Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Евдокимова Леонида Геннадьевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 октября 2023 года по административному делу N 2а-1508/2023 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска к Евдокимову Леониду Геннадьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав Евдокимова Л.Г, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска (далее ИФНС России по Советскому району г.Челябинска) обратилась в суд с административным иском к Евдокимову Л.Г. о взыскании задолженности: по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах городских округов с внутригородским делением, за 2018 год в размере 395 руб, пени в размере 1, 85 руб, за 2020 год в размере 821 руб, пени в размере 2, 67 руб, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, за 2018 год в размере 1 800 руб, пени в размере 27, 15 руб, за 2020 год в размере 1 010 руб, пени в размере 3, 28 руб, по транспортному налогу за 2018 год в размере 2 070 руб, пени в размере 9, 71 руб, за 2020 год в размере 1 882 руб, пени в размере 6, 12 руб, Решением Советского районного суда города Челябинска от 22 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 октября 2023 года требования налогового органа удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 16 февраля 2024 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Евдокимов Л.Г. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 октября 2023 года, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что административный истец и суд не доказали существования Федерального закона N 146-ФЗ от 31 июля 1998 года и Федерального закона N 117-ФЗ от 05 августа 2000 года. Суд не истребовал указанные Федеральные законы как доказательство по делу. В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Евдокимовым Л.Г. помимо ходатайств заявлялись устные заявления, в которых ответчик требовал реализации своих Конституционных прав. Считает, что суд обязан был обеспечить ему возможность ознакомления с подлинниками указанных выше документов.
В суде кассационной инстанции Евдокимов Л.Г. на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
В судебном заседании Евдокимов Л.Г. заявил ходатайство запросить Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 (Федеральный закон N 146-ФЗ от 31 июля 1998 года) и Налоговый кодекс часть 2 (Федеральный закон N 117-ФЗ от 05 августа 2000 года) или заверенные надлежащим образом их копии, содержащие подпись Президентов Российской Федерации с надлежащей расшифровкой: Президент РФ Ельцин Б.Н, Президент РФ Путин В.В.
В удовлетворении ходатайства Евдокимова Л.Г. судебной коллегией по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отказано, поскольку нормативные правовые акты опубликованы в установленном законом порядке.
Представитель ИФНС России по Советскому району г.Челябинска в суд кассационной инстанции не явился, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмого надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав Евдокимова Л.Г, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Евдокимову Л.Г. в 2018-2020 годы принадлежали: квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты" квартира по адресу: г. "данные изъяты"; земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты"; автомобиль ВАЗ 21074, государственный регистрационный знак "данные изъяты", автомобиль ГАЗ 33022, государственный регистрационный знак "данные изъяты"
Налоговым органом в адрес Евдокимова Л.Г. путем размещения в личном кабинете налогоплательщика направлены налоговые уведомления:
- N 76716153 от 23.08.2019 об уплате в срок до 02.12.2019 за 2018 год: транспортного налога в сумме 2 070 руб, земельного налога в сумме 1 800 руб, налога на имущество физических лиц в сумме 395 руб.;
- N 13101776 от 01.09.2021 об уплате в срок до 01.12.2021 за 2020 год: транспортного налога в сумме 1 882 руб, земельного налога в сумме 1 010 руб, налога на имущество физических лиц в сумме 370 руб.
В установленные законом сроки Евдокимов Л.Г. суммы указанных налогов за налоговые периоды 2018, 2020 годов не уплатил.
В связи с неуплатой сумм налогов налогоплательщику были направлены:
- требование N 68824 от 25.12.2019 г. со сроком исполнения до 28.01.2020 г. получено 30.1.2019 г.;
- требование N 20469 от 13.02.2020 г. со сроком исполнения до 31.03.2020 г. получено 18.02.2020 г.;
- требование 41508 от 15.12.2021 г. со сроком исполнения до 1 февраля 2022 г. получено 16.12.2021 г, которые не исполнены.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Мировым судьей судебного участка N 3 Советского района г.Челябинска 20 мая 2022 вынесен судебный приказ N 2а-2101/2022 о взыскании с должника Евдокимова Л.Г. задолженности.
Определением мирового судьи от 13 июля 2022 года судебный приказ о взыскании с Евдокимова Л.Г. задолженности по налогам и пени был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 13 января 2023 года. Таким образом, налоговый орган обратился за взысканием недоимки в установленный законом срок.
Разрешая требования ИФНС России по Советскому району г.Челябинска, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности по налогам и пени, сроки обращения в суд, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с Евдокимова Л.Г. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, соответствующих пени в заявленном в административном иске размере.
Судебная коллегия по административным делам областного суда, согласилась с данными выводами суда первой инстанции, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что административный истец и суд не доказали существования Федерального закона N 146-ФЗ от 31 июля 1998 года и Федерального закона N 117-ФЗ от 05 августа 2000 года, суд не истребовал указанные Федеральные законы как доказательство по делу, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Евдокимовым Л.Г. помимо ходатайств заявлялись устные заявления, в которых ответчик требовал реализации своих Конституционных прав, суд обязан был обеспечить ему возможность ознакомления с подлинниками указанных выше документов, подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ в действие введен Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1), текст которого был официально опубликован в изданиях "Собрание законодательства Российской Федерации", 3 августа 1998 года, N 31, ст. 3825, "Российская газета", N 148-149, 06 августа 1998 года, Федеральным законом от 05 августа 2000 года N 117-ФЗ в действие введена вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации, текст которого был официально опубликован в изданиях "Собрание законодательства Российской Федерации", 7 августа 2000 года, N 32, ст. 3341, "Парламентская газета", N 151-152, 10 августа 2000 года.
В силу части 3 статьи 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Указанные Федеральные законы опубликованы в установленном законом порядке и находятся в свободном доступе.
Ходатайства Евдокимова Л.Г. разрешены судом апелляционной инстанции, что следует из протокола судебного заседания и аудиопротокола судебного заседания.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное судебное решение.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Евдокимова Леонида Геннадьевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.