Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И.
судей Фроловой Г.А, Роговой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда с использованием видеоконференцсвязи гражданское дело N 2-605/2023 по иску Литвинова Владимира Николаевича к Свердловскому филиалу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Талицкого подразделения, акционерного общества "Энергосбыт Плюс", Акционерного общества "Облкоммунэнерго" о признании действий по несвоевременному предоставлению информации нарушением прав потребителя, об обязании произвести перерасчет за потребленную электроэнергию, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Литвинова Владимира Николаевича на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 13 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Фроловой Г.А. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, объяснения истца Литвинова В.Н, настаивавшего на доводах кассационной жалобы, представителя ответчика АО "ЭнергосбыТ Плюс" Чеховой И.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, представителя третьего лица Региональной Энергетической комиссии Свердловской области Швецовой А.Г, не поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Литвинов В. Н. обратился с иском к Свердловскому филиалу АО "ЭнергосбыТ Плюс", в с учетом уточнения, о признании действий ответчика о несвоевременном предоставлении информации, предоставлении недостоверной информации для перепрограммирования прибора учета, предъявлению счетов для оплаты за январь, февраль, март, апрель, май 2023 года по повышенному тарифу, не соответствующему фактическому потреблению и условиям договора энергоснабжения N 198017274 от 01 марта 2019, нарушению прав потребителя электрической энергии; обязании произвести перерасчет потребленной электроэнергии за январь, февраль, март, апрель, май 2023 года по тарифу, дифференцированному по двум зонам суток (день, ночь), действующему с 01 января 2023, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000руб.
В обоснование иска указано, что в соответствии с договором энергоснабжения N198017274 от 01 марта 2019 ответчик оказывает истцу коммунальную услугу по электроснабжению, учёт которой ведётся по 2-тарифному счётчику Меркурий 231 АТ-01 1, так как дом оборудован электроотопительной установкой. В соответствие с пунктом 4.2 Постановления РЭК Свердловской области N5-ПК от 19 января 2023 ответчик обязан выставлять ему квитанции по оплате потреблённой энергии по одноставочному тарифу, дифференцированному по двум зонам суток дневная зона (пиковая и полупиковая)- 4.21 рубль за кВт, ночная зона (с 23 до 07-00)- 2 рубля за кВт. Однако, ответчик с января текущего года по настоящее время выставляет истцу квитанции по одноставочному тарифу 3.61 рубль за кВт, что является нарушением прав потребителя в части необоснованного увеличения оплаты, результатом чего является неосновательное обогащение ответчика. Решить этот вопрос в добровольном порядке при оплате электроэнергии в Талицком офисе ответчика не представилось возможным, устные мотивированные претензии не слушают. Причинённый истцу ответчиком моральный вред выразился в неблагоприятных ощущениях и болезненных симптомах (повышение давления, головные боли), чувствах беспокойства, унижения, беспомощности, разочарования, явившихся последствиями заведомо неправомерных действий ответчика. Моральный вред оценивает в 100 000 рублей.
Определением суда от 13 июня 2023 года производство по делу в части иска об обязании перепрограммировать прибор учета электроэнергии прекращено, в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 13 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 августа 2023 года, в удовлетворении исковых требований Литвинова В.Н. к Свердловскому филиалу АО "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Талицкого подразделения, АО "ЭнергосбыТ Плюс", АО "Облкоммуэнерго" о признании действий по несвоевременному предоставлению информации нарушением прав потребителя, об обязании произвести перерасчет за потребленную электроэнергию, взыскании компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе Литвинов В.Н. просит об отмене вышеуказанных судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
В обоснование жалобы указывает, что судами обеих инстанций не применён подлежащий обязательному применению в настоящем деле действующий с 01 января 2022 года Федеральный закон от 27 декабря 2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации", в силу которого полная ответственность за приборы учета электроэнергии, в том числе по настройке корректного распределения объёма электроэнергии по зонам суток, перешла от потребителей к поставщикам электроэнергии, ответчикам по данному иску, которые до подачи уточнённого иска с требованием о перепрограммировании прибора учёта, не предприняли в данной части никаких действий. Необоснованно применен поставщиком энергии одноставочного тарифа при двухставочном потреблении пользователями электроотопительных установок, т.е. начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению потребителям, не направлявшим гарантирующим поставщикам предусмотренные абзацем 5 пункта 70 "Основ ценообразования письменные уведомления о выборе одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность)". Условия договора, ущемляющие права потребителя, в системном толковании с обстоятельствами дела, того, что за пять месяцев текущего года представленная к оплате ответчиком сумма превысила фактическое потребление заявителем электроэнергии на 14 676 руб. Кроме того, ресурсоснабжающей организации надлежит обеспечить соблюдение требований статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в части недопущения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов изменения платы за коммунальные услуги.
