Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Жуковой Н.А, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-178/2023 по иску прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах Наврузова Наврузбека Шайдаевича к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным бездействия по ненадлежащему рассмотрению заявления и документов о предоставлении единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по повторному направлению заявления и документов на рассмотрение, рассмотрению комиссией заявления и документов, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Таскаевой А.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
первый заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах Наврузова Н.Ш. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов (далее - ФССП России), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление) с учетом уточнения о признании незаконным бездействия Управления, ФССП России по ненадлежащему рассмотрению заявления и документов Наврузова Н.Ш. о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на Управление обязанности повторно направить заявление и документы Наврузова Н.Ш. на рассмотрение в Комиссию ФССП России, возложении на Комиссию ФССП России обязанности рассмотреть заявление и документы Наврузова Н.Ш. в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, исходя из даты подачи Наврузовым Н.Ш. заявления и документов 10 сентября 2021 года, взыскании за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование иска указал, что 10 сентября 2021 года младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по г..Новый Уренгой обратился в Управление с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее также - ЕСВ) составом семьи два человека (он и дочь Наврузова Б.Н. 11 декабря 1998 года рождения). Заявление необоснованно уничтожено сотрудником Управления. Повторно с заявлением Наврузов Б.Н. обратился 24 декабря 2021 года, указав состав семьи 1 человек. Заявление поступило в Управление 25 января 2022 года, зарегистрировано секретарем комиссии только 06 апреля 2022 года. Территориальной комиссией заявление Наврузова Н.Ш. от 24 декабря 2021 года рассмотрено 09 марта 2022 года, по результатам принято решение запросить у сотрудника дополнительные документы. В последующем заседание комиссии состоялось только 27 апреля 2022 года, принято решение о признании его нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты, направлении заявления сотрудника и приобщенных к нему документов на рассмотрение в комиссию ФССП России. Учетное дело Наврузова Н.Ш. 29 апреля 2022 года направлено Управлением в ФССП России фельдъегерской связью. Нарушение предусмотренного порядка и сроков рассмотрения заявлений сотрудника о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты привели к волоките, длительному рассмотрению документов, затягиванию процесса постановки на учет. 31 мая 2022 года закончилось действие служебного контракта, Наврузов Н.Ш. уволен с правом на пенсию. По результатам проведенной по жалобе Наврузова Н.Ш. проверки прокуратурой округа 03 июня 2022 года руководителю Управления внесено представление.
Выявленные нарушения признаны подтвердившимися, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде выговора. ФССП России решение о постановке сотрудника на учет либо об отказе в постановке на учет не вынесено, учетное дело направлено без рассмотрения комиссией центрального аппарата ФССП России в связи с увольнением сотрудника, о чем истец уведомлен 12 августа 2022 года. Полагал, что указанные факты несоблюдения порядка и сроков рассмотрения заявления и документов сотрудника, допущенные как Управлением, так и ФССП России, повлекли нарушение прав Наврузова Н.Ш. на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, причинили ему нравственные страдания и моральный вред.
Протокольным определением суда от 26 декабря 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена секретарь территориальной комиссии Управления Власова Н.А.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2023 года бездействие Управления по надлежащему рассмотрению заявления и документов Наврузова Н.Ш. о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным. На Управление возложена обязанность по повторному направлению заявления и документов Наврузова Н.Ш. на рассмотрение в Комиссию ФССП России. На Комиссию ФССП России возложена обязанность рассмотреть заявление и документы Наврузова Н.Ш. в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, исходя из даты подачи заявления и документов 10 сентября 2021 года. С ФССП России в пользу Наврузова Н.Ш. взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 2 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2023 года решение Салехардского городского суда от 20 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчиков просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Истец Наврузов Н.Ш, представители ответчиков ФССП России и Управления, третье лицо Власова Н.А. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2023 года ходатайство представителя ответчиков об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, Наврузов Н.Ш. с 27 апреля 2006 года проходил службу в Управлении ФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу. Приказом директора ФССП России от 20 мая 2020 года N 424-лс истец назначен с 01 июня 2020 года на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по г. Новый Уренгой.
