Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Пашкульской Т.Д, судей Гончаренко Ю.Ю, Роговой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-26/2023 по иску акционерного общества "Трансэнерго" к Лисенковой Елене Александровне о взыскании задолженности, по кассационной жалобе акционерного общества "Трансэнерго" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2023 года, кассационное жалобе Лисенковой Елены Александровны на решение Снежинского городского суда Челябинской области от 16 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Пашкульской Т.Д, об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения представителя ответчика Дигаса А.Б, поддержавшего доводы кассационной жалобы Лисенковой Е.А, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Акционерное общество "Трансэнерго" (далее 0 АО "Трансэнерго") обратилось в суд с иском к Лисенковой Е.А. о взыскании задолженности за услуги по водоснабжению в размере 253 671 руб. 52 коп, в том числе: 240 175 рублей - основной долг за потребленные ресурсы, 13 496 руб. 52 коп. - пени, исчисленные за период с 11 июня 2022 года по 19 октября 2022 года за просрочку исполнения обязательства по оплате за потребленные ресурсы, пени за просрочку выплаты суммы основного долга (240 175 рублей) в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 20 октября 2022 года до момента фактической оплаты суммы основного долга, возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 5 736 рублей 72 копейки.
В обоснование исковых требований указано, что ответчик является владельцем жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, "данные изъяты". При обследовании системы водоснабжения указанного объекта выявлено несанкционированное подключение к центральным сетям холодного водоснабжения. Диаметр врезки 40 мм. По данному факту сотрудниками АО "Трансэнерго" составлены акт обследования от 17 августа 2022 года и акт о прекращении холодного водоснабжения от 17 августа 2022 года Доказательств наличия приборов учета воды ответчиком не представлено, в связи с чем, коммерческий учет воды, использованной на земельном участке ответчика, истцом осуществлен расчетным способом. Истцом представлен расчет объема по отпуску питьевой воды и его стоимости за период с 30 апреля 2022 года по 16 августа 2022 года. Согласно данному расчету, сумма задолженности за несанкционированное подключение к системе водоснабжения составляет 240 175 рублей. Данный расчет произведен в соответствии с требованиями пп. 2.16 и п.п. "а" п. 22 Постановления N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод". Помимо взыскания суммы основного долга за поставленный ресурс, истец со ссылкой на п. 30 Правил N 644 просит взыскать с ответчика пени за просрочку исполнения обязательства по их оплате. Согласно расчету размер пени, исчисленных за период с 11 июня 2022 года по 19 октября 2022 года составляет 13 496 рублей 52 копейки. При этом, истец, производя расчет пени, исходит из следующего, если обязательство возникло до даты введения моратория, то с 01 апреля 2022 года по 01 октября 2022 года неустойка на него не начисляется; неустойка на это обязательство продолжает исчисляться с 02 октября 2022 года; если обязательство возникло после введения моратория, то неустойка начисляется по общим правилам.
Расчет произведен исходя из того, что срок исполнения обязательства по оплате ресурса оканчивается 10 числа месяца, следующего за месяцем потребления; просрочка исполнения наступает с 11-го числа месяца, следующего за месяцем потребления. Руководствуясь п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7, истец просит суд продолжить начисление и взыскание пени за просрочку выплаты суммы основного долга в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 20 октября 2022 года до момента фактической оплаты суммы основного долга. Истцом в адрес ответчика направлена претензия, которая ответчиком получена 01 сентября 2022 года Ответчик оплатил расходы истца, связанные с отключением/подключением. Задолженность по оплате потребленного ресурса до настоящего времени не погашена.
Решением Снежинского городского суда Челябинской области от 16 января 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
С Лисенковой Е.А. в пользу АО "Трансэнерго" взыскана задолженность по оплате услуги холодного водоснабжения при самовольном присоединении и пользовании централизованными системами водоснабжения в сумме 240 175 руб. 00 коп, пени за просрочку исполнения обязательства по оплате за потребленные ресурсы за период с 11 июля 2022 года по 19 октября 2022 года в сумме 6 000 рублей 00 коп, в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска 5 736 рублей 72 коп.
