Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-835/2023 по иску Баранова Виталия Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возложении обязанности по включению в стаж периодов работы, перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Баранова Виталия Ивановича на решение Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Баранов В.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период работы с 06 марта 1987 года по 06 марта 1990 года в льготном исчислении год за полтора по срочному трудовому договору, а также произвести перерасчет пенсии с 01 января 2021 года с учетом применения коэффициента 1, 7.
В обоснование требований указал, что с 13 июля 2015 года он является получателем пенсии по старости по достижению 50 летнего возраста на основании пункта 2 части 1 статьи 30, статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В период с 06 марта 1987 года по 06 марта 1990 года он работал в Управлении механизации N 18 треста "Тюменьгазмеханизация" на основании срочного трудового договора в должности машиниста сваебойного агрегата (копровщик) 5 разряда. Спорный период относится к особым условиям труда, применяется льготное исчисление с применением коэффициента 1, 5, к данному коэффициенту добавляется дополнительно 0, 5. По его расчетам, страховой стаж составляет 6 лет. Согласно ответу пенсионного органа от 24 марта 2022 года ему снижен районный коэффициент с 1, 7 до 1, 5. При определении продолжительности страхового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера, имевшие место до 01 января 2022 года, включая и периоды до 01 января 1992 года, могут быть исчислены в льготном порядке, предусмотренном статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Спорные периоды подлежат включению в страховой стаж в льготном исчислении как год за полтора. Невключение в стаж периодов работы истца повлияло на размер пенсии.
Решением Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 18 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2023 года, исковые требования Баранова В.И. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Баранов В.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в части отказа в возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре включить в страховой стаж периоды работы с 06 марта 1987 года по 05 марта 1990 года в льготном исчислении год за полтора по срочному трудовому договору, просит вынести в этой части новое решение по делу, которым исковые требования в данной части удовлетворить.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки судебную коллегию не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 13 июля 2015 года Баранову В.И, "данные изъяты", назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке "данные изъяты" Баранов В.И. в спорный период с 06 марта 1987 года по 06 марта 1990 года работал машинистом сваебойного агрегата пятого разряда.
При назначении пенсии указанный период работы был включен пенсионным органом в страховой стаж, в специальный стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список N 2).
Письмом Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 марта 2022 года Баранову В.И, в связи с проживанием в г. Йошкор-Ола, рекомендовано запросить пенсионное дело по новому месту проживания для исключения переплаты фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом районного коэффициента 1, 5. При этом сведений о произведенном изменении размера районного коэффициента данное письмо не содержит.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", принимая во внимание Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 года N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 года N 670-9 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 июня 2003 года N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке", исходил из того, что основания для удовлетворения требований истца об осуществлении перерасчета размера пенсии с 01 января 2021 года с применением коэффициента 1, 7, отсутствуют, поскольку в отношении города Нягани подлежит применению районный коэффициент 1, 5.
Отказывая в удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанность включить в страховой стаж период работы с 06 марта 1987 года по 06 марта 1990 года в льготном исчислении год за полтора по срочному трудовому договору, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период работы был включен пенсионным органом в страховой стаж, в специальный стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список N 2).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы истца, соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о включении спорного периода работы в льготном исчислении.
В кассационной жалобе Баранов В.И. приводит доводы о том, что в ответе пенсионного органа от 24 марта 2022 года спорный период работы указан продолжительностью 3 года, вместо 4 лет и 06 месяцев. При определении продолжительности страхового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера, имевшие место до 01 января 2022 года, включая и периоды до 01 января 1992 года, могут быть исчислены в льготном порядке, предусмотренном статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". В случае, когда при исчислении страхового стажа в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию отсутствует, возможно применение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П и исчисление трудового стажа до 01 января 2002 года по нормам действовавшего до указанной даты Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Указанные доводы судом кассационной инстанции отклоняются.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент назначения Баранову В.И. пенсии, то есть 13 июля 2015 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Положениями абзаца 7 части 1 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что при подсчете стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
Из указанных норм права следует, что мужчины, имеющие стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет, при назначении им пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вправе претендовать на дополнительное снижение возраста, с которого назначается пенсия, на 5 лет. При этом стаж работы, дающий право на назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имевший место до 01 января 2002 года (до даты отмены Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации") и протекавший в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, подлежит исчислению в льготном порядке - в полуторном размере.
Как установлено судами и следует из материалов дела, пенсия Баранову В.И. была назначена в возрасте 50 лет по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть со снижением возраста на пять лет. Соответственно, основания для возложения обязанности по исчислению спорного периода работы в льготном порядке отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2023 года, с учетом определения Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об исправлении описки от 18 сентября 2023 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Баранова Виталия Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.