01 июня 2020 года между руководителем Управления и Наврузовым Н.Ш. заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения в Российской Федерации. Стаж государственной гражданской службы Наврузова Н.Ш. по состоянию на 21 октября 2021 года составлял 31 год 7 месяцев 25 дней.
Приказом ФССП России от 04 сентября 2020 года N 647 создана комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов принудительного исполнения и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Приказом Управления ФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 сентября 2020 года N 211 создана территориальная комиссия, утвержден ее состав. В состав комиссии вошли: председатель комиссии - Смирнов Е.А. (руководитель Управления), заместитель председателя комиссии - Синица Ю.В. (заместитель руководителя Управления), секретарь комиссии Данилова Н.А. (ведущий специалист-эксперт отдела финансово-экономического и материально-технического обеспечения Управления), а также члены комиссии.
С целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Наврузов Н.Ш. неоднократно обращался с заявлениями и документами в территориальную комиссию Управления. 10 сентября 2021 года Наврузов Н.Ш. впервые обратился с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения составом семьи 2 человека (он и дочь "данные изъяты" года рождения).
Факт того, что заявление Наврузова Н.Ш. от 10 сентября 2021 года было получено секретарем территориальной комиссии Управления подтверждается скриншотом переписки между Власовой Н.А. и Наврузовым Н.Ш, а также показаниями самой Власовой Н.А. в судебном заседании суда первой инстанции от 20 февраля 2023 года.
Повторно Наврузов Н.Ш. обратился с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения составом семьи 1 человек 24 декабря 2021 года. Это заявление поступило в Управление 25 января 2022 года, зарегистрировано секретарем территориальной комиссии 06 апреля 2022 года.
Наврузов Н.Ш, в связи с неполучением справки о принятии территориальной комиссией заявления с приложенными к нему документами, направил в адрес руководителя Управления рапорт о предоставлении справки о приеме заявления, который поступил 27 января 2022 года, зарегистрирован не был, оставлен без рассмотрения, справка в адрес Наврузова Н.Ш. не была направлена.
09 марта 2022 года территориальной комиссией рассмотрено заявление Наврузова Н.Ш. от 24 декабря 2021 года, по результатам принято решение запросить у сотрудника дополнительные документы, что следует из протокола заседания территориальной комиссии от 09 марта 2022 года N 5/1.
27 апреля 2022 года состоялось очередное заседание территориальной комиссии по заявлению Наврузова Н.Ш. от 24 декабря 2021 года, согласно протоколу N 6 Наврузов Н.Ш. признан нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, также принято решение о направлении в комиссию центрального аппарата ФССП России документов Наврузова Н.В. для принятия его на учет.
29 апреля 2022 года учетное дело Наврузова Н.Ш. направлено Управлением фельдъегерской службой в ФССП России.
Справка о принятии документов о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения была направлена Наврузову Н.Ш. 27 мая 2022 года.
Приказом директора ФССП России от 31 мая 2022 года N 3846-лс с Наврузовым Н.Ш. расторгнут контракт, он уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 31 мая 2022 года по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
18 июля 2022 года Управлением в адрес ФССП России направлена выписка из указанного приказа к учетному делу Наврузова Н.Ш.
В связи с увольнением Наврузова Н.Ш. 02 августа 2022 года ФССП России в Управление направлено учетное дело без рассмотрения комиссией центрального аппарата ФССП России.
12 августа 2022 года Наврузову Н.Ш. на электронную почту направлено уведомление о возврате документов без рассмотрения.
