Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А, судей Лезиной Л.В, Сапрыкиной Н.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-506/2023 по иску прокурора Дзержинского района г. Нижний Тагил Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью "Юпитер-НТ", администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе администрации города Нижний Тагил на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Лезиной Л.В. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы прокурора Голованова А.И, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Дзержинского района г..Нижний Тагил, действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее также истец), обратился в суд с иском к ответчикам администрации города Нижний Тагил (далее также Администрация) и ООО "Юпитер-НТ" (далее также общество) о возложении на ООО "Юпитер-НТ" обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу или ранее обратиться в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности ООО "Юпитер-НТ" на объекты инженерных коммуникаций и иные объекты недвижимого имущества в г..Нижний Тагил, в том числе: сеть наружного освещения протяженностью 239 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1780, пр. Вагоностроителей, д. 39; сеть наружного освещения протяженностью 212 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1898, ул. Тимирязева, д. 75; сеть наружного освещения протяженностью 118 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1961, ул. Тимирязева, д. 73; блочная трансформаторная подстанция 2 БКТП, площадью 26, 2 кв.м с кадастровым номером 66:56:0402008:1774, пр. Вагоностроителей, д. 39; сеть электроснабжения 0, 4 кВ протяженностью 120 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1778, пр. Вагоностроителей, д. 39; сеть электроснабжения 0, 4 кВ протяженностью 59 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1900, ул. Тимирязева, д. 75; сеть электроснабжения 0, 4 кВ протяженностью 118 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1960, ул. Тимирязева, д. 73; сеть теплоснабжения протяженностью 46 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1775, пр. Вагоностроителей, д. 39; сеть теплоснабжения протяженностью 38 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1901, ул. Тимирязева, д. 75; сеть теплоснабжения протяженностью 45 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1963, ул. Тимирязева, д. 73; сеть водоснабжения протяженностью 53 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1776, пр. Вагоностроителей, д. 39; сеть водоснабжения протяженностью 42 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1897, ул.
Тимирязева, д. 75; сеть водоснабжения протяженностью 31 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1964, ул. Тимирязева, д. 73; сеть канализации протяженностью 74 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1779, пр. Вагоностроителей, д. 39; сеть канализации протяженностью 8 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1899, ул. Тимирязева, д. 75; сеть канализации протяженностью 82 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1962, ул. Тимирязева, д. 73; сеть ливневой канализации протяженностью 155 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1777, пр. Вагоностроителей, д. 39. Также истец просил возложить на ООО "Юпитер-НТ" обязанность передать вышеуказанное имущество (17 объектов) и сеть электроснабжения 6 кВ, протяженностью 245 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784 в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты; возложить на Администрацию обязанность принять вышеуказанное имущество (18 объектов) в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами).
В обоснование требований истец указал, что перечисленные объекты поставлены ООО "Юпитер-НТ" на кадастровый учет, однако право собственности общества зарегистрировано только на один объект - сеть электроснабжения 6 кВ, протяженностью 245 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784. Данные объекты (инженерные коммуникации) в муниципальную собственность застройщиком не передавались и не принимались, не находятся на обслуживании у специализированных организаций. Застройщик ООО "Юпитер-НТ" является субъектом, обязанным обращаться с соответствующим заявлением в регистрирующий орган с целью осуществления государственной регистрации прав на созданные им объекты недвижимости. После регистрации права собственности на указанные объекты за обществом они подлежат передаче в муниципальную собственность.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 исковые требования удовлетворены: на ООО "Юпитер-НТ" возложены обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу или ранее обратиться в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности ООО "Юпитер-НТ" на поименованные в иске объекты инженерных коммуникаций и иные объекты недвижимого имущества в г. Нижний Тагил, передать вышеуказанное имущество (17 объектов), а также сеть электроснабжения 6 кВ, протяженность. 245 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784 в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты, на Администрацию возложена обязанность принять вышеуказанное имущество (18 объектов) в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами); с ООО "Юпитер-НТ" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты, отказать в удовлетворении заявленных требований. Ответчик полагает, что суд апелляционной инстанции необоснованно сослался на положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, Автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", так как оно применяется в отношении имущества, изначально находившегося в государственной собственности, в то время как спорные сети являются частной собственностью. Нормы Федерального закона от 06.10. 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на которые указал суд, не регулируют вопросы передачи имущества от одного собственника к другому и не содержат императивной обязанности принимать имущество в муниципальную собственность. При этом судом не указаны специальные нормы, обязывающие принимать инженерные сети в муниципальную собственность. Администрация настаивает, что сеть линевой канализации с кадастровым номером 66:56:0402008:1777 в силу статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 6 Правил благоустройств территории города Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.2018 N 77, является элементом благоустройства земельного участка с кадастровым номером 66:56:0402008:1787 и находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома N 39 по ул. Вагоностроителей. Также элементами благоустройства и имуществом собственников помещений многоквартирных домов являются сети электроснабжения, участки сетей водоотведения, которые также не могут быть переданы в муниципальную собственность.
В возражениях прокурор просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены апелляционного определения в части оставления без изменения решения суда о возложении на ООО "Юпитер-НТ" обязанности передать имущество в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты, на Администрацию - обязанности принять имущество в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами) с направлением дела в данной части на новое апелляционное рассмотрение.
Судами установлено, что ООО "Юпитер-НТ" являлся застройщиком многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 39, ул. Тимирязева, 73 и 75.
Многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. ООО "Юпитер-НТ" при возведении указанных домов проложены инженерные коммуникации для обеспечения домов коммунальными услугами, а также обеспечения наружного освещения территории, прилегающей к многоквартирным домам, в том числе:
- сеть наружного освещения протяженностью 239 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1780, пр. Вагоностроителей, д. 39;
- сеть наружного освещения протяженностью 212 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1898, ул. Тимирязева, д. 75;
- сеть наружного освещения протяженностью 118 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1961, ул. Тимирязева, д. 73;
- блочная трансформаторная подстанция 2 БКТП, площадью 26, 2 кв.м с кадастровым номером 66:56:0402008:1774, пр. Вагоностроителей, д