Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-295/2023 по иску Урамаева Рината Ильясовича к Думе Тобольского муниципального района Тюменской области о признании незаконным решения Думы Тобольского муниципального района Тюменской области, по кассационной жалобе Урамаева Рината Ильясовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Урамаев Р.И. обратился с иском к Думе Тобольского муниципального района Тюменской области о признании решения от 30 марта 2023 года N 62 "О применении мер воздействия" незаконным.
Требование мотивировано тем, что оспариваемым решением признано наличие в его действиях, как депутата Думы Тобольского муниципального района, нарушения Правил депутатской этики, в связи с чем применена мера воздействия в виде лишения права выступления в ходе последующего заседания Думы Тобольского муниципального района. Полагал, что на заседании комиссии по местному самоуправлению и нормотворчеству Думы Тобольского муниципального района, состоявшемся 21 марта 2023 год, необоснованно принята информация, изложенная в обращении "данные изъяты", о том, что он (истец) якобы был в состоянии алкогольного опьянения, сел за руль автомобиля и совершил наезд на стоящий автомобиль. Анонимное обращение "данные изъяты", поступившее в администрацию Тобольского района 09 января 2023 года, не содержит сведений о месте жительства заявителя, его контактного номера телефона, обратного адреса, о месте работы или учебы и сведений о должностном лице, которому оно адресовано, не адресовано в Думу Тобольского района и, по своей сути, не относится к жалобам, является просьбой о придании его огласке. Данное обращение не подлежало рассмотрению администрацией Тобольского района и Думой Тобольского района и не могло быть поводом для разрешения вопроса о привлечении депутата к ответственности. Решение комиссии, изложенное в протоколе N 9 от 21 марта 2023 года, не содержит сведений о нарушении им этических норм поведения, заявлений и поступков, наносящих ущерб чести, достоинству и деловой репутации депутата Думы Тобольского муниципального района. Рассмотренные на заседании комиссии сведения, включая постановление мирового судьи судебного участка N 2 Тобольского судебного района г..Тобольска от 11 января 2023 года, не содержат информации о нарушении этических норм поведения, заявлений и поступков, наносящих ущерб чести, достоинству и деловой репутации депутата, а также не содержат сведений о том, что он сел за руль автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.
Оспариваемое решение возлагает на него ответственность не только как процедурный и правоприменительный акт в отношении конкретного лица, данным решением устанавливается санкция за нарушение норм этики, не предусмотренная законом. Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Тобольского судебного района города Тобольска от 11 января 2023 года он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за оставление места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния. Сведений о том, что он был в состоянии алкогольного опьянения, в постановлении мирового судьи не имеется. Кроме того, привлечение к административной ответственности за совершение вышеуказанного правонарушения, не может свидетельствовать о действиях, порочащих честь и достоинство депутата, и умалять авторитет районной думы. Регламент Думы Тобольского района и Правила депутатской этики не содержат такого основания, как привлечение к ответственности за нарушение законодательства об административных правонарушениях. Кроме того, совершение административного правонарушения не связано с его деятельностью депутата и не является этическим нарушением.
Решением Тобольского районного суда Тюменской области от 06 июня 2023 года исковые требования Урамаева Р.И. удовлетворены. Решение Думы Тобольского муниципального района от 30 марта 2023 года N 62 "О применении мер воздействия" признано незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года решение Тобольского районного суда Тюменской области от 06 июня 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым Урамаеву Р.И. в удовлетворении иска к Думе Тобольского муниципального района Тюменской области о признании решения Думы Тобольского муниципального района Тюменской области от 30 марта 2023 года N 62 "О применении мер воздействия" незаконным отказано.
