Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 5 марта 2024 года гражданское дело N 2-1943/2023 по иску Григорьева Антона Сергеевича к АНО дополнительного профессионального образования "Образовательные технологии Яндекса", Министерству цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании договора недействительным, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Григорьева Антона Сергеевича
на решение Щелковского городского суда Московской области от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 сентября 2023 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, выслушав пояснения представителя Григорьева А.С. - Пожарова П.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя АНО дополнительного профессионального образования "Образовательные технологии Яндекса" Любочко Г.Н, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Григорьев А.С. обратился в суд с иском к АНО дополнительного профессионального образования "Образовательные технологии Яндекса", Министерству цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании договора недействительным, взыскании компенсации морального вреда.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 15 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований Григорьева А.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 сентября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Григорьева А.С. без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Григорьев А.С. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года N 7 разработан Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" (далее - Федеральный проект) для обеспечения экономики достаточным количеством человеческих ресурсов, обладающих компетенциями, необходимыми для нового века цифровых технологий и экономики знаний и данных.
В рамках реализации Федерального проекта протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 12 апреля 2022 года N 13 утверждена Концепция реализации мероприятия "Реализация программ дополнительного образования для различных групп населения в целях развития компетенций цифровой экономики" результата "Проведено обучение по дополнительным образовательным программам с использованием мер государственной поддержки для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций и обеспечено достижение отдельных результатов федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" на базе АНО "Университет Национальной технологической инициативы 2035" федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - Концепция, Мероприятие).
Как указано в пункте 1 раздела 3 Концепции реализация Мероприятия направлена на обеспечение государственной поддержки для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций трудоспособным гражданам Российской Федерации в возрасте от 16 лет до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование, относящимся к категории "безработные граждане, состоящие на учете в центре занятости".
Как указано в разделе 3 Концепции федеральным оператором реализации Мероприятия и формирования системы полной или частичной компенсации затрат на обучение по дополнительным образовательным программам для различных групп населения на формирование востребованных в цифровой экономике компетенций (далее - Система компенсаций) является Университет 2035. Непосредственно реализация задач Мероприятия осуществляется сотрудниками центра компетенций "Кадры для цифровой экономики" Университета 2035.
В соответствии с паспортом Федерального проекта для реализации программ используется цифровая платформа Университета 2035 с аутентификацией через федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Платформенное решение для создания единого информационного пространства, объединяющего всех участников Мероприятия, хранения, использования и обмена данными реализовано на базе цифровой платформы Университета 2035 (раздел 4 Концепции).
В пункте 1 раздела I Финансовой модели реализации мероприятия "Реализация программ дополнительного образования для различных групп населения в целях развития компетенций цифровой экономики" результата "Проведено обучение по дополнительным образовательным программам с использованием мер государственной поддержки для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций и обеспечено достижение отдельных результатов федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" на базе АНО "Университет Национальной технологической инициативы 2035" федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", являющейся приложением N 2 к Концепции (далее - Финансовая модель) указано, что финансирование обучения граждан по дополнительным образовательным программам для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций в рамках Системы компенсации затрат на обучение осуществляется в форме полной или частичной компенсации затрат на обучение по дополнительным образовательным программам граждан трудоспособного возраста различных категорий.
Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета в зависимости от категории получателя государственной поддержки (пункт 2 раздела I Финансовой модели).
Пунктом 2 раздела I Финансовой модели для категории "безработные граждане, состоящие на учете в центре занятости" предусмотрен размер государственной поддержи (скидки от установленной стоимости обучения) - 100%.
Проверка соответствия получателя поддержки установленным категориям получателя государственной поддержки для категории "безработные граждане, состоящие на учете в центре занятости" осуществляется посредством межведомственного взаимодействия (передачи сведений, подтверждающих отнесение гражданина к соответствующей категории, из федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) в Университет 2035.
Пунктом 2 раздела I Финансовой модели закреплено, что оплата организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в части объема софинансирования из средств федерального бюджета осуществляется Университетом 2035 по итогу успешного завершения гражданином образовательной программы и предоставления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующих подтверждающих документов.
Предоставление субсидии из федерального бюджета на вышеуказанные цели осуществляется в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидии на проведение обучения по дополнительным профессиональным программам с использованием мер государственной поддержки для получения новых востребованных на рынке труда цифровых компетенций и обеспечение достижения отдельных результатов федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" на базе автономной некоммерческой организации "Университет Национальной технологической инициативы 2035", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 года N 2250.