С Лисенковой Елены Александровны в пользу акционерного общества "Трансэнерго" взысканы пени за просрочку выплаты суммы основного долга в размере 240 175 рублей в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 20 октября 2022 года до момента фактической оплаты суммы основного долга.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 мая 2023 года решение Снежинского городского суда Челябинской области от 16 января 2023 года отменено. Принято новое решение об отказе АО "Трансэнерго" в удовлетворении исковых требований к Лисенковой Е.А. о взыскании задолженности за услуги по водоснабжению, пени за просрочку исполнения обязательств.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года апелляционное определение Челябинского областного суда от 02 мая 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2023 года решение Снежинского городского суда Челябинской области от 16 января 2023 года отменено с принятием по делу нового решения, исковые требования АО "Трансэнерго" удовлетворены частично, с Лисенковой Е.А. в пользу АО "Трансэнерго" взыскана задолженность по оплате услуги холодного водоснабжения при самовольном присоединении и пользовании централизованными системами водоснабжения за период с в размере 150 633 руб. 38 коп, пени за просрочку оплаты за потребленные ресурсы в размере 40 638 руб. 52 коп, судебные расходы по оплате государственной пошлины 6 587 руб. 56 коп.
Также с Лисенковой Е.А. в пользу АО "Трансэнерго" взысканы пени за просрочку выплаты суммы основного долга 150 633 руб. 38 коп. в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки до момента фактической оплаты суммы основного долга.
В кассационных жалобах АО "Трансэнерго", Лисенковой Е.А. поставлен вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Трансэнерго" является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) на территории г.Снежинска, то есть юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Земельный участок принадлежит Лисенковой Е.А. на основании договора от 10 октября 2019 года уступки права аренды земельного участка по договору N 134-2015 от 16 сентября 2015 года аренды земельного участка площадью 1362+/-13 кв.м, кадастровый номер "данные изъяты", с разрешенным использованием земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
На территории принадлежащего ей земельного участка находится жилой дом, который при обследовании системы водоснабжения на предмет несанкционированного подключения к централизованной системе холодного водоснабжения/водоотведения, находился в виде объекта незавершенного строительства.
29 января 2021 года между АО "Трансэнерго" и Лисенковой Е.А. заключен договор N ТПк-1/21 подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, по условиям которого АО "Трансэнерго" обязалась выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с условиями подключения (технологическому присоединению) к центральной системе холодного водоснабжения объекта по форме согласно приложению N 1 подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а заказчик обязуется внести плату за подключение(технологическое присоединение) и выполнить технические условия подключения объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно п. 3 договора подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках), располагающейся на границе земельного участка.
Срок подключения объекта - не более 18 месяцев со дня подписания договора.
Объект (подключаемый объект) - внутриплощадочные и (или)внутридомовые сети водоснабжения жилого дома N "данные изъяты".
Согласно условий подключения (технологического присоединения) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения срок действия подключения - не более 18 месяцев с момента подписания договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Точка подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения - труба хозяйственно-питьевого водопровода диаметр 40 мм, расположенная на границе земельного участка (на расстоянии 16 м в сторону жилого дома от проектируемого колодца К1 на действующем хозяйственно-питьевом водопроводе диаметром 100 мм, проложенном вдоль ул. Лесная)
Точка присоединения к централизованной системе холодного водоснабжения - проектируемый колодец К1 на действующем хозяйственно-питьевом водопроводе диаметром 200 мм, проходящей по ул. Южная от ИЖС "данные изъяты".
АО "Трансэнерго" в рамках договора N ТПк-01/21 от 29 января 2021 года о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключенному между АО "Трансэнерго" и Лисенковой Е.А, построило водопроводные инженерные коммуникации до границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащего Лисенковой Е.А.