В кассационной жалобе Урамаев Р.И. просит отменить апелляционное определение ввиду его незаконности. Повторяя доводы, изложенные в иске относительно необоснованности рассмотрения обращения "данные изъяты", указывает также на то, что судом апелляционной инстанции не приняты во внимание и неправильно применены Правила депутатской этики, поскольку данными Правилами не установлено поведение депутата за пределами его депутатской деятельности. Полагает, что выводы суда не основаны на нормах действующего законодательства, являются личными умозаключениями в части отражения сведений о совершенном серьезном административном правонарушении, поскольку в законодательстве об административных правонарушениях отсутствуют такие понятия как тяжкое административное правонарушение, а административные правонарушения не делятся на категории или виды тяжести правонарушений, а также на серьезное или не серьезное административное правонарушение. Кроме того, считает неверным вывод суда о том, что проверке подлежит только процедура принятия решений. Полагает, что фактически суд апелляционной инстанции в своем определении самовольно дополнил отсутствующие и противоречивые нормам закона положения, единолично установилпорядок и основания применения мер ответственности и правила поведения депутата представительного органа (о том, что правила депутатской этики регламентируют поведение депутата, вне зависимости от того осуществляет он депутатскую деятельность в контексте работы думы, но и в быту, а также о том, что депутатами на него может быть возложена мера ответственности за совершение любого административного правонарушения) и поспособствовал установлению института коллективного доминирования (возможности в одностороннем порядке влиять на меры ответственности, не установленные федеральным законодательством, региональным законодательством и муниципальными правовыми актами).
Таким образом, суд апелляционной инстанции явно вышел за рамки норм материального права, сделав выводы, не основанные на нормах законодательства и муниципального правового акта, которым установлены Правила, порядок и основания применения мер ответственности депутата представительного органа Тобольского муниципального района.
В письменных возражениях ответчик указывает, что судом апелляционной инстанции изучена процедура принятия решений членами комиссии и представительного органа, а не обоснованность решений, принимаемых применительно к конкретным фактам. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Урамаевым Р.И. не доказано, какие права и законные интересы, принадлежащие ему, были нарушены в связи с принятием решения Думы Тобольского муниципального района от 30 марта 2023 года N 62 "О применении мер воздействия", которые в результате рассмотрения обращения подлежали бы восстановлению. Просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы Урамаеву Р.И. отказать.
Истец Урамаев Р.И, представитель ответчика Думы Тобольского муниципального района Тюменской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 30 марта 2023 года Думой Тобольского муниципального района принято решение N 62, которым в действиях депутата Думы Тобольского муниципального района Урамаева Р.И. признано наличие нарушения Правил депутатской этики, применена мера воздействия в виде лишения депутата права выступления в ходе последующего заседания Думы Тобольского муниципального района.
Основанием применения в отношении депутата Урамаева Р.И. меры воздействия в виде лишения права выступления послужило обращение "данные изъяты", направленное посредством электронной связи 08 января 2023 года с темой письма "Пьяный депутат Урамаев". Из содержания письма следует, что депутат Тобольской районной Думы Урамаев Р.И. в новогоднюю ночь в состоянии алкогольного опьянения сел за руль автомобиля и совершил наезд на стоящий автомобиль, скрылся с места происшествия. Просит придать огласке данное происшествие. Обращение не содержит полные фамилию, имя, отчества отправителя, адрес, по которому необходимо направить ответ на обращение.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Тобольского судебного района г. Тобольска Тюменской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Тобольского судебного района г. Тобольска Тюменской области, по делу об административном правонарушении от 11 января 2023 года N 5-18/2023-4м Урамаев Р.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год.
Решением Тобольского городского суда Тюменской области от 20 февраля 2023 года постановление мирового судьи судебного участка N 2 Тобольского судебного района г. Тобольска Тюменской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Тобольского судебного района г. Тобольска Тюменской области о привлечении Урамаева Р.И. к административной ответственности оставлено без изменения.
