Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Зотовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1015/2023 по исковому заявлению Дрозника Евгения Залмановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о перерасчете размера пенсии
по кассационной жалобе Дрозника Евгения Залмановича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 23 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, выслушав представителя Дрозника Е.З. - Бутину М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дрозник Е.З. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о перерасчете размера пенсии.
Решением Советского районного суда города Тулы от 25 мая 2023 года на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области возложена обязанность произвести с 7 апреля 2021 голда перерасчет назначенной Дрознику Е.З. страховой пенсии с учетом периодов военной службы в пограничных войсках Грузинской ССР с 5 октября 1961 года по 21 декабря 1962 года в войсковой части N N (с. Хичаури), с 22 декабря 1962 года по 9 сентября 1973 года в войсковой части N N (с. Очамчир), службы в г. Севастополе с 18 июля 1977 года по 20 октября 1987 года в войсковой части N N, выдать Дрознику Е.З. новые формуляры для получения пенсии на территории Государства Израиль с учетом произведенного перерасчета пенсии; в удовлетворении остальной части требований Дрознику Е.З. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 23 октября 2023 года решение Советского районного суда города Тулы от 25 мая 2023 года отменено; принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Дрозника Е.З. отказано.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Дрозником Е.З. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 23 октября 2023 года, как незаконного, ввиду допущенных судом нарушений норм материального права.
Представитель Дрозника Е.З. - Бутина М.А. в судебном заседании поддержала требования по изложенным в жалобе основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав представителя Бутину М.А, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, гражданин Израиля Дрозник Е.З, постоянно проживающий на территории государства Израиль, 7 апреля 2021 года обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением норм Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанном 6 июня 2016 года.
Решением от 10 августа 2021 года N N по Тульской области в назначении пенсии Дрознику Е.З. отказано в связи с невыполнением условий назначения страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента. К зачету был принят период с 24 августа 1959 года по 27 августа 1961 года - период службы в воинской части N N, стаж составил 2 года 4 дня.
После поступления дополнительных документов о страховом стаже Дрозника Е.З, отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области сообщило в Институт национального страхования Государства Израиль 4 марта 2022 года письмом за N N о назначении Дрознику Е.Я. страховой пенсии с 7 апреля 2021 года (даты обращения с заявлением о назначении пенсии) с учетом страхового стажа продолжительностью 6 лет 7 месяцев 8 дней, за исключением периодов военной службы в пограничных войсках Грузинской ССР с 5 октября 1961 года по 21 декабря 1962 года - в воинской части N N (с. Хичаури), с 22 декабря 1962 года по 9 сентября 1973 года ? в воинской части N N (с. Очамчир), службы в г. Севастополе с 18 июля 1977 года по 20 октября 1987 года в воинской части N N, учебы в Харьковском военном училище МВД СССР с 1958 года по 1959 года, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Договора от 6 июня 2016, при определении права на пенсию и исчислении ее размера по закону Российской Федерации учитываются периоды страхования, приобретенные в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей РСФСР, периоды, приобретенные на территории бывших республик СССР, а также иных государств, не учитываются.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении требований Дрозника Е.З. о включении в страховой стаж периода учебы в Харьковском военном училище МВД СССР, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что учет данного периода противоречит положениям двухстороннего Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения между Российской Федерацией и Государством Израиль от 6 июня 2016 года.
Включая периоды военной службы Дрозник Е.З. в пограничных войсках Грузинской ССР с 5 октября 1961 года по 21 декабря 1962 года - в воинской части N N (с. Хичаури), с 22 декабря 1962 года по 9 сентября 1973 года ? в воинской части N N (с. Очамчир), службы в г. Севастополе с 18 июля 1977 года по 20 октября 1987 года в воинской части N N, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции СССР от 7 октября 1977 года, Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров Совета Министров СССР от 3 августа 1972 годаN 590, пришел к выводу, что периоды прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежат включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Дрозника Е.З. судебная коллегия Тульского областного суда исходила из того, что истцу, гражданину Израиля, постоянно проживающему на территории Израиля, при решении вопроса об установлении страховой пенсии в рамках Договора от 6 июня 2016 года, имеющему периоды военной службы в Вооруженных Силах СССР, которые имели место на территории бывших республик СССР, являющихся иностранными государствами (бывшей Грузинской ССР и Украинской ССР), не могут быть учтены в страховой стаж.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
6 июня 2016 года между Российской Федерации и государством Израиль был заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом N 426-ФЗ от 19 декабря 2016 года и вступивший в силу с 1 октября 2017 года.