Согласно заключению по результатам служебной проверки в отношении главного специалиста-эксперта отдела финансово-экономического и материально-технического обеспечения Управления Власовой Н.А. от 05 августа 2022 года, утвержденному руководителем Управления, Власова Н.А. назначена секретарем территориальной комиссии в соответствии с приказом Управления от 08 сентября 2020 года N 211, в нарушение пунктов 4.4.1 и 4.4.2 Инструкции по делопроизводству в ФССП России, подпунктов "б", "в" пункта 15 Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФССП России от 15 января 2021 года N 12, заявление Наврузова Н.Ш. от 10 сентября 2021 года секретарем комиссии Власовой Н.А. не зарегистрировано, справка и приеме этого заявления не выдана. Также заявление от 24 декабря 2021 зарегистрировано несвоевременно - 06 апреля 2022 года, справка о приеме заявления направлена также несвоевременно - 27 мая 2022 года. В результате чего Власовой Н.А. нарушен пункт 3.4.1 должностной инструкции, обязывающей ее соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты субъектов российской Федерации и обеспечивать их выполнение.
Приказом Управления от 08 августа 2022 года N 891-ко за совершение дисциплинарного проступка, то есть за ненадлежащее исполнение Власовой Н.А. по ее вине возложенных на нее служебных обязанностей, выразившихся в неисполнении пункта 3.4.1 должностного регламента, утвержденного 01 июня 2021 года, к ней применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 4, 5, 7, 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, (далее также - Правила), Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10 декабря 2010 года N682, (далее также - Инструкция по делопроизводству), Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФССП России от 15 января 2021 года N 12, (далее также - Порядок), исходил из того, что в нарушение установленного порядка заявление Наврузова Н.Ш. от 10 сентября 2021 года секретарем территориальной комиссии не было зарегистрировано, справка о приеме этого заявления не выдана, на рассмотрение комиссии оно не было вынесено, полнота и комплектность документов, приобщенных сотрудником к заявлению, не были проверены, письменное разъяснение причин отказа заявителю не направлено, впоследствии заявление Наврузова
Н.Ш. было уничтожено. Повторное заявление Наврузова Н.Ш. от 24 декабря 2021 года в нарушение установленного порядка было зарегистрировано 06 апреля 2022 года, справка о приеме от Наврузова Н.Ш. заявления от 24 декабря 2021 года направлена ему по электронной почте 27 мая 2022 года, рапорт истца о выдаче справки о приеме его заявления оставлен без рассмотрения; заявление Наврузова Н.Ш. от 24 декабря 2021 года рассмотрено территориальной комиссией с нарушением установленного срока, принято решение о необходимости запросить дополнительные документы о наличии или отсутствии в собственности жилых помещений по месту регистрации до 2000 года в Республике Дагестан, тогда как нормативно предусмотрено предоставление сотрудником таких документов за последние 5 лет до подачи заявления, заседание территориальной комиссии по заявлению Наврузова Н.Ш. от 24 декабря 2021 года состоялось только 27 апреля 2022 года.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном бездействии Управления по надлежащему рассмотрению заявлений и документов Наврузова Н.Ш. о предоставлении единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем возложил на Управление обязанность по повторному направлению заявления и документов Наврузова Н.Ш. на рассмотрение в комиссию ФССП России, а на последнюю возложил обязанность рассмотреть заявление и документы Наврузова Н.Ш. в установленном порядке, исходя из даты первоначальной подачи заявления - 10 сентября 2021 года.
Разрешая требования о взыскании с ФССП России компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в результате незаконных действий (бездействия) работнику причинены нравственные страдания, учитывая их характер и индивидуальные особенности истца, принципы разумности и справедливости взыскал в его пользу компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Руководствуясь положениями пунктов 12, 13, 15, 30 Порядка, Инструкции по делопроизводству, дополнительно суд апелляционной инстанции указал, что секретарь территориальной комиссии обязан принять заявление сотрудника о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложенными к нему документами, не позднее следующего рабочего дня зарегистрировать такое заявление и выдать сотруднику справку о приеме заявлений и документов, при этом вопрос о соответствии представленного сотрудником пакета документов должен решаться территориальной комиссией в течение одного месяца, однако заявления Наврузова Н.Ш. не были зарегистрированы в установленном порядке и на территориальной комиссии последнее заявление рассмотрено по истечении месячного срока.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчиков о несогласии со взысканием компенсации морального вреда с ФССП России, суд апелляционной инстанции указал, что ФССП России необоснованно было возвращено заявление истца без рассмотрения, поскольку Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами и Порядком приобретение сотрудником органов принудительного исполнения, обратившимся в период прохождения службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией ФССП России - до или после его увольнения со службы в органах принудительного исполнения. Этими нормативными правовыми актами не предусмотрено возвращение без рассмотрения заявления сотрудника, в связи с его увольнением после подачи заявления, а предусмотренных этими нормативными правовыми актами решений о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты или об отказе в принятии на такой учет комиссией ФССП России не принималось.