Решением Думы Тобольского муниципального района от 01 ноября 2017 года N 1 принят Регламент Думы Тобольского муниципального района, согласно которому депутат районной Думы имеет право, в том числе участвовать в прениях, обращаться с письменными и устными запросами, задавать вопросы и получать на них ответы, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки; оглашать имеющие местное значение обращения населения Тобольского муниципального района, общественных объединений (статья 24). Депутат реализует на заседаниях районной Думы и его рабочих органов предоставленные ему права в соответствии с Регламентом (часть 2 статьи 25). Вопросы, связанные с возникновением конфликтных ситуаций в сфере депутатской этики рассматриваются комиссией по местному самоуправлению и нормотворчеству Думы Тобольского муниципального района в соответствии с положениями настоящего Регламента и правилами депутатской этики, утвержденными решением Думы Тобольского муниципального района от 27 марта 2013 года N 41.
Правила депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района утверждены решением Думы Тобольского муниципального района от 27 марта 2013 года N 41.
Согласно Правилам депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района депутат в своей деятельности должен соблюдать этические нормы поведения, уважать честь и достоинство граждан, депутатов представительных органов местного самоуправления, должностных лиц, а также воздерживаться от действий, заявлений и проступков, наносящих ущерб их чести, достоинству и деловой репутации (пункт 1.1); депутат, осознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван служить примером неукоснительного соблюдения требований морали и депутатской этики, формировать в обществе негативное отношение к коррупционному и иному противоправному поведению (пункт 1.2); этическими принципами деятельности депутата районной Думы являются: сочетание в своей деятельности интересов избирателей, Тобольского района и государства; соблюдение паритета интересов общества и граждан; следование нормам морали, отражающим идеалы добра, справедливости, честности и гуманизма; недопущение поступков, которые могут вызвать сомнения в добросовестности исполнения депутатом своих полномочий (пункт 1.4).
В соответствии с пунктом 6.1 Правил депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района депутат несет ответственность перед Думой за свою деятельность, а также за действия, порочащие честь и достоинство депутата и умаляющие авторитет районной Думы. Согласно пункту 6.3 указанных Правил за нарушения данных Правил районная Дума вправе применить к депутату меры воздействия, в том числе лишить депутата права выступления в ходе текущего или последующего заседания районной Думы. Решение о применении к депутату мер воздействия за нарушение Правил принимает районная Дума на закрытом заседании.
Пунктом 7.1 Правил депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района определено, что поводом для рассмотрения вопроса о привлечении депутата к ответственности за нарушение Правил депутатской этики может быть жалоба, поданная в районную Думу избирателем, должностным лицом, муниципальным служащим, иными лицами. Жалобы рассматриваются при условии, что они содержат фамилию, имя, отчество обратившегося, данные о его месте жительства, работы или учебы, контактный телефон, если таковой имеется, а также сведения о конкретном депутате и его действиях.
Предварительное рассмотрение обращения или жалобы осуществляется комиссией по местному самоуправлению и нормотворчеству районной Думы на закрытом заседании (пункт 7.2 Правил). По итогам предварительного рассмотрения обращения или жалобы комиссия может вынести одно из следующих решений: о нарушении депутатом Правил с рекомендацией районной Думе рассмотреть обращение или жалобу заявителя; об отсутствии нарушения депутатом норм данных Правил (пункт 7.3 Правил). О принятом комиссией решении уведомляется автор обращения (пункт 7.5).
Согласно Кодексу профессиональной этики муниципальных служащих Администрации Тобольского муниципального района, утвержденным распоряжением от 08 июня 2011 года N 588, данный кодекс призван содействовать укреплению авторитета муниципального служащего, доверия граждан к органам местного самоуправления и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения муниципальных служащих; выступает как институт общественного сознания и нравственности муниципальных служащих, из самоконтроля (пункт 1.5).
При выполнении служебных обязанностей муниципальный служащий обязан придерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения, быть независимым в своих выводах и решениях, добросовестно выполнять свою работу (пункт 3.1 Кодекса). Муниципальный служащий должен всемерно содействовать формированию позитивного облика органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб авторитету органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования. Личная репутация муниципального служащего является основой авторитета органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования (пункт 3.2 Кодекса). Честность и бескорыстность - обязательные правила нравственного поведения муниципального служащего (пункт 3.3 Кодекса). Нравственным долгом муниципального служащего является корректность, вежливость, доброжелательность и внимательное отношение ко всем лицам, - муниципальным служащим, как в служебной деятельности, так и в повседневной жизни (пункт 3.4 Кодекса).
