Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В.
судей Александровой К.А. и Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Маркеловой Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 8 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 28 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Маркеловой Е.А. к администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконными действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, объяснения Маркеловой Е.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" Аракчеева Д.Д, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Маркелова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия (бездействие) администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" и администрации муниципального образования "Город Саратов" по отказу в обустройстве тротуара на участке улицы Тархова от улицы Бардина до улицы Перспективная города Саратова; обязании административных ответчиков провести оценку и диагностику технического состояния автомобильной дороги по участку улицы Тархова от улицы Бардина до улицы Перспективная города Саратова, паспортизацию данного участка автомобильной дороги, привести ее на указанном участке в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007), обустроить тротуар на участке улицы Тархова от улицы Бардина до улицы Перспективная и установить на этом участке уличное освещение, поставить указанный тротуар на государственный кадастровый учет и зарегистрировать на него право муниципальной собственности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои требования Маркелова Е.А. обосновывает тем, что в домах N 8 и N 10 по улице Тархова города Саратова проживает около 1000 человек, в том числе несовершеннолетние дети, посещающие дошкольные и образовательные учреждения, однако тротуар вдоль улицы Перспективная в направлении МАОУ Гимназия N 87 и МДОУ N 222 отсутствует, в связи с чем дети вынуждены дважды пересекать загруженную автомобильным транспортом улицу. Обращения Маркеловой Е.А. к административным ответчикам, в органы исполнительной власти и надзорные органы остались без должной реакции указанных органов. Автомобильная дорога по улице Тархова является дорогой 2 категории, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 тротуары необходимо обустроить по обе стороны проезжей части.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 8 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 28 декабря 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, 12 января 2024 года Маркелова Е.А. направила через суд первой инстанции кассационную жалобу, поступившую в Первый кассационный суд общей юрисдикции 25 января 2024 года, в которой ставится вопрос об их отмене ввиду незаконности и необоснованности, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2024 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", далее - Закон о безопасности дорожного движения).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения).
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007.
Согласно подпункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I - III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
В соответствии с подпунктом 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
Как указано в пункте 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Судами установлено и из материалов дела следует, что на участке местности, прилегающем к улице Тархова между улицей Бардина и улицей Перспективная города Саратова, со стороны домов N 8 и N 10 по улице Бардина отсутствует тротуар, при этом он имеется с противоположной стороны автомобильной дороги.
Постановлением муниципального образования "Город Саратов" от 26 июля 2012 года N 1727 земельный участок с кадастровым номером 64:48:040408:291, площадью 1220 кв.м, расположенный вдоль улицы Тархова в Ленинском районе города Саратова, предоставлен в аренду для размещения автостоянки вместимостью до 100 машиномест на 49 лет.
Проведенной комитетом муниципального контроля администрации муниципального образования "Город Саратов" проверкой установлен факт использования указанного земельного участка по назначению - размещение автостоянки, по периметру стоянки установлено ограждение. Забор автостоянки расположен на расстоянии 0, 5 м. от начала проезжей части автомобильной дороги по улице Тархова города Саратова, что подтверждается сведениями содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, фотоматериалом, постановлением и договорами. На указанном административным истцом участке дороги имеется уличное освещение.
В материалы дела представлен технический паспорт дороги, в котором зафиксировано состояние дороги по состоянию на 1 января 2014 года.
Согласно ответу на обращение Маркеловой Е.А. Правительством Саратовской области в настоящее время учтена потребность в строительстве новых тротуаров и проведения работ в последующих этапах муниципальной программы "Развитие транспортно-дорожного комплекса муниципального образования "Город Саратов" на 2018-2025 годы", в которую включен спорный тротуар.
Разрешая возникший спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда, исходил из того, что на пересечении улицы Тархова и улицы Бардина и пересечении улицы Тархова и улицы Перспективная организованы нерегулируемые пешеходные переходы. Противоположная часть улицы Тархова оборудована тротуаром, благодаря которому возможно безопасно осуществить передвижение по маршруту, указанному административным истцом, что подтверждается техническим паспортом автомобильной дороги и следует из объяснений сторон, земельный участок, на котором Маркелова Е.А. просит обустроить тротуар, предоставлен в аренду для размещения автостоянки на 49 лет, используется по назначению и без нарушений. На стороне улицы Тархова, которую Маркелова Е.А. просит оборудовать тротуаром, отсутствует жилая застройка, соответственно обустроить улицу Тархова на данном участке дороги тротуаром с двух сторон обязанности не имеется.
Проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права нижестоящими судами в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в судебных актах, поскольку суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, их выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Вопреки доводам кассационной жалобы из материалов дела следует, что застройка на стороне, на которой, по мнению Маркеловой Е.А, следует обустроить тротуар, отсутствует. В данном случае застройка расположена на улице Бардина, а не на улице Тархова.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 8 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 28 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Маркеловой Е.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.