Договор регулирует вопросы установления страховых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также фиксированной выплаты и доплаты к страховой пенсии, если иное не предусмотрено Договором, социальных пенсий, накопительной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений (пункт 1 статьи 2 Договора) и не распространяется на социальное законодательство Сторон, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих вооруженных сил Сторон и других, созданных согласно законодательству Сторон воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей, других лиц, приравненных к указанным военнослужащим в части пенсионного обеспечения согласно специальному законодательству Российской Федерации, а также гражданских служащих (пункт 4 статьи 2 Договора).
Согласно статье 3 Договора, он распространяется на застрахованных лиц, отвечающих одновременно следующим условиям: 1) являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон; 2) проживают на территории одной из Договаривающихся Сторон; 3) подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон.
Согласно статье 5 Договора, по желанию лиц, указанных в статье 3 Договора, суммы назначенных пенсий и пособий могут выплачиваться им на территории Договаривающейся Стороны, их назначившей, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны в порядке, определенном административным соглашением, предусмотренным статьей 12 Договора.
Пунктом 1 статьи 10 Договора определено, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании периодов страхования (величины пенсионных прав), приобретенных на ее территории, в соответствии с положениями Договора и ее законодательства.
При определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации учитываются периоды страхования, приобретенные в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей РСФСР. Периоды, приобретенные на территории других бывших республик СССР, а также иных государств, не учитываются.
Под периодами страхования понимаются: в Российской Федерации - периоды работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы, а также иные периоды, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при определении права на пенсии и пособия и исчислении их размеров; в государстве Израиль - периоды работы и (или) иной самостоятельной трудовой деятельности, периоды уплаты страховых взносов и (или) проживания в соответствии с законодательством государства Израиль (пункт 8 статьи 1 Договора).
Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и государства Израиль, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Как следует из материалов дела, решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области в страховой стаж истца не были включены периоды военной службы в пограничных войсках Грузинской ССР с 5 октября 1961 года по 21 декабря 1962 года - в воинской части N N (с. Хичаури), с 22 декабря 1962 года по 9 сентября 1973 года ? в воинской части N N (с. Очамчир), службы в г. Севастополе с 18 июля 1977 года по 20 октября 1987 года в воинской части N 2382.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (норма приведена в редакции, действующей на момент обращения Дрозника Е.З. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
7 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения Я. действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 года провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Узбекская Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 года).
Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности".
Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.
В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Дрозник Е.З. проходил военную службу в должности заместителя начальника 7 погранзаставы войсковой части N с 5 октября 1961 года по 21 декабря 1962 года, с 22 декабря 1962 года по 9 сентября 1973 года - в войсковой части N (г. Очамчире), с 20 сентября 1973 года по 8 июля 1977 года - в войсковой части N (г. Корсаков), с 18 июля 1977 года по 20 октября 1987 года - в войсковой части N (г. Севастополь), учитывая, что период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежит включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы, пришел к обоснованному выводу о включении в подсчет страхового стажа истца спорных периодов службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР.
Суд апелляционной инстанции приведенные выше нормативные положения к спорным отношениям не применил и разрешилспор по исковым требованиям Дрозника Е.З. со ссылкой лишь на закрепленный в Договоре между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения пропорциональный принцип подсчета пенсионного стажа без применения норм этого договора в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и положениями законодательства, действовавшего в период прохождения истцом действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР.
Между тем нормативные положения Договора предусматривают применение норм национального законодательства при назначении пенсии в соответствии с нормами данного договора лицам, проживающим на территориях Российской Федерации и Государства Израиль.
В связи с этим суждение суда апелляционной инстанции, сделанное в обоснование выводов об отказе в удовлетворении иска, о том, что для решения вопроса об отнесении периода действительной военной службы Дрозника Е.З. к страховому стажу, приобретенному на территории Российской Федерации (РСФСР), юридическое значение имеет место несения такой службы, не основано на законе, поскольку прохождение службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР, засчитывалось в трудовой стаж гражданина независимо от территории, на которой гражданин Союза ССР проходил военную службу.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения истцу в его страховой стаж периодов прохождения им военной службы в пограничных войсках Грузинской ССР с 5 октября 1961 года по 21 декабря 1962 года - в воинской части N N (с. Хичаури), с 22 декабря 1962 года по 9 сентября 1973 года ? в воинской части N N (с. Очамчир), службы в г. Севастополе с 18 июля 1977 года по 20 октября 1987 года в воинской части N N и учета этих периодов при расчете размера его страховой пенсии по старости нельзя признать обоснованным.
При указанных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, а также для принятия нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах обжалуемое апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 23 октября 2023 года нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 23 октября 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Советского районного суда города Тулы от 25 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.