020 года N, от 30 июля 2021 года N Б.Е.П. отказано в признании участником ведомственной целевой программы в связи с несоответствием его требованиям, указанным в подпункте "б" пункта 5 Правил.
3 сентября 2021 года военный прокурор 56 военной прокуратуры гарнизона, действуя в интересах Б.Е.П, обратился к начальнику филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России по вопросу включения Б.Е.П. в единый реестр. В ответ было сообщено, что сведения о включении (исключении) Б.Е.П. в списки граждан после 2011 года отсутствуют, в едином реестре очередников Б.Е.П. не состоит, сведений о признании Б.Е.П. нуждающимся в жилых помещениях не имеется; право по получение социальной выплаты по линии Минобороны России, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы отсутствует. На момент подачи заявления о получении субсидии Б.Е.П. не являлся военнослужащим, документы в отношении него при расформировании войсковой части ни в отделение (территориальное, г. Курск), ни в территориальный отдел "Курский" не передавались.
24 октября 2022 года Б.Е.П. обратился к военному прокурору 56 военной прокуратуры гарнизона с заявлением о проведении проверки по вопросу неисполнения решения Курского районного суда Курской области от 24 июня 2010 года по гражданскому делу N.
24 марта 2023 года Б.Е.П. обратился в территориальный отдел "Курский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России с заявлением о включении его в единый реестр, в чем 3 апреля 2023 года было отказано.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд указал, что с 2011 года военный городок не является закрытым, прокурором не представлены доказательства признания Б.Е.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий, решения об отказе во включении в очередь обжалованы не были, с заявлением о включении в единый реестр Б.Е.П. обратился только 24 марта 2023 года. Судом указано на пропуск срока обращения в суд и отсутствие правовых оснований для его восстановления.
Соглашаясь с такими выводами суд апелляционной инстанции указал, что на момент подачи последующих заявлений о постановке в очередь Б.Е.П. военнослужащим не являлся; в отсутствие статуса закрытого военного городка оснований для включения Б.Е.П. в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата не имелось.
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с такими выводами.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
По настоящему делу заявлено требование об оспаривании бездействия, выразившегося в невключении (невнесении) в единый реестр Б.Е.П. как военного пенсионера, за которым до исключения д. Халино из перечня закрытых военных городков судом было признано право на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Предметом спора не являлось включение (невключение) Б.Е.П. в единый реестр по основаниям проживания в закрытом военном городке и необходимости переселения в 2020, 2021 годах.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сослались на исключение д. Халино из перечня закрытых военных городков в 2011 году и отсутствие статуса закрытого военного городка на дни обращений Б.Е.П. в 2020, 2021 годах.
Вместе с тем, исходя из нормы подпункта "б" пункта 5 Правил, исключение населенного пункта из перечня закрытых военных городков не означает отсутствие у военного пенсионера, проживающего в таком населенном пункте, права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в случае, если до исключения населенного пункта из перечня закрытых военных городков он был поставлен на учет на получение такой выплаты для переселения из закрытого военного городка.
Нельзя согласиться и с выводами о пропуске срока обращения, с учетом того, что прокурором заявлено требование об оспаривании бездействия.
По общему правилу части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Фактические обстоятельства, позволяющие констатировать истечение данного срока на день обращения прокурора в суд, по настоящему делу не установлены.
Поскольку суды не применили положения подпункта "б" пункта 5 Правил, определяющие условия получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в случае исключения населенного пункта из перечня закрытых военных городков, и не установили обстоятельства, предусмотренные данной нормой, пришли к преждевременному выводу о пропуске срока обращения в суд, судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение, как постановленное при неправильном применении закона, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 8 августа 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Курский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.