За нарушение положений Кодекса муниципальный служащий несет моральную ответственность, а также иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8.1 Кодекса). Соблюдение муниципальным служащим норм Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий (пункт 8.2 Кодекса).
Решением Думы Тобольского муниципального района от 27 октября 2022 года N 7 утверждено Положение о комиссии Думы Тобольского муниципального района пятого созыва по местному самоуправлению и нормотворчеству, сформирована постоянная комиссия Думы Тобольского муниципального района пятого созыва по местному самоуправлению и нормотворчеству, утвержден персональный состав членов комиссии, состоящий из 9 членов комиссии.
В соответствии с указанным Положением комиссия Думы Тобольского муниципального района пятого созыва по местному самоуправлению и нормотворчеству осуществляет рассмотрение и решение вопросов, связанных с возникновением конфликтных ситуаций в сфере депутатской этики, осуществляет контроль за соблюдением депутатами Правил депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района (пункт 14).
Согласно протоколу заседания комиссии по местному самоуправлению и нормотворчеству Думы Тобольского муниципального района от 19 января 2023 года N 5 был заслушан вопрос о рассмотрении обращения "данные изъяты". о нарушении депутатом Думы Тобольского муниципального района Урамаевым Р.И. этических норм поведения, заявлений и поступков с его стороны, наносящих ущерб чести, достоинству и деловой репутации Думы. По результатам рассмотрения данного вопроса принято решение принять обращение на действие депутата Урамаева Р.И. к сведению, сделать запрос в правоохранительные органы, проверить все доводы, изложенные в обращении, позволяющие принять комиссией объективное решение для подготовки ответа по обращению "данные изъяты".
Согласно протоколу заседания комиссии по местному самоуправлению и нормотворчеству Думы Тобольского муниципального района пятого созыва от 21 марта 2023 года N 9 заслушан вопрос о рассмотрении обращения "данные изъяты". о нарушениях депутатской этики депутатом Думы Тобольского муниципального района Урамаевым Р.И. В результате принято решение о наличии оснований для признания в действиях депутата Урамаева Р.И. нарушений Правил депутатской этики. За нарушение Правил депутатской этики депутатом Урамаевым Р.И. Думе Тобольского муниципального района рекомендовано применить меру воздействия к депутату в виде лишения депутата права выступления в ходе текущего или последующего заседания районной Думы.
Согласно протоколу заседания совместных депутатских комиссий Думы Тобольского муниципального района пятого созыва от 30 марта 2023 года N 11 заслушан вопрос о рассмотрении обращения "данные изъяты". о нарушениях депутатской этики депутатом Думы Тобольского муниципального района Урамаевым Р.И. и принято решение о рассмотрении данного вопроса на закрытом заседании Думы Тобольского муниципального района.
На закрытом заседании Думы Тобольского муниципального района пятого созыва (протокол от 30 марта 2023 года N 7) заслушан вопрос о применении мер воздействия за нарушение Правил депутатской этики к депутату Думы Тобольского муниципального района Урамаеву Р.И. и принято решение о признании наличия в действиях депутата Урамаева Р.И. нарушения Правил депутатской этики и применения к нему меры воздействия в виде лишения депутата права выступления в ходе текущего или последующего заседания Думы района.