Также судом апелляционной инстанции учтено, что деятельность ФССП России и его территориального органа Управления, регулируется Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов", приказа ФССП России от 30 апреля 2020 года N 388 об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу, Наврузов Н.Ш. назначен на должность сотрудника органа принудительного исполнения и освобожден от должности приказом директора ФССП России, поэтому его работодателем (нанимателем) является ФССП России.
Учитывая, что факты несоблюдения порядка и сроков рассмотрения заявления и документов, допущенные как Управлением, так и ФССП России, повлекли нарушение прав Наврузова Н.Ш. на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и причинили ему нравственные страдания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом обоснованно взыскана с ФССП России компенсация морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудник), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, регулирует Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника
до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 данных Правил).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения утвержден приказом ФССП России от 15 января 2021 года N 12.
Согласно пункту 4 Порядка в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам (гражданам) единовременной выплаты создаются: комиссия центрального аппарата ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; комиссии территориальных органов ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов принудительного исполнения и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с пунктом 11 Порядка комиссия осуществляет следующие функции: а) проверяет полноту и комплектность документов, приобщаемых сотрудником к заявлению о постановке на учет для получения единовременной выплаты, в соответствии с пунктом 5 Правил; б) проверяет при рассмотрении вопроса о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты на основании документов, представленных сотрудником, наличие условий, необходимых для принятия на учет, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ; в) принимает решения о постановке на учет сотрудника для получения единовременной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, об отказе в постановке на указанный учет либо о возврате документов на доработку; г) принимает решения о снятии сотрудника с учета для получения единовременной выплаты по одному из условий, определенных пунктом 15 Правил; д) актуализирует учетные данные сотрудников, состоящих на учете; е) истребует из Территориальной комиссии документы сотрудника, состоящего на учете для получения единовременной выплаты, для подготовки директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации предложений о предоставлении единовременной выплаты сотруднику (гражданину); ж) осуществляет проверку документов сотрудника, поставленного на учет для получения единовременной выплаты, при подготовке директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации предложений о предоставлении единовременной выплаты сотруднику (гражданину); з) готовит директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации предложения о предоставлении единовременной выплаты сотруднику (гражданину).
В силу пункта 12 Порядка территориальная комиссия осуществляет следующие функции: а) проверяет полноту и комплектность документов, приобщаемых сотрудником к заявлению о постановке на учет для получения единовременной выплаты, в соответствии с пунктом 5 Правил; б) проверяет при рассмотрении вопроса о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты на основании документов, представленных сотрудником, наличие условий, необходимых для принятия на учет, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ; в) принимает решение о направлении заявления сотрудника и приобщенных к нему документов на рассмотрение в Комиссию либо о возврате на доработку; г) направляет на рассмотрение в Комиссию документы на снятие сотрудника с учета для получения единовременной выплаты по одному из условий, определенных пунктом 15 Правил; д)направляет документы сотрудника, состоящего на учете для получения единовременной выплаты, в соответствии с запросами Комиссии для подготовки предложений директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации о предоставлении единовременной выплаты сотруднику (гражданину); е)актуализирует учетные данные сотрудников, состоящих на учете.
Согласно пункту 13 Порядка при выявлении в заявлении и приобщенных к нему документах недостоверной информации Территориальная комиссия возвращает документы сотруднику, Комиссия - в Территориальную комиссию без принятия решения о постановке на учет (отказе в постановке на учет), о внесении изменений в учетные данные. Документы возвращаются с письменным разъяснением причин возврата.
