Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Голубева И.А, Порубовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции гражданское дело по иску Лупаковой Натальи Егоровны к Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области
на решение Советского районного суда г. Орла от 17 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 18 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Голубева И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лупакова Н.Е. обратилась в суд с иском к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области о предоставлении по договору социального найма жилого помещения в связи с признанием жилого помещения аварийным.
Определением суда от 31 января 2023 г. произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика к участию в деле привлечен Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области.
Решением Советского районного суда г. Орла от 17 мая 2023 г. иск удовлетворён.
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда протокольным определением от 4 октября 2023 г. перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с нарушением судом положений ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) - неизвещение о рассмотрении дела Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 18 октября 2023 г. решение Советского районного суда г. Орла от 17 мая 2023 г. отменено.
По делу принято новое решение, которым исковые требования Лупаковой Н.Е. к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворены.
Суд обязал Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области предоставить Лупаковой Н.Е. на состав семьи 1 человек по договору социального найма жилое помещение, равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 35, 9 кв.м.
С Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области в пользу Лупаковой Н.Е. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 руб.
С Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в пользу Лупаковой Н.Е. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 руб.
В кассационной жалобе Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области просит отменить судебные акты, как незаконные.
При проведении судебного заседания путем использования системы веб-конференции, представители ответчиков, избравшие указанный способ участия в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем, рассмотрение дела было продолжено в их отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Поскольку решение суда было отменено апелляционным определением, предметом проверки суда кассационной инстанции является только апелляционное определение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела областным судом не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Орловской области "Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - Дом-интернат) и Лупаковой Н.Е. был заключен договор социального найма жилого помещения от 12 января 2016 г, согласно которому наймодатель передал истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности Орловской области, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире общей площадью 35, 9 кв.м по адресу: "адрес".
Указанный жилой дом является многоквартирным, 1917 г. постройки.
Распоряжением Правительства Орловской области от 9 декабря 2020 г. данный МКД признан аварийным и подлежащим сносу.
Данным распоряжением на Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области возложена обязанность в срок до 20 декабря 2020 г. произвести сбор данных о нанимателях жилых помещений многоквартирного дома, в срок до 30 декабря 2020 г. обеспечить определение потребности в жилых помещениях, которые необходимо предоставить гражданам, переселяемым из многоквартирного дома (в том числе с учетом количественных показателей в части площади жилых помещений и количества жилых комнат), а также в денежных средствах на приобретение таких жилых помещений; на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области возложена обязанность осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для предоставления гражданам, переселённым из многоквартирного дома, в срок не позднее 1 ноября 2021 г. Кроме того, Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в течение 3 месяцев со дня приобретения жилых помещений в соответствии с п. 3 настоящего распоряжения обязан организовать переселение граждан из многоквартирного дома, предоставив им жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
Распоряжением Правительства Орловской области от 4 октября 2022 г. в распоряжение Правительства Орловской области от 9 декабря 2020 г. внесены изменения, согласно которым Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области должен обеспечить осуществление мероприятий по проектированию и строительству жилых помещений для предоставления их гражданам, переселяемым из многоквартирного дома в срок не позднее 31 декабря 2024 г, а Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области обязан в течение трех месяцев со дня регистрации права собственности Орловской области на построенные жилые помещения организовать переселение граждан из многоквартирного дома, предоставить им жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
До настоящего времени мероприятия, проведение которых Правительством Орловской области поручено Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области и Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, как органам исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, не проведены.
Согласно информации, представленной отделом по муниципальному жилищному контролю и работе с жилищным фондом Мценского района администрации Мценского района Орловской области, Лупакова Н.Е. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит.
На момент признания аварийным указанного МКД и до настоящего времени в квартире N 2 зарегистрирована и проживает только Лупакова Н.Е, которая иных жилых помещений на праве собственности не имеет.
Разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 13, 15, 57, 85, 86, 87, 88, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", учитывая разъяснения, изложенные в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", исходил из того, что проживание истца в непригодном для проживания жилом помещении по причине признания дома аварийным и подлежащим сносу, с учетом установленного факта угрозы ее жизни и здоровью, является основанием для возложения на ответчиков обязанности предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения апелляционного определения, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из разъяснений, содержащихся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства в системном толковании с правоприменительной практикой предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Аналогичная позиция ранее была изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 г. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Таким образом, в данном случае для правильного разрешения спора необходимо установление обстоятельств реальной опасности проживания в доме для жизни и здоровья истца с учетом состояния дома и его критериев.
Учитывая, что до настоящего времени истцу иное благоустроенное жилое помещение не предоставлено, при этом проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу жизни и здоровью, суд правомерно пришел к выводу о необходимости предоставления истцу благоустроенного жилого помещения.
Доводы жалобы заявителя о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку предоставление жилого помещения истцу связано с исполнением Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области поручения Правительства Орловской области об обеспечении осуществления мероприятий по проектированию и строительству жилых помещений для предоставления их гражданам, переселяемым из многоквартирного дома.
По сути, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных в дело доказательств, вместе с тем правом переоценки доказательств в соответствии с положениями главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 18 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.