Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности "данные изъяты" Управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа Бондаренко Д.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-807/2022 от 20 декабря 2022 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2023 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский администрации Тазовского района,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-807/2022 от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2023 года (N 12-116/2023), решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 августа 2023 года (N 7-137/2023), Управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский администрации Тазовского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, исполняющий обязанности "данные изъяты" Управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление) Бондаренко Д.А. выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными актами, вступившими в законную силу, просит их отменить и прекратить производство по делу.
В возражениях на жалобу представитель Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Северо-Уральский МРУ Росприроднадзора) доводы кассационной жалобы считает необоснованными.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 7 февраля 2024 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимают воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 3 и 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Статьями 34, 39 и 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель. Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (подпункты 2, 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (в том числе земли), природные объекты и природные комплексы.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что приказом руководителя Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора от 8 августа 2022 года N 1792 назначено проведение выездного обследования территории поселка Тазовский в соответствии с приказом от 3 марта 2022 года N486 "О проведении выездных обследований на водных объектах и их водоохранных зонах на территориях, подведомственных Северо-Уральскому МРУ Росприроднадзора на 2022 год".
Актом выездного обследования от 12 августа 2022 года с фототаблицей к нему подтверждается факт выезда должностного лица территориального органа Росприроднадзора в п. Тазовский.
В ходе обследования выявлены нарушения требований при эксплуатации объектов размещения отходов, в результате чего допущено загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, а также нарушение требований к охране земель, выразившееся в осуществлении слива ЖБО на почву, которое влечет загрязнение земельного участка отходами производства и потребления, нарушение к охране водных объектов, выразившееся в осуществлении слива ЖБО в водоохраной зоне, в месте нахождения ручья без названия, которое влечет загрязнение водного объекта жидкими бытовыми отходами.
Также в ходе обследования 12 августа 2022 года был осуществлен осмотр расположенного в п. Тазовский в 770 м в восточную сторону от пересечения улиц Колхозная и Северная объекта размещения отходов (полигон ТБО).
Осмотром установлено, что въезд на полигон оборудован шлагбаумом, табличка с режимом его работы и наименованием эксплуатирующей организации отсутствует. С восточной стороны полигон не оборудован забором, по периметру полигона не наблюдается обвалования, он находится в непосредственной близости от водного объекта без названия. Прилегающая территория к земельному участку, на котором расположен объект размещения отходов, засорена отходами производства и потребления, а также различным металлоломом и частями от автомобилей и спецтехники. Наличия на полигоне мусороулавливающей сетки не обнаружено. При въезде на объект находится административно-бытовое сооружение (балок). На территории, расположенной с восточной стороны от полигона, находится водный объект (ручей без названия), в который осуществляется слив жидких бытовых отходов из автомобилей-ассенизаторов с надписью "Вакуум" (в период осмотра зафиксирован слив из четырех таких автомобилей, на одном из них имелась наклейка с логотипом ООО "ТазСпецСервис"). В месте слива установлено наличие опознавательных вертикальных красных кольев, обозначающих места остановки и слива ЖБО с автомобиля-ассенизатора. Слив осуществляется непосредственно на почву и водный объект без какой-либо очистки и обеззараживания.
В процессе осмотра произведен обмер земельного участка, куда осуществляется слив ЖБО, отобраны пробы почвы и отходов, а также фоновые пробы с указанием географических координат точек отбора, осуществлена фотофиксация. Помимо этого проведено инструментальное обследование, а именно: установлены угловые точки и географические координаты территории земельного участка, на который осуществляется слив ЖБО, вблизи объекта размещения отходов.
Также из материалов дела следует, что в последствие контролирующим органом в целях установления информации о пользователях земельных участков с географическими координатами, соответствующими местам выявленных нарушений, в администрацию Тазовского района был направлен запрос.
В ответ на него получена копия распоряжения администрации Тазовского района от 13 апреля 2021 года N77-т о передаче Управлению по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский администрации Тазовского района в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 96 994 кв.м с кадастровым номером N, расположенного в 830 м северо-западнее административного здания по улице Калинина поселка Тазовский (разрешенное использование - 12.2 специальная деятельность), п. 2.1 которого на Управление возложена обязанность использовать земельный участок в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Право постоянного (бессрочного) пользования Управления относительно вышеупомянутого земельного участка зарегистрировано в установленном законом порядке 21 апреля 2021 года.
14 октября 2022 года врио руководителя Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора принято решение N876-рш о проведении в отношении земельного участка с кадастровым номером N внеплановой выездной проверки в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора), обоснованное наличием угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в срок с 19 октября по 1 ноября 2022 года. В качестве контролируемого лица в решении указано Управление. Проведение проверки согласовано прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа 17 октября 2022 года.
В ходе проведения проверки в Управлении истребован ряд документов, включая маркшейдерскую съемку (контур, абрис) земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов, с указанием площади и угловых географических координат.