Между истцом Григорьевым А.С. и Яндексом, путем акцепта истцом оферты, размещенной по адресу "данные изъяты" в соответствии со статьей 54 Закона об образовании, заключен договор об образовании на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию в рамках курса "Инженер по тестированию".
Оферта была составлена Яндексом на основании его участия в проекте под условным наименованием "Цифровые профессии", направленном на реализацию Национальной программы "Цифровая экономика РФ", в рамках которой разработан Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики".
В рамках реализации данного Федерального проекта президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 12 апреля 2022 года была разработана Концепция реализации мероприятия "Реализация программ дополнительного образования для различных групп населения в целях развития компетенций цифровой экономики" в соответствии с которой реализация Концепции осуществляется третьим лицом по настоящему делу - АНО ДПО "Университет национальной технологической инициативы 2035" (далее - Университет 2035).
В соответствии с Концепцией между Яндексом и Университетом 2035 заключен договор, в соответствии с которым Университет 2035 производил оплату за обучение лиц, отнесенных Университетом 2035 к получателям поддержки.
При этом по условиям Концепции (пункт 2 раздела 1 Приложения N 2 к Концепции), Университетом 2035 производилась оплата образовательных услуг только по итогу успешного завершения гражданами образовательной программы и предоставления организациями осуществляющими образовательную деятельность подтверждающих документов.
Оплата организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в части объема софинансирования из средств федерального бюджета осуществляется Университетом 2035 по итогу успешного завершения гражданином образовательной программы и предоставления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующих подтверждающих документов.
Аналогичные условия были включены и в договор между Яндексом и Университетом 2035 (п. 5.1 Договора).
Григорьев А.С. участвующий в проекте Цифровые профессии по категории получателей поддержки "безработные" самостоятельно расторг договор с Яндексом и не выполнил условия Концепции для оплаты его услуг со стороны Университета 2035 (не завершил обучение по образовательной программе), в связи с чем, на основании заключенного между истцом и Яндексом договора (акцептованной оферты), ему было направлено требование об оплате фактически оказанных ему услуг.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Григорьева А.С. о признании договора об оказании платных образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию недействительным, поскольку доказательств, свидетельствующих об обмане со стороны ответчика, либо совершение сделки под влиянием заблуждения, не представлено.
Суд первой инстанции указал на то, что ответчик надлежащим образом предоставил истцу информацию об условиях оплаты услуги, а также об обязанности оплатить услуги в случае не завершения обучения, путем направления письма Григорьеву А.С. до заключения договора, а также в оферте при заключении договора.
При этом суд первой инстанции отметил, что законное и обоснованное требование ответчика об оплате фактически оказанных и потребленных истцом услуг не может выступать в качестве неблагоприятного последствия для истца или нарушения его прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции, и их правовым обоснованием.
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (статей 160, 166, 178, 179, 434, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации), разъяснений, изложенных в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств", от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, а также доказательства принятые судами во внимание, подробно приведены в оспариваемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы Григорьева А.С, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Учитывая, что ч. 1 ст.54 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержит запрета на заключение договора об образовании в простой письменной форме путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, суды правомерно не усмотрели оснований для признания договора незаключенным.
Довод кассационной жалобы Григорьева А.С. о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм процессуального закона, выразившихся в рассмотрении дела в отсутствие и при ненадлежащем извещении истца, судом кассационной инстанции отклоняется как несостоятельный.
Как следует из материалов дела, рассмотрение дела по апелляционной жалобе Григорьева А.С. было назначено в Московском областном суде на 13 сентября 2023 года, заказная судебная корреспонденция, направленная истцу по месту регистрации (почтовый идентификатор N) прибыла в место вручения 12 августа 2023 года, не была доставлена Григорьеву А.С. по причине неудачной попытки вручения (14 августа 2023 года) и возвращена отправителю по истечении 7 дней (20 августа 2023 года).
Таким образом, суд апелляционной инстанции надлежащим образом выполнил свою обязанность по извещению сторон о месте и времени слушания дела и на основании положений статей 113, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерно рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Иные приведенные Григорьевым А.С. в кассационной жалобе доводы, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Григорьева Антона Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.