Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-776/2023 по иску Территориального отраслевого исполнительного органа Государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N12 к Дябину Владимиру Евгеньевичу о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области -Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N12 на решение Красногорского районного суда г.Каменск-Уральского Свердловской области от 14 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 обратилось в суд с иском к Дябину В.Е. о взыскании неосновательного обогащения в сумме 62 020 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что с 01 сентября 2017 года ответчик являлся получателем ежемесячного пособия как лицо, признанное инвалидом 2 группы, вследствие военной травмы в соответствии с Законом Свердловской области от 15 июля 2005 года N 77-03 "О ежемесячном пособии гражданину, уволенному с военной службы, признанного инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы". С 12 февраля 2020 года ответчику установлена вторая группа инвалидности с указанием причины инвалидности - общее заболевание, о чем Дябин В.Е. своевременно уполномоченный орган не уведомил, в связи с чем ответчику излишне выплачено пособие в размере 62 020 руб.
Решением Красногорского районного суда г.Каменск-Уральского Свердловской области от 14 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 октября 2023 года, в удовлетворении требований Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области -Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N12 отказано.
В кассационной жалобе Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N12 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12, Дябин В.Е. в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что 06 сентября 2017 года Дябину В.Е. установлена 2 группа инвалидности по причине военная травма бессрочно в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии N 130 от 22 декабря 2015 года.
13 сентября 2017 года Дябин В.Е. обратился в Управление социальной политики по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району (в настоящее время - УСП N12) с заявлением о назначении ежемесячного пособия как гражданину, признанному инвалидом 2 группы вследствие военной травмы в соответствии с Законом Свердловской области от 15 июля 2005 N 77-03 "О ежемесячном пособии гражданину, уволенному с военной службы, признанного инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы", вместе с заявлением Дябиным В.Е. были представлены копии справки МСЭ об установлении второй группы инвалидности вследствие военной травмы, справки об участии в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
Распоряжением Управления социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району N 3/698 от 15 сентября 2017 года Дябину В.Е. назначено ежемесячное пособие по категории "инвалиды вследствие военной травмы, полученной в период военной службы по призыву" с 01 сентября 2017 года пожизненно.
12 февраля 2020 года по результатам медико-социальной экспертизы Дябину В.Е. изменена причина инвалидности на "общее заболевание". Письмом от 12 февраля 2020 года в адрес Дябина В.Е. направлена справка МСЭ-2018 N0903360, ИПРА N18.102.Э.66/2020.
21 октября 2020 года Дябин В.Е. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности по общему заболеванию.
Распоряжением Управления социальной политики N 12 от 02 сентября 2021 года выплата ежемесячного пособия, назначенного Дябину В.Е. как инвалиду вследствие военной травмы, прекращена с 01 марта 2020 года, в связи с тем, что условия выплаты пособия отпали.
Протоколами Управления социальной политики N 12 от 01 сентября 2021 года N 12-Е/3 и N 13-Е/3 установлена сумма переплаты Дябину В.Е. ежемесячного пособия за период с 01 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 33 900 руб. и за период с 01 января 2021 года по 31 августа 2021 года в размере 28 120 руб, общий размер переплаты за период с 01 марта 2020 года по 31 августа 2021 года составил 62 020 рублей
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующим на момент спорных правоотношений Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Свердловской области от 15 июля 2005 года N 77-ОЗ "О ежемесячном пособии гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы", исходил из того, что добросовестность гражданина по требованиям о взыскании полученных социальных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении выплат действующим законодательством возложена на истца, приняв во внимание, что контроль за назначением и выплатой пособия возложен нормативными актами на органы социальной защиты, оценив действия сотрудников Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области -Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N12 и самого ответчика, пришел к выводу о недоказанности факта недобросовестности Дябина В.Е. при получении мер социальной поддержки.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции, проанализировав содержание заявления о назначении пособия от 13 сентября 2017 года, исходил из того, что Дябину В.Е. не была надлежащим образом разъяснена обязанность сообщать о конкретных обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия, согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях ответчика признаков недобросовестности и злоупотребления, направленных на неосновательное обогащение.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечено наличие у истца необходимых информационных ресурсов для контроля правильности использования бюджетных денежных средств, не принятие сотрудниками истца соответствующих мер.
Не могут являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений доводы кассационной жалобы истца том, что ежемесячная денежная компенсация была назначена ответчику бессрочно, оснований для проведения проверки законности ее назначения не имелось, у Управления отсутствует обязанность истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах сведения об изменении причины группы инвалидности. Дябин В.Е. обязан был известить Управление социальной политики N 12 о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно, излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения такой субсидии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Законом Свердловской области от 15 июля 2005 года N 77-ОЗ "О ежемесячном пособии гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы" установлены меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия, назначаемого гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы (далее - ежемесячное пособие гражданину, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы), а также размер этого пособия, порядок и условия его назначения и выплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года N 77-ОЗ выплата ежемесячного пособия гражданину, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы, прекращается в следующих случаях: 1) если установлена недостоверность документов, приложенных к заявлению о назначении пособия; 2) если выявлены факты принятия решения о назначении пособия с нарушением условий осуществления выплаты пособия; 3) если перестало соблюдаться одно или несколько условий осуществления выплаты пособия, за исключением условия осуществления выплаты пособия, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона; 4) если в течение шести месяцев со дня приостановления выплаты пособия в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 настоящей статьи установление инвалидности вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы, не подтверждено в надлежащем порядке.