По окончании монтажных работ задвижка в водопроводом колодце работниками АО "Трансэнерго" была закрыта.
Указанные работы по договору были выполнены 29 апреля 2022 года, что подтверждается актом N 27-301/22 от 07 октября 2022 года приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией.
Заказчик в рамках договора N ТПк-01/21 от 29 января 2021 года о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения разработал и согласовал с АО "Трансэнерго" проект на водоснабжение и построил водопровод внутри принадлежащего ему земельного участка.
17 августа 2022 года АО "Трансэнерго" была проведено комиссионное обследование своих водопроводных сетей на предмет возможного несанкционированного подключения заказчиками к водопроводным сетям АО "Трансэнерго", поскольку официального разрешения на подачу пользование водой АО "Трансэнерго" не выдавало.
17 августа 2022 года сотрудниками АО "Трансэнерго" при проверке фактов возможного самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения владельца земельного участка по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, "данные изъяты" был установлен факт подключения незавершенного строительного объекта, расположенного по указанному выше адресу, к централизованной системе холодного водоснабжения/водоотведения, находящейся в эксплуатации АО "Трансэнерго", без соответствующих правовых оснований, на основании чего был составлен акт о самовольном подключении.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался п.п. 14, 15, пп. 2 п. 16, пп. "а" п. 22 Правил, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", и исходил из того, что факт самовольного пользования ответчиком системой централизованного холодного водоснабжения доказан.
Отменяя решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, руководствовался статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N354, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года, исходил из того, что поскольку правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилые дома в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, то при расчете объема несанкционированного потребления должны применяться Правила N354.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом апелляционной инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку решение суда первой инстанции, которое оспаривается заявителем кассационной жалобы Лисенковой Е.А, отменено судом апелляционной инстанции, то оно не может быть предметом кассационного обжалования в соответствии со статьей 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4).
В силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п. 1 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы о необоснованном применении судом апелляционной инстанции Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354 (далее - Правила N354) судебной коллегией отклоняются.
Так, в соответствии с п. 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 года N 776 (далее - Правила N 776), настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
Правила N 354, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Абзац пятнадцатый пункта 2 Правил N354 определяет, что потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Таким образом, под потребителями коммунальных услуг понимаются, в том числе, собственники и пользователи помещений как в многоквартирных домах, так и в жилых домах.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 35 Правил N354 запрещается несанкционированное подключение оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Пунктом 62 Правил N 354 установлено, что при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги. Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно ч. 1 и ч. 5 ст. 1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения и к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению, применяется в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Статьей 20 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных названной статьей, расчетным способом. Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В случае отсутствия у абонента прибора учета объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения (ч. 11 указанной статьи).
Подпунктом "а" п. 14 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 776 от 04 сентября 2013 года (далее - Правила N 776) установлено, что при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом.
В подпункте "а" п. 15 Правил N 776 указано, что при расчетном способе коммерческого учета воды применяются метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В силу п. 16 Правил N 776, в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1, 2 м/с с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
Пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29 июля 2013 года, установлено, что самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения является пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
Под самовольным подключением (технологическим присоединением) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) или с нарушением его условий.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта самовольного пользования Лисенковой Е.А. жилого дома централизованной системой водоотведения в спорный период.
При этом, к правоотношениям сторон вопреки доводам истца подлежат применению положения Правил N 354, и лишь в части, не урегулированной Правилами N 354, применяются Правила N 776.
Соответственно, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для расчета задолженности ответчиков на основании п. 16 Правил N 776 не имеется.
Изложенные в кассационных жалобах доводы свидетельствуют о несогласии с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств и являются переоценкой исследованных доказательств, и обстоятельств, установленных на основании данной оценки.
Вместе с тем, судом соблюдены требования ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предписывающей суду оценивать достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, отражать результаты оценки доказательств в решении с учетом того, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
Доводы же о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими. При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы акционерного общества "Трансэнерго", Лисенковой Елены Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.