Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Голубева И.А, Ситникова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерченко Ангелины Владимировны к администрации городского округа Домодедово Московской области о признании права на предоставление жилого помещения
по кассационной жалобе Ерченко Ангелины Владимировны
на решение Домодедовского городского суда Московской области от 14 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Голубева И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ерченко А.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - Администрация) о признании права на предоставление жилого помещения по программе предоставления льгот лицам, подвергавшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 14 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 июня 2023 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ерченко А.В. (1992 г.р.) родилась в с. Синий Колодец Новозыбковского района Брянской области, имеет статус лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение - с. Синий Колодец Новозыбковского района Брянской области, период проживания в данной зоне - с 5 февраля 1992 г. по 22 февраля 2018 г.
Кроме того, Ерченко А.В. постоянно проживала в зоне отселения: с. Синий Колодец - с 5 февраля 1992 г. по 23 августа 2010 г, с. Шеломы Новозыбковского района Брянской области - с 25 августа 2010 г. по 14 октября 2011 г, г. Новозыбков Брянской области - с 17 октября 2011 г. по 3 декабря 2012 г.
Села Синий Колодец, Шеломы Новозыбковского района и г. Новозыбков Брянской области распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. отнесены к зоне отселения, а с 21 октября 2015 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. - к зоне проживания с правом на отселение.
С 22 августа 2018 г. и по настоящее время Ерченко А.В. проживает по адресу: "адрес".
По сведениям Межрайонного отделения N 4 ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" за Ерченко А.В. квартир, индивидуальных домовладений в г. Новозыбков и Новозыбковском районе Брянской области в период с 5 февраля 1992 г. по 31 декабря 1998 г. не значилось.
Ерченко А.В. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения по программе предоставления льгот лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в чем ей было отказано со ссылкой на недостижение пенсионного возраста.
В своем ответе от 6 сентября 2022 г..Администрация указала, что согласно ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г..N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 г..на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно ст. ст. 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. В п. 5.1. разъяснений Минстроя России от 7 августа 2017 г..указано, что согласно положениям абз. 2 ст. 12 Закона N 1244-1 граждане, переселившиеся после30 июня 1986 г..на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства могут претендовать на получение государственного жилищного сертификата в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Указанные ограничения на получение мер социальной поддержки (в том числе, на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы), предусмотренные ст. 22 Закона N 1244-1, распространяются только на граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 - это граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г..и в последующие годы.
Ерченко А.В, полагая, что относится к лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, настаивала на признании за ней права на предоставление жилого помещения по программе предоставления льгот лицам, подвергавшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, до достижения пенсионного возраста.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом N 1244-1, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", исходил из того, что истец не имеет права на предоставление жилого помещения по программе предоставления льгот лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ранее достижения пенсионного возраста, поскольку на момент аварии на Чернобыльской АЭС Ерченко А.В. (1992 г.р.) не проживала и не находилась в состоянии внутриутробного развития на территории зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению, то есть не пострадала в равной мере с гражданами, которые на момент аварии проживали на указанных территориях и подверглись максимальному воздействию радиации, к истцу не применялись меры по эвакуации или обязательному отселению.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся, по сути, к наличию у истца права на вышеуказанные льготы до достижения пенсионного возраста, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены.
Истец, родившаяся после 30 июня 1986 г. (1992 г.р.), относится к категории граждан, переселившихся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, которые впоследствии добровольно переселились из данной зоны на новое местожительство, в связи с чем в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона N 1244-1 право на спорную меру социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью приобретет только при условии достижения ею пенсионного возраста с учетом его уменьшения на основании ст. 33 указанного Закона.
Несогласие заявителя с выводами судов, иное толкование законодательства, оценка им фактических обстоятельств дела не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает нарушений судами норм права, а потому не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 14 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ерченко Ангелины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.