Разрешая заявленный иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Устава Тобольского муниципального района Тюменской области, Правил депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района, утвержденных решением Думы Тобольского района от 27 марта 2013 года N 41, Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из того, что постановлением мирового судьи Урамаев Р.И. был лишен права управления транспортным средством, однако, данным постановлением состояние алкогольного опьянения у Урамаева Р.И. не установлено; кроме того, административное правонарушение может быть совершено умышленно либо по неосторожности, при этом административные правонарушения, которые могут быть совершены только с умыслом (прямым или косвенным), прямо указаны в статьях особенной части названного кодекса; в свою очередь субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не определена законодателем, как совершаемая исключительно с умыслом, следовательно, с субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при применении к депутату Урамаеву Р.И. меры воздействия в виде лишения права выступления в ходе последующего заседания Думы Тобольского муниципального района допущены нарушения, в частности, в нарушение части 7.1 Правил депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района рассмотрено обращение, не содержащее фамилию, имя, отчество обратившегося, данные о его месте жительства, работы или учебы, контактный телефон, если таковой имеется, не являющееся жалобой, то есть не соответствующее письменным требованием, обращенным к уполномоченному государственному органу об устранении нарушений прав и законных интересов; кроме того, решение Думы Тобольского муниципального района N 62 от 30 марта 2023 года не мотивированно, в нем не представлены конкретные факты, свидетельствующие о нарушении истцом общепринятых морально-этических норм и правил поведения, как депутатов, так и муниципальных служащих; недостойном поведении и нанесении ущерба репутации Думе Тобольского муниципального района.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции признал решение Думы Тобольского муниципального района N 62 от 30 марта 2023 года "О применении мер воздействия" незаконным.
Проверяя законность принятого решения, суд апелляционной инстанции не согласился выводами суда первой инстанции, полагая их не соответствующими обстоятельствам дела, основанными на неправильном применении норм материального права.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Устава Тобольского муниципального района, Регламента Думы Тобольского муниципального района, Правил депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района, исходил из того, что в силу принципа разделения властей решение вопроса о применении мер воздействия за нарушение депутатской этики депутатом Думы Тобольского муниципального района отнесено к полномочиям представительного органа субъекта, в связи с чем суд не вправе проверять обоснованность решений, принимаемых применительно к конкретным фактам, повлекшим формирование такой позиции членов комиссии и представительного органа, а проверке подлежит процедура принятия этих решений.
Поскольку оспариваемое решение принято в установленном действующими нормативными правовыми актами Думы Тобольского муниципального района порядке, на заседании Думы 30 марта 2023 года установлено, что депутатом Урамаевым Р.И. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что, по оценке большинства депутатов, присутствовавших на заседании, нарушает правила депутатской этики, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания указанного решения незаконным у суда первой инстанции не имелось, отменив решение суда и приняв новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Изучение материалов дела показывает, что судом апелляционной инстанции все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы суда основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности рассмотрения обращения "данные изъяты" были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Отклоняя указанный довод, суд апелляционной инстанции указал, что рассмотренное на заседании Думы обращение "данные изъяты". соответствует требованиям законодательства, поскольку содержит информацию, достаточную для его рассмотрения, разрешения его по существу и дачи ответа, а именно фамилию, имя заявителя, адрес электронной почты, суть обращения. При этом из материалов дела следует, что имеющаяся в обращении информация явилась достаточной для дачи "данные изъяты" предварительного ответа и ответа об окончательно принятом решении, которые были направлены на электронный адрес "данные изъяты".
Доводы жалобы, сводящиеся к тому, что Правила депутатской этики предусматривают применение к депутату мер воздействия только в связи с осуществлением депутатской деятельности и не могут применяться к его деятельности за пределами депутатской деятельности, являются несостоятельными.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Таким образом, представительный орган местного самоуправления вправе определить основные требования к этике и поведению депутата представительного органа местного самоуправления, в том числе установить определенные ограничения в отношении народных представителей, избранных в представительный орган, обеспечивающие доверие избирателей к представительному органу, соответственно, депутат представительного органа обязан соблюдать такие требования и правила, вытекающие из публичного характера деятельности, не совершать действия, порочащие честь и достоинство депутата и умаляющие авторитет представительного органа, а также нести предусмотренную в представительном органе ответственность в случае совершения проступков, нарушающих нормы депутатской этики. При этом согласно пункту 6.1 Правил депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района депутат несет ответственность перед Думой за свою деятельность, а также за действия, порочащие честь и достоинство депутата и умаляющие авторитет районной Думы.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судами обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому указанные доводы не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами нижестоящих инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Урамаева Рината Ильясовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.