Полагает, что ссылки в апелляционном определении, что Приказ ФСТ России от 26 ноября 2013 N14773-э не предусматривает распространение ночного тарифа на электрическую энергию на дневное время нерабочих дней, являются незаконными, поскольку в приказе вообще отсутствуют сведения о рабочих (нерабочих) днях, а только имеется градация по времени суток. Это дополнительно подтверждается системным толкованием приведённых правовых норм с ответом ФАС России от 02 марта 2023 года NСП/14794/23 на заявление вице-спикера законодательного собрания Свердловской области, в котором также указано, что в Приказе ФАС России от 28 декабря 2022 года N1053/22 отсутствует пункт об отмене Постановления РЭК Свердловской области от 29 ноября 2011 года N21 КПК, Постановлениями РЭК Свердловской области от 19 января 2023 года N4-ПК, N5-ПК, в которых также отсутствуют сведения о необходимости применения одноставочного тарифа по оплате с фактическим оказанием услуг электроснабжения по двухставочному тарифу с 2019 года по настоящее время.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами из материалов дела установлены следующие обстоятельства.
Литвинов В.Н. является потребителем электрической энергии, поставляемой в жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", собственниками которого на праве общей долевой собственности по ? доле являются истец и его супруга Литвинова З.И.
Из квитанций следует, что на имя истца открыт лицевой счет для учета потребления электроэнергии - "данные изъяты".
Учет электрической энергии, предоставляемой по вышеуказанному адресу, осуществляется на основании показаний индивидуального прибора учета электрической энергии ВРУ-0, 4, тип Меркурий 231 АТ-011, заводской номер 35625431, 2018г. выпуска (л.д.12).
Электроснабжение по данному адресу истцу предоставляется на основании договора энергоснабжения N 198017274 от 01 марта 2019, заключенного между истцом и АО "ЭнергосбыТ Плюс".
Гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Свердловской области на основании Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее также РЭК Свердловской области) от 25сентября 2014 N137-ПК (л.д.106-107), а также организацией, поставляющей электроэнергию истцу, является АО "ЭнергосбыТ Плюс". Свердловский филиал АО "ЭнергосбыТ Плюс" является филиалом данного юридического лица.
Пунктом 6 Постановления РЭК Свердловской области от 23 декабря 2011 N 211-ПК "О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области" (вместе с "Разъяснениями по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области"), было установлено, что при наличии двухтарифных приборов учета применяются тарифы, дифференцированные по зонам суток, в том числе: тарифы, установленные для пиковой (дневной) зоны, применяются в будние дни с 07.00 до 23.00 часов; тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в будние дни с 23.00 до 07.00 часов, в выходные и праздничные дни - круглосуточно.
Постановлением РЭК Свердловской области от 27 декабря 2021 N248-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год" утверждены Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года", которые составляли для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками не оборудованных электроплитами: одноставочный тариф: 1 полугодие 3, 15 руб./кВт.ч, 2 полугодие 3.31 руб./кВт.ч; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 1 полугодие 3.59 руб./кВт.ч, 2 полугодие 3.81 руб./кВт.ч; ночная зона 1 полугодие 1, 71 руб./кВт.ч, 2 полугодие 1, 82 руб./кВт.ч.