В силу подпунктов "а", "б", "в" пункта 15 Порядка секретарь комиссии (территориальной комиссии) принимает заявления сотрудников о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, регистрирует заявления сотрудников и прилагаемые к ним документы в журнале регистрации заявлений и документов, представленных сотрудниками для принятия на учет для получения единой социальной выплаты, выдает сотрудникам справки о приеме заявлений и документов, необходимых для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 30 Порядка территориальная комиссия рассматривает заявление сотрудника и приобщенные документы в течение одного месяца с даты регистрации в территориальном органе ФССП России заявления.
В силу пунктов 4.4.1 и 4.4.2 Инструкции по делопроизводству поступившие в центральный аппарат (аппарат управления, структурное подразделение территориального органа) службы документы после их предварительного рассмотрения независимо от способа доставки подлежат регистрации. Регистрация иных документов производится в день поступления либо на следующий рабочий день.
Как следует из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года, право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию. При этом нормами Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты приобретение сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обратившимся в период прохождения службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника (подлежит рассмотрению в трехмесячный срок со дня подачи) комиссией ФСИН России - до или после его увольнения со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречащее положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставило бы в неравное положение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ на момент обращения в территориальную комиссию ФСИН с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, но уволенных из органов уголовно-исполнительной системы на момент принятия решения по этому заявлению комиссией ФСИН России, по сравнению с действующими сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обладающими таким же правом.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами верно применены вышеуказанные нормативные правовые акты и разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации, правильно установлено, что секретарь территориальной комиссии обязан принять заявление сотрудника о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложенными к нему документами, не позднее следующего рабочего дня зарегистрировать такое заявление и выдать сотруднику справку о приеме заявлений и документов, при этом вопрос о соответствии представленного сотрудником пакета документов решается территориальной комиссией в месячный срок, который также был нарушен территориальной комиссией Управления. Кроме того, судами верно установлено отсутствие оснований для возвращения центральной комиссией ФССП России учетного дела истца без рассмотрения, в связи с его увольнением после подачи заявления и рассмотрения этого заявления территориальной комиссией Управления.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом не учтено, что рассмотрение территориальной комиссией вопроса о признании Наврузова Н.Ш. нуждающимся в получении ЕСВ и направлении заявления в комиссию ФССП России возможно только после поступления в Управление соответствующего заявления Наврузова Н.Ш. установленного образца, а также полного пакета документов, до 06 апреля 2022 года заявителем не были представлены документы об отсутствии на праве собственности жилого помещения в Республике Дагестан, где он ранее проживал, в связи с чем оснований для вынесения заявления на рассмотрение Территориальной комиссии Управления ранее указанной даты не имелось; вопреки выводам суда первой инстанции, направление учетного дела Наврузова Н.Ш. в ФССП России 29 апреля 2022 года связано не с бездействием должностных лиц Управления, а с тем, что пакет необходимых документов в полном объеме был представлен лишь 06 апреля 2022 года, судебная коллегия считает основанными на неверном толковании норм материального права, не соответствующими установленным судами обстоятельствами дела. фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
Указание в кассационной жалобе на то, в рамках гражданского дела в качестве ответчиков выступают ФССП России и Управление, рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что именно в результате действий Управления Наврузову Н.Ш. причинен моральный вред, между тем, обязанность по возмещению компенсации морального вреда суд возложил на иного ответчика - ФССП России, чьи действия (бездействие) незаконными не признавались, при этом совокупность условий, необходимая для компенсации морального вреда ФССП России, отсутствует, равно как отсутствуют правовые основания для возложения на ФССП России обязанности компенсации морального вреда, причиненного Управлением, не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, поскольку являлось предметом оценки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонено. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришел суд апелляционной инстанции, не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции верно установлено нарушение порядка рассмотрения заявления, как территориальной комиссией Управления, так и центральной комиссией ФССП России, что несомненно повлияло на права истца на постановку в период службы на учет для получения ЕСВ.
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.