Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу Латыпова Артура Альбертовича на вступившие в законную силу постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 апреля 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Латыпова Артура Альбертовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2023 года, "данные изъяты" Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Латыпов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 февраля 2024 года (16-254/2024 (N16-6391/2023)) указанные судебные акты оставлены без изменения, жалоба Латыпова А.А. - без удовлетворения.
12 февраля 2024 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции поступили дополнения к жалобе на постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 апреля 2023 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2023 года, которые расценены как повторная жалоба на указанные судебные акты, и в которых Латыпов А.А. приводит доводы, не являвшиеся ранее предметом рассмотрения.
Статьей 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются (часть 4 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 4 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящая жалоба, поданная Латыповым А.А. в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, рассматривается в части доводов, не являвшихся предметом рассмотрения судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции при вынесении постановления.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.
В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций в случаях, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, регулирующими порядок предоставления субсидий.
Порядок предоставления грантов в форме субсидий для реализации проектов, способствующих сохранению, развитию популяризации фольклора, традиций, языка, народных промыслов коренных малочисленных народов Севера для реализации мероприятия 2.4 "Гранты и премии в сфере сохранения, развития, популяризации традиционной культуры, фольклора, традиций, языка, национальных промыслов и ремесел" подпрограммы II "Содействие развитию традиционной культуры, фольклора и национальных ремесел, повышения уровня жизни и образования коренных малочисленных народов Севера" государственной программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера" (приложение N 14 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 350-п) не содержит обязательного условия предоставления субсидии, предусмотренного требованиями пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок.
Согласно пункту 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Действующий на момент совершения административного правонарушения Порядок предоставления грантов в форме субсидий для реализации проектов, способствующих сохранению, развитию, популяризации фольклора, традиций, языка, народных промыслов коренных малочисленных народов Севера, утвержденный Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 30 декабря 2021 года N 639-п (далее по тексту Порядок предоставления грантов N639-П) не содержал обязательного условия предоставления субсидии, предусмотренного требованиями пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно - согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок.
Из материалов дела следует, что Латыпов А.А. является "данные изъяты" Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, который осуществляет руководство текущей деятельностью, выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции департамента.
29 апреля 2021 года между Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в лице "данные изъяты" Латыпова А.А, и Региональным благотворительным фондом поддержки угорских проектных инициатив заключено соглашение N 10 о предоставлении из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры субсидии на реализацию проекта, способствующего сохранению, развитию, популяризации фольклора, традиций, языка, народных промыслов коренных малочисленных народов Севера автономного округа с целью реализации проекта "Иммерсивные путешествия" (прогулочные экскурсии) в размере 420 000 рублей.
В нарушение положений пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанное соглашение не содержит обязательное условие предоставления субсидий - согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении N8/2023 от 20 марта 2023 года, приказом о проведении контрольного мероприятия от 16 мая 2022 года N 29, выпиской из акта по результатам контрольного мероприятия от 29 июля 2022 года, должностным регламентом "данные изъяты" Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия "данные изъяты" Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Латыпова А.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Латыпова А.А. состава административного правонарушения являются несостоятельными. Отсутствие обязательного условия предоставления субсидии в соглашении указывает на наличие в действиях Латыпова А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия "данные изъяты" Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Латыпова А.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В жалобе, поступившей в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 12 февраля 2024 года, Латыповым А.А. приведены новые доводы, в том числе: об отсутствии в действовавших на момент заключения соглашения Порядке предоставления грантов, Типовой форме соглашения обязательного условия предоставления субсидии, установленного требованиями пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации; о неправильном применении судьями норм материального права. Однако данные доводы не свидетельствуют ни об отсутствии события административного правонарушения, ни об отсутствии вины Латыпова А.А. в его совершении.
В настоящем деле факт отсутствия в спорном соглашении обязательного условия, предусмотренного требованиями пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлен, подтвержден материалами дела и сомнений не вызывает. Данные обстоятельства указывают о нарушении одного из обязательных условий предоставления субсидии, соответственно, о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Само по себе отсутствие в Порядке предоставления грантов, Типовой форме соглашения условия о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок, не исключало обязанности предусмотреть при заключении спорного Соглашения установленного федеральным законодателем в пункте 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации условия. Данное требование о наличии вышеуказанного условия должностное лицо главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего субсидии юридическим лицам (Латыпов А.А.), обязано было соблюсти в качестве обязательного условия предоставления субсидии.
Конкретными действиями в виде заключения Соглашения N 10, не содержащего обязательного условия, предусмотренного пунктом 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полномочное должностное лицо Латыпов А.А. допустил нарушение условий предоставления субсидии, что, несмотря на утверждения об обратном, указывает на наличие в его противоправном деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Латыпова А.А. в совершении вмененного административного правонарушения установлена и подтверждена материалами дела. Являясь должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего субсидии, Латыпов А.А. всех возможных мер в пределах своих должностных обязанностей и полномочий по предотвращению нарушения условий предоставления субсидии по Соглашению N 10 не предпринял. Каких-либо правотворческих действий, или иных выходящих за пределы его должностных обязанностей действий, при заключении соглашения, которое бы отвечало всем нормативным требованиям, предъявляемым к условиям предоставления субсидии, вопреки доводам жалобы, от Латыпова А.А. не требовалось.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии "данные изъяты" Департамента культуры Латыпова А.А, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит сведения, необходимые для рассмотрения дела. Права разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке.
Доводы о малозначительном характере совершенного Латыповым А.А. деяния, необходимости применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
В соответствии с абзацем 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Отсутствие неблагоприятных последствий административного правонарушения само по себе не является основанием для признания правонарушения малозначительным, поскольку состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и потому не предусматривает необходимость наступления каких-либо последствий.
Объект данного правонарушения связан с бюджетными правоотношениями, с нарушением надлежащего правопорядка в области бюджетных отношений, а потому по своему характеру указанное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 апреля 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 мая 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Латыпова Артура Альбертовича, оставить без изменения, жалобу Латыпова Артура Альбертовича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.