Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Герасика Натальи Михайловны на решение Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 июня 2023 года по административному делу N2а-167/2023 по административному иску Герасика Натальи Михайловны к УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, начальнику ОСП по Кондинскому району УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Асхабалиеву Залбегу Омардибировичу, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кондинскому району УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Халмурадовой Лоле Сиддиковне об оспаривании постановлений, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, пояснения административного истца, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Герасика Н.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом неоднократных уточнений требований, о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Кондинскому району УФССП России по ХМАО-Югре Халмурадовой Л.С. от 24 января 2023 года: о взыскании исполнительского сбора, об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках и иных кредитных организациях; постановлений начальника отделения судебных приставов по Кондинскому району УФССП России по ХМАО-Югре - старшего судебного пристава Асхабалиева З.О. от 25 января 2023 года: о распределении денежных средств по реквизитам ООО "СК "Лидер", в доход бюджета на счёт УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре; о распределении денежных средств в доход бюджета на счет УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре; об окончании исполнительного производства, возобновлении исполнительного производства, возложении обязанности на старшего судебного пристава произвести возврат взысканных в рамках исполнительного производства денежных средств, вернув их на те счета, с которых они были взысканы, прекращении исполнительного производства по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Требования мотивированы тем, что судебным приставом-исполнителем 13 января 2023 года на основании судебного приказа от 22 ноября 2022 года, выданного мировым судьёй судебного участка N 2 Кондинского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты", 16 января 2023 года судебный приказ по её заявлению мировым судьёй был отменён, на момент вынесения оспариваемых постановлений в отделении судебных приставов имелись сведения об отмене судебного приказа, исполнительное производство должно было быть прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Решением Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 июня 2023 года, административный иск Герасика Н.М. удовлетворен частично, признаны незаконными постановления начальника ОСП по Кондинскому району УФССП России по ХМАО-Югре Асхабалиеву З.О. от 25 января 2023 года о распределении денежных средств по реквизитам ООО "СК Лидер", а также в доход бюджета на счет УФК по ХМАО-ЮЮгре, об окончании исполнительного производства N "данные изъяты", возложена обязанность на начальника ОСП по Кондинскому району УФССП России по ХМАО-Югре устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; в удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 28 декабря 2023 года) административный истец выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на то, что судебные акты приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении иска, принять новое решение по делу.
В письменных возражениях судебный пристав-исполнителя отделения судебных приставов по Кондинскому району УФССП России по ХМАО-Югре Халмурадова Л.С. просила судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решений (постановлений) судебного пристава-исполнителя являются несоответствие закону решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым решением (постановлением) (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение наряду с другими актами и документами судебных актов (статья 2 поименованного закона).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ).
В целях полного, правильного и своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия и применяет меры принудительного исполнения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13 января 2023 года на основании судебного приказа, выданного 22 ноября 2022 года мировым судьёй судебного участка N 2 Кондинского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, судебным приставом-исполнителем Халмурадовой Л.С. возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты" в отношении должника Герасика Н.М, предметом исполнения по которому являлось взыскание в пользу ООО "СК Лидер" задолженности в размере 29596, 02 руб.
Данное постановление, в котором был установлен срок для добровольного исполнения должником исполнительного документа, было получено (прочтено) должником Герасика Н.М. 13 января 2023 года.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Халмурадовой Л.С. вынесены 24 января 2023 года следующие постановления о взыскании исполнительского сбора, об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в российских рублях в ПАО Банк ВТБ, об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в российских рублях в ПАО Сбербанк, об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в валюте золото и серебро в граммах в ПАО Сбербанк, об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в долларах США в ПАО Банк ВТБ.
Начальником названного отделения судебных приставов старшим судебным приставом Асхабалиевым З.О. постановлениями от 25 января 2023 года произведено распределение взысканных денежных средств, исполнительное производство окончено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, отменены все назначенные меры принудительного исполнения и установленные для должника ограничения.
25 января 2023 года в отделение судебных приставов по Кондинскому району УФССП России по ХМАО-Югре поступило определение мирового судьи судебного участка N 2 Кондинского судебного района от 16 января 2023 года об отмене судебного приказа N "данные изъяты".
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что постановления о взыскании исполнительского сбора, об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесены судебным приставом-исполнителем до получения информации об отмене судебного приказа, они соответствовали требованиям Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, в последующем эти постановления были отменены начальником ОСП по Кондинскому району, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в указанной части.
Установив, что старшим судебным приставом постановления от 25 января 2023 года о распределении взысканных денежных средств по исполнительному производству, об окончании исполнительного производства по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, вынесены после поступления в отделение судебных приставов определения мирового судьи об отмене судебного приказа, пришел к заключению о том, что указанные постановления являются незаконными, нарушают права и законные интересы административного истца. Суд первой инстанции, признав указанные постановления незаконными, возложил на начальника Отделения судебных приставов по Кондинскому району УФССП по ХМАО-Югре обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Герасика Н. М.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебный пристав-исполнитель на момент вынесения оспариваемых постановлений 24 января 2023 года был уведомлен об отмене судебного приказа, являлись предметом исследования судебных инстанций, которыми установлено, что определение мирового судьи об отмене судебного приказа поступило в соответствующее отделение судебных приставов 25 января 2023 года. Ссылка административного истца в жалобе на направленное ею заявление в электронной форме, которое, как указывает сама административный истец в жалобе, было получено ФССП 25 января 2023 года, как и представленная в материалы дела распечатка телефонных звонков, не опровергает установленные судами фактические обстоятельства.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что взыскание на драгоценные металлы обращено судебным приставом-исполнителем при достаточности денежных средств в рублях, основанием к отмене обжалуемых судебных актов по данному административному делу в кассационном порядке служить не может.
Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов (часть 5 статьи 14 названного федерального закона).
Предоставленное вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов полномочие отменить или изменить постановление судебного пристава-исполнителя обеспечивает реализацию принципа законности исполнительного производства (статья 4 Федерального закона N 229-ФЗ), основанного на конституционной обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Так, как следует из материалов дела, 25 января 2023 года начальником отделения- старшим судебным приставом отменены, в частности, постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в валюте золото и серебро в граммах, об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в долларах (том N 1 л.д.192, 194).
Суды, с учетом установленных вышеуказанных фактических обстоятельств, а также того, что постановления от 25 января 2023 года о распределении взысканных денежных средств по исполнительному производству являются незаконными, а службой судебных приставов приняты меры для возврата должнику взысканных с неё денежных средств, исходили из того, что надлежащим способом восстановления нарушенного права административного истца будет являться возложение на начальника ОСП по Кондинскому району УФССП России по ХМАО-Югре обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Несогласие административного истца со способом восстановления ее нарушенного права, который определилсуд первой инстанции, не может повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника от 24 января 2023 года, с должника взыскано 35 631, 37 руб (том N 1 л.д.57, том N 2 л.д.160-161). Административный истец в суде кассационной инстанции пояснила, что в настоящее время взысканные денежные средства (в том числе, полученные при обращении взыскания на драгоценные металлы), ей возвращены.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке отсутствуют. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Герасика Натальи Михайловны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 05 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.