В ответ Управлением представлены копии положения об Управлении, документов о назначении руководителя, протокола N44 от 19 декабря 2013 года о признании свалок и мест слива бытовых отходов санкционированными, а также переписки с ДИиЗО администрации Тазовского района об отсутствии проектной документации на полигон и заключение договора на ликвидацию и рекультивации свалки в п. Тазовский. Сообщено об отсутствии маркшейдерской съемки.
20 октября и 23 ноября 2022 года осуществлялись выезды на место, в ходе которых вновь осматривался спорный земельный участок. Устанавливались угловые точки, географические координаты и высотные отметки места загрязнения, а также отбирались пробы почв и отходов. Все указанные действия осуществлены в присутствии представителей Управления Бондаренко Д.А. и ФИО2 Я.С, подписавших все акты и протоколы без замечаний.
Согласно актам осмотра от 20 октября и 23 ноября 2022 года, на территории земельного участка с кадастровым номером N находится полигон по размещению отходов (свалка). С западной стороны от полигона протекает ручей. Въезд на полигон осуществляется с южной стороны. Весы для автотранспорта на въезде отсутствуют, наличия дезинфицирующей ванны для ходовой части мусоровозов не установлено. С южной и восточной стороны полигон огорожен забором из профилированного металлического листа высотой около двух метров. С северной и западной стороны ограждение отсутствует. При въезде на полигон установлена бытовка (вагончик) для персонала. При проведении осмотра на полигоне осуществляли работы два фронтальных ковшовых погрузчика. Непосредственно в начале осмотра один погрузчик покинул территорию полигона. На оставшемся на полигоне погрузчике (г/н 8131сх89) имеется наклейка с логотипом ООО "Тазспецсервис". На полигоне осуществления размещение отходов. Отходы размещаются навалом и в дальнейшем разравниваются (планируются) специальной техникой. Отходы размещаются без организации карт. При проведении осмотра установлено размещение твердых коммунальных отходов, мусора от сноса и разборки зданий несортированного, строительных отходов, шин пневматических автомобильных отработанных, отходов упаковочного гофрокартона незагрязненных, полимерной тары из-под автомобильных масел, фильтров очистки масла автотранспортных средств отработанных, фильтров воздушных автотранспортных средств отработанных. Прилегающая к южной границе полигона территория загрязнена строительными отходами и отходами упаковочного гофрокартона незагрязненными. При проведении осмотра на территорию полигона осуществили транспортировку и выгрузку отходов два грузовых автомобиля. На прилегающую с запада к полигону территорию осуществляется слив (сброс) из ассенизаторских машин жидких бытовых отходов (в период осмотра слив осуществили три автомобиля).
Впоследствии проведены маркшейдерские работы, определена площадь территории (части) земельного участка с кадастровым номером N, фактически занятой отходами - 44 662, 61 кв.м, высота участка размещения отходов - 7, 25 м, и установлено, что точки отбора пробы отходов и почв находятся на этой территории, которая частично перекрывает водоохранную зону, что подтверждено обзорной картой-схемой размещения отходов "Свалка в п.Тазовский".
Решением от 27 октября 2022 года срок проведения выездной проверки продлен по 25 ноября 2022 года в связи с проведением исследований проб почвы и отходов и приостановлением срока проведения контрольного мероприятия с 8 октября по 2 ноября 2022 года.
24 ноября 2022 года осуществлен опрос и.о. руководителя Управления, который сообщил, что право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком за управлением зарегистрировано 21 апреля 2021 года. Правоустанавливающие документы на свалку отсутствуют, сведениями о постановке объекта размещения отходов на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, Управление не располагает, с апреля 2021 года функционирование объекта не прекращалось, сведений о наличии программы экологического мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды по объекту нет, мониторинг Управлением не проводился, его результаты никуда не представлялись, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду не подавалась, плата не вносилась, инвентаризация источников выбросов не проводилась, учет поступающих на полигон отходов не ведется, договор с ООО "Инновационные технологии" или еще с кем-либо на размещение ТКО на свалке Управление не заключало, работы по огораживанию территории объекта размещения отходов не проводило, полигон на балансе Управления не числится и Управлению не передавался, инициативу по предоставлению земельного участка с кадастровым номером N Управление не проявляло, сведениями о владельце погрузчиков не располагает, работники какой организации осуществляют дежурство на полигоне, не известно, в штате Управления таких работников нет.
Согласно экспертному заключению от 25 ноября 2022 года площадь размещенных отходов составляет - 44 662, 61 кв.м, расстояние от участка размещения отходов до русла реки - 2, 4 м, от участка размещения отходов до болота - 19, 11 м. Отходы расположены на земельном участке с кадастровым номером N, площадь участка - 96 994 кв.м. Определены координаты отбора проб и координаты поворотных точек земельного участка.
Исходя из справки филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Курганской области от 22 ноября 2022 года N712с, которому было поручено исследование отобранных 20 октября 2022 года проб отходов, выполнен их морфологический и химический анализ и определено, что размещенные на спорном земельном участке отходы относятся к IV и V классу опасности.
