Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж, судей Рудых Г.М, Ерохиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаплыгиной М.В. к комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка
по кассационной жалобе и дополнениям к ней комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска
на решение Кировского районного суда г. Курска от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 28 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Рудых Г.М, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи IVA представителя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Масалову Е.М, истца Чаплыгину М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чаплыгина М.В. обратилась в суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, требования которого мотивировала тем, что она является членом ТСН ДНТ "Полевая" и владеет в этом товариществе земельным участком площадью 751 кв.м с кадастровым номером N, условным номером 15. Участок образован из исходного земельного участка площадью 155000 кв.м с кадастровым номером N. На момент предоставления ей земельного участка исходный участок относился к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для растениеводства, размещения питомников и оранжерей, садовоогородных участков, дач и дачных участков, полей и пастбищ". 19 декабря 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату находящегося в ее пользовании земельного участка без проведения торгов по кадастровой стоимости 3 649 рублей 86 копеек. Письмом от 29 декабря 2022 года ей было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на пункты 1 и 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Считая данный отказ незаконным, просила обязать комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска заключить с нею договор купли-продажи земельного участка по кадастровой стоимости 3 649 рублей 86 копеек.
Решением Кировского районного суда г. Курска от 10 июля 2023 года исковые требования Чаплыгиной М.В. удовлетворены. На комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска возлоджена обязанность заключить с Чаплыгиной М.В. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, площадью 751 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для растениеводства, размещения питомников и оранжерей, садово-огородных участков, дач и дачных участков, полей и пастбищ" по выкупной цене 3 649 рублей 86 копеек, равной кадастровой стоимости на дату обращения - 19 декабря 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 28 сентября 2023 года решение Кировского районного суда г. Курска от 10 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска просит об отмене решения Кировского районного суда г. Курска от 10 июля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 28 сентября 2023 года как незаконных, со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав представителя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска Масалову Е.М, поддержавшую доводы жалобы, истца Чаплыгину М.В, возражавшую против удовлетворения жалобы и отмены судебных актов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении данного дела были допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Курска от 11 июня 2019 года N 1085 земельный участок с кадастровым номером N площадью 155000 кв.м предоставлен ТСН ДНТ "Полевая".
На основании данного постановления 17 июня 2019 года между земельным комитетом г. Курска и ТСН ДНТ "Полевая" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 155000 кв.м.
Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска от 2 июня 2022 года N 9/07.07-02 утверждена схема расположения земельного участка площадью 47117 кв.м, образованного путкм раздела земельного участка с кадастровым номером N площадью 155000 кв.м, с сохранением исходного участка в измененных границах. В результате чего, площадь предоставляемого ТСН ДНТ "Полевая" земельного участка с кадастровым номером N уменьшилась и составила 101023 кв.м.
Распоряжением администрации Железнодорожного округа г. Курска от 5 августа 2020 года N 342-ра (в редакции от 19 декабря 2022 года N 706-ра) утвержден проект межевания и проект планировки территории в районе "адрес" ТСН ДНТ "Полевая". Территория ТСН ДНТ "Полевая" размежевана, земельные участки, возникшие в результате межевания по утвержденному проекту планировки, поставлены на кадастровый учет с сохранением характеристик исходного участка категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для растениеводства, размещения питомников и оранжерей, садово-огородных участков, дач и дачных участков, полей и пастбищ".
19 декабря 2022 года Чаплыгина М.В. обратилась в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска с заявлением о выкупе земельного участка.
Отказывая Чаплыгиной М.В. в выкупе земельного участка, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска сослался на пункты 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов являются обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1), разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 35, 39.2, 39.3, 39.4, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что выкупная цена на момент рассмотрения заявления Чаплыгиной М.В. должна быть установлена та, которая была определена на 1 января 2022 года, пришел к выводу о том, что отказ ответчика в предоставлении земельного участка истцу является незаконным, удовлетворил заявленные исковые требования Чаплыгиной М.В.
Суд апелляционной инстанции согласился с обоснованностью выводов суда первой инстанции.
При этом указал, что согласно сведениям ЕГРН на 5 января 2023 года кадастровая стоимость земельного участка площадью 751 кв.м с кадастровым номером N на 1 января 2021 года составляла 3 649 рублей 86 копеек. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 11 января 2022 года. Дата начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда - 1 января 2022 года.
Доказательств того, что в период с 1 января 2021 года по 19 декабря 2022 года кадастровая стоимость земельного участка изменялась, не представлено.
Более того, указал, что давая оценку незаконности отказа в выкупе земельного участка, следует иметь ввиду, что истцу было отказано в выкупе земельного участка не из-за несоответствия требуемой и установленной цены участка, а по иным основаниям (несоответствие пунктам 1 и 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и соответствуют нормам материального права.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами об установлении стоимости земельного участка в размере 3 649 рублей 86 копеек по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в случае, если при оказании государственной или муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта недвижимости либо принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка (если в соответствии с законом для установления публичного сервитута не требуется заключение соглашения), размер платы или цена, за исключением цены предмета торгов, проводимых в целях заключения указанных договоров, определяется исходя из величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, применяется кадастровая стоимость этого объекта недвижимости, действующая по состоянию на дату подачи в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления заявления (ходатайства) о предоставлении такой государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 18 вышеуказанного закона для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В силу вышеуказанных норм права при оказании муниципальной услуги, результатом которой является заключение договора купли-продажи земельного участка его цена определяется исходя из величины его кадастровой стоимости, действующей по состоянию на дату подачи в уполномоченный орган местного самоуправления заявления (ходатайства) о предоставлении такой муниципальной услуги. При этом кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
С заявлением о предоставлении земельного участка в собственность истец обратилась к ответчику 19 декабря 2022 года.
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска обратился в ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 29 декабря 2022 года.
В последующем решением ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости - 328 583 рубля 03 копейки.
Учитывая положения пункта 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость в отношении спорного земельного участка в размере 328 583 рубля 03 копейки действует с 1 января 2022 года.
Положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в данном случае должны применяться в совокупности с нормами пункта 6 части 2, пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", которые являются специальными по отношению к Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, поскольку они устанавливают какая и с какого момента применяется стоимость объекта недвижимости именно для случаев заключения договора купли-продажи находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта недвижимости.
Указанные положения норм действующего законодательства судом первой инстанции при вынесении решения не учтены.
Суд апелляционной инстанции нарушения, допущенные судом первой инстанции не устранил.
Учитывая изложенное, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 28 сентября 2023 года подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует установить все юридически значимые по делу обстоятельства, и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 28 сентября 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.