Данное постановление утратило силу с 01 декабря 2022 в связи с изданием Постановления РЭК Свердловской области от 28 ноября 2022 N236-ПК (ред. от 26 декабря 2022 г.) "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год", которым также установлены одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками не оборудованных электроплитами, в размере 3, 61 руб./кВт.ч; тариф на электрическую энергию в дневной зоне суток установлен в размере 5, 15 руб./кВт.ч.; в ночной зоне - 2, 00 руб./кВт.ч.
Федеральной антимонопольной службой России был проведен анализ постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 N236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год", по результатам которого выявлено несоответствие указанного постановления действующему законодательству, и приказом от 28.12.2022 N1053/22 Постановление от 28 ноября 2022 N 236-ПК отменено, РЭК Свердловской области предписано не позднее 01 февраля 2023 установить и ввести в действие тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В том числе Федеральной антимонопольной службой России установлено, что в соответствии с абзацем четвертым пункта 70 Основ ценообразования интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 ноября 2013 N 1473-э утверждены интервалы тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Ночная зона суток соответствует часам с 23-го по 7-й. Пиковая - с 7-го по 10-й и с 17-го по 21-й. Полупиковая зона - остальное время. Дневная зона - время пиковой и полупиковой зон. Расчет тарифов на электрическую энергию для населения, дифференцированных по зонам суток, выполняется в соответствии с пунктами 11 и 12 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом ФАС России от 27.05.2022 N 412/22 (далее - Методические указания), исходя из значения одноставочного тарифа, с учетом установленных тарифов в предыдущем периоде регулирования и соответствия средневзвешенного тарифа, дифференцированного по двум и трем зонам суток, одноставочному тарифу. Расчет тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в дневной (при установлении двухзонных тарифов) и пиковой (при установлении трехзонных тарифов), осуществляется по формулам 12 и 18 Методических указаний с использованием прогнозных объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению, за исключением населения, указанного в пунктах 13 - 24 Методических указаний, по тарифам, дифференцированным по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь).
При этом прогнозные объемы электрической энергии (мощности), поставляемой населению Свердловской области, по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь), сформированы с учетом пункта 6 разъяснений по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.11.2011 N 211-ПК, согласно абзацу третьему которого тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в выходные и праздничные дни круглосуточно, что противоречит пункту 70 Основ ценообразования и приказу Федеральной службы по тарифам от 26.11.2013 N 1473-э "Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей".
После этого 19 января 2023 РЭК Свердловской области приняты постановления:
N4-ПК, которым признано утратившим силу Постановление РЭК Свердловской области от 23 декабря 2011 N211-ПК "О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области" с изменениями, внесенными Постановлением РЭК Свердловской области от 18 декабря 2013 N 143-ПК;
N5-ПК, которым установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год: для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками не оборудованных электроплитами, одноставочный тариф 3, 61 руб./кВт.ч; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 4, 21 руб./кВт.ч; ночная зона 2, 00 руб./кВт.ч.
Как следует из копии квитанции за декабрь 2022 года, при расчете платы за электрическую энергию истцу применялся двухзонный тариф: дневная зона 3, 81 руб./кВт.ч.; ночная 1, 82 руб./кВт.ч.