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения принимает меры по взысканию сумм, полученных с нарушением условий осуществления выплаты ежемесячного пособия гражданину, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы (часть 4 статьи 5 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года N 77-ОЗ).
Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 27 декабря 2016 года N 634 утвержден Административный регламент предоставления территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги "Назначение и организация выплаты ежемесячного пособия гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы".
Положениями пункта 9 Административного регламента (в редакции, действующей до 09 октября 2020 года) было предусмотрено, что государственная услуга - "Назначение и организация выплаты ежемесячного пособия гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы" предоставляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области.
При предоставлении государственной услуги в качестве источников получения документов, необходимых для предоставления государственной услуги, могут принимать участие в рамках межведомственного информационного взаимодействия военные комиссариаты (пункт 10 Административного регламента в редакции, действующей с 25 января 2020 года по 08 октября 2020 года).
Управление социальной политики, предоставляющее государственную услугу, не вправе требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Свердловской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 18 Административного регламента в редакции, действующей с 25 января 2020 года по 08 октября 2020 года).
Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 28 сентября 2020 года N 570 были внесены изменения в Административный регламент предоставления территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги "Назначение и организация выплаты ежемесячного пособия гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы".
Пунктом 10 Административного регламента (в редакции, действующей с 09 октября 2020 года) предусмотрено, что при предоставлении государственной услуги в качестве источников получения документов, необходимых для предоставления государственной услуги, могут принимать участие в рамках межведомственного информационного взаимодействия: военные комиссариаты; Пенсионный фонд Российской Федерации.
Запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 14 сентября 2011 года N 1211-ПП "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Свердловской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и Порядка определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Свердловской области государственных услуг" (пункт 11 административного регламента).
Согласно пункту 17 Административного регламента (в редакции, действующей с 09 октября 2020 года) документами (сведениями), необходимыми для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, являются:
сведения о прохождении военной службы по призыву;
сведения об установлении инвалидности вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы.
Заявитель вправе представить документы, содержащие сведения, указанные в части первой настоящего пункта, по собственной инициативе. Непредставление заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые он вправе представить по собственной инициативе, не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.
Положениями пункта 50 Административного регламента (в редакции, действующей с 09 октября 2020 года) предусмотрено, что должностное лицо управления социальной политики, ответственное за выполнение административной процедуры "Формирование и направление межведомственного запроса в государственные органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги", направляет запрос, содержащий перечень необходимых сведений, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, о предоставлении:
сведений, указанных в абзаце втором части первой пункта 17 настоящего регламента, - в военные комиссариаты;
сведений, указанных в абзаце третьем части первой пункта 17 настоящего регламента, - в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 50 административного регламента).
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 07 ноября 2008 года N 1164-ПП, Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району (далее - Управление) является территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение государственной политики в сферах социальной защиты населения, социального обслуживания граждан, опеки и попечительства на территории города Каменска-Уральского и Каменского района.
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, юридическими и физическими лицами (пункт 6 Положения).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 в сфере социальной защиты населения Управление осуществляет на территории города Каменска-Уральского и Каменского района полномочия по формированию и ведению регистра граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, проживающих на территории города Каменска-Уральского и Каменского района.
С целью реализации полномочия, указанного в подпункте 3 пункта 9, Управление осуществляет сбор, статистический анализ, обобщение информационно-аналитических материалов и формирования базы данных по категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социальные выплаты; формирование электронных баз данных персонифицированного учета граждан, состоящих на учете в Управлении (подпункт 3 пункта 13 Положения).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 14 Положения Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право запрашивать и получать в установленном порядке информацию от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организаций.
Аналогичные положения, регламентирующие деятельность Управления, предусмотрены в постановлении Правительства Свердловской области от 23 апреля 2020 года N 274-ПП, вступившим в силу с 01 мая 2020 года.
Приведенные положения свидетельствуют о наличии у истца обязанности по своевременной проверке правильности предоставления назначенных мер социальной поддержки, права на истребование необходимых сведений, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам спора.
Как правильно указано судами, поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им мер социальной поддержки презюмируется, бремя доказывания недобросовестности при получении Дябиным В.Е. мер социальной поддержки должно быть возложено на истца. В отсутствие таких доказательств суды пришли к правильному выводу о необоснованности заявленного иска.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводом суда об отсутствии в действиях ответчика недобросовестности, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, которая была предметом проверки и оценки судов, получила надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных постановлениях. Правильность выводов нижестоящих судов доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судом апелляционной инстанции было отмечено, что истцом не доказан факт того, что ответчику была разъяснена обязанность по уведомлению Управления о конкретных основаниях, влекущих прекращение спорной выплаты (изменение группы, причины инвалидности) и срок такого уведомления.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятых ими судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногорского районного суда г.Каменск-Уральского Свердловской области от 14 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа Государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N12 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.