Таким образом, в ходе контрольного мероприятия установлен факт нахождения на предоставленном Управлению земельном участке (в том числе за пределами полигона) отходов, относящихся к IV и V классам опасности, что свидетельствует о невыполнении Управлением возложенных на него, как распоряжением о предоставлении земельного участка, так и законом обязанностей, упомянутых в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки 25 ноября 2022 года составлен акт N692, согласно которому выявленные в ходе проверки обстоятельства расценены как невыполнение Управлением установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почвы от предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и ухудшающих качественное состояние земель, повлекшие загрязнение/захламление отходами производства и потребления территории земельного участка с кадастровым номером N на площади 44 662, 61 кв.м, что прямо запрещено частью 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении Управления возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела Управление привлечено к административной ответственности.
Факт совершения Управлением административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым при рассмотрении дела должностным лицом и судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка как подтверждающим вину юридического лица в совершении административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы материалы дела подтверждают наличие объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что свалка является санкционированной, поскольку внесена в территориальную схему обращения с отходами, основаны на неправильном толковании норм права.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальный схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее Правила).
Согласно пункту 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Аналогичные требования закреплены пунктом 10 Правил, в соответствии с которыми в раздел "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов" в качестве объектов, на которых размещаются ТКО могут быть включены только объекты, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 2 августа 2016 года N101-од свалка в п. Тазовский включена в территориальную схему обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016-2025 годов как объект размещения отходов, введенный в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющий документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В разделе VII территориальной схемы содержатся сведения, в том числе об объекте размещения "Свалка в п. Тазовский", на который не получено заключение Минприроды России о возможности использования объектов в соответствии с приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года N 303 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов" (далее - Порядок N 303).
Включение объектов в перечень объектов размещения отходов регулируется Порядком формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 19 октября 2021 года N 765 (далее - Порядок N 765).
Для объекта размещения отходов "Свалка в п. Тазовский" заключение о возможности эксплуатации в соответствии с Порядком N 303 и Порядком N 765 не получено, также спорный объект размещения отходов не включен в ГРОРО.
Спорный объект располагается на приведенном земельном участке, законным владельцем которого с 21 апреля 2021 года являлось Управление. При этом в пункте 2.2.4 Положения об Управлении прямо указано, что оно реализует меры, направленные на предупреждение возникновения и ликвидацию на территории поселка свалок отходов, размещенных на не отведенной для этого территории (несанкционированных свалок). Полномочий Управления на размещение отходов производства и потребления в данном Положении не предусмотрено.
В ходе проверки установлено наличие отходов производства и потребления на спорном земельном участке, в том числе вне полигона, что свидетельствует о доказанности факта захламления и загрязнения этой территории.
Вопреки доводам жалобы, Управление к числу лиц, ответственных за состояние части земельного участка с кадастровым номером N вне полигона, в период проведения проверки, относилось. Наличие захламления и загрязнения названной территории выявлялось в ходе проведенных уполномоченным на то контролирующим органом обследований и проверок, как в августе, так и в октябре 2022 года.
Имевшее место в период проверки изъятие земельного участка из постоянного (бессрочного) пользования Управления (прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, которое зарегистрировано 20 ноября 2022 года, не свидетельствует об обратном.
Согласно статье 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами; отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса.
С учетом приведенных выше норм права фактическое неиспользование земельного участка не влечет освобождение Управления от выполнения требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
В период владения (пользования) спорным земельным участком Управление было обязано соблюдать требования природоохранного законодательства, в том числе принимать мероприятия по недопущению загрязнения и иного негативного воздействия на такой объект защиты как земли, устранению возникших последствий. Наличие отходов производства и потребления на спорном земельном участке, в том числе вне полигона, не может не ухудшать состояние земель вне зависимости от их категории.
Ссылка в жалобе на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 августа 2023 года (N 2а-357/2023), которым признано незаконным предписание административного органа об устранении нарушения требований земельного законодательства, не является обстоятельством свидетельствующим об отсутствии вины Управления в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что спорный земельный участок имеет целевое назначение (код 12.2 - специальная деятельность) для размещения отходов не принимается, поскольку присвоение земельному участку целевого назначения не позволяет осуществлять его захламление и загрязнение отходами производства и потребления и допускать нарушения требований земельного законодательства.
Иные доводы жалобы не являются основанием для отмены состоявшихся по настоящему делу судебных актов в связи с тем, что содержат ошибочное толкование норм КоАП РФ и действующего законодательства Российской Федерации.
Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств по делу само по себе не является правовым основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
В силу части 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемой ситуации всех возможных мер для соблюдения требований и обязательных мероприятий по защите земель, по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, Управление не предпринято. В связи с изложенным, должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 КоАП РФ, в действиях юридического лица обоснованно установлено наличие всех элементов состава административного правонарушения. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Вина общества в совершении административного правонарушения доказана материалами дела.
При рассмотрении дела положения статей 24.1, 26.1 КоАП РФ соблюдены. В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
При пересмотре дела судьей городского суда, а затем судьей окружного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные решения. Окончательно назначенное в ходе рассмотрения жалобы на постановление наказание соответствует положениям частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-807/2022 от 20 декабря 2022 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2023 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа, оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности "данные изъяты" Управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский администрации Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа Бондаренко Д.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Кокоева О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.