Согласно квитанциям за январь 2023года, февраль 2023 года, март 2023 года при расчете платы за электрическую энергию истцу применялся одноставочный тариф 3, 61 руб./кВт.ч
24 мая 2023 истцу сетевой организации АО "Облкоммунэнерго" произведено перепрограммирование расчетного электросчетчика, настроены суточные интервалы в соответствии с требованиями законодательства, что следует из акта от 24 мая 2023 и с 01 июня 2023 ему при расчёте применяются двухзонные тарифы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 153-154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 539-540, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23.1 Федерального закона N35-ФЗ от 26 марта 2003 года "Об электроэнергетике", пунктом 63 Постановления Правительства Российской Федерации N1178 от 29 декабря 2022 года, пунктом 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N442 от 04 мая 2012 года, Законом Российской Федерации N2300-1 от 07 февраля 1992 "О защите прав потребителей", исходил из того, что в связи с отменой постановления РЭК Свердловской области от 23 декабря 2011 N 211-ПК, предусматривающего учет электроэнергии в выходные и праздничные дни как учет потребления в ночной зоне, и утверждением РЭК Свердловской области новых тарифов на 2023 год, применение при расчете истцу оплаты за электроэнергию дифференцированного тарифа (день/ночь) не представлялось возможным, поскольку прибор учета истца некорректно распределял объем электроэнергии по зонам суток (за выходные и праздничные дни), при этом истец был надлежащим образом уведомлен о переводе на одноставочный тариф и причине такого перевода, размере тарифа, возможности произвести перепрограммирование прибора учета для перехода на тариф день/ночь, пришел к выводу об обоснованности начисления истцу оплаты за электроэнергию за период с января 2023 года по май 2023 года, т.е. до перепрограммирования прибора учета, исходя из одноставочного тарифа, отсутствии нарушений со стороны АО "ЭнергосбыТ Плюс" прав истца, как потребителя коммунальной услуги.
Поскольку нарушений прав потребителя со стороны АО "ЭнергосбыТ Плюс" не допущено, суд отказал Литвинову В.Н. в части требований о взыскании компенсации морального вреда.
С вышеизложенными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Все доводы кассационной жалобы сводятся к изложению заявителем своей позиции по делу, собственному толкованию закона, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения, влекущие отмену судебных актов в кассационном порядке.
Так доводы о том, что судами не применён подлежащий обязательному применению в настоящем деле действующий с 01 января 2022 года Федеральный закон от 27 декабря 2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации", в силу которого полная ответственность за приборы учета электроэнергии, в том числе по настройке корректного распределения объёма электроэнергии по зонам суток, перешла от потребителей к поставщикам электроэнергии, ответчикам по данному иску, которые до подачи уточнённого иска с требованием о перепрограммировании прибора учёта, не предприняли в данной части никаких действий, а также о том, что необоснованно применен поставщиком энергии одноставочный тарифа при двухставочном потреблении пользователями электроотопительных установок, т.е. начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению потребителям, не направлявшим гарантирующим поставщикам предусмотренные абзацем 5 пункта 70 "Основ ценообразования письменные уведомления о выборе одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность)", основаны на неправильном толковании норм права, В силу абзацев первого и четвертого пункта 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в редакции, действующей на период спорных правоотношений, коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
В силу пункта 70 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике"), регулируемые цены (тарифы) для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2 вариантах:
одноставочная цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
одноставочная, дифференцированная по 2 и по 3 зонам суток цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности.
Интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются Федеральной антимонопольной службой.
Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток (при выборе одноставочной, дифференцированной по 2 и 3 зонам суток цены (тарифа)).
Из смысла приведенных норм следует, что потребитель вправе выбирать цену (одноставочная или одноставочная, дифференцированная по 2 и по 3 зонам суток), обязанность по перепрограммированию прибора учета для применения дифференцированной цены может возникнуть у поставщика электроэнергии только по инициативе потребителя, выбравшего вариант цены, перепрограммирование прибора учета не относится к обязанностям ресурсоснабжающей организации, предусмотренным пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
С учетом изложенного, выводы нижестоящих судов о законности действий поставщика электроэнергии о начислении истцу в связи с утверждением Региональной энергетической комиссией Свердловской области новых тарифов за электроэнергию за период до перепрограммирования прибора учета по одноставочному тарифу, а также по перепрограммированию прибора учета истца только после заявления им таких требований, являются правомерными.
Все, приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 13 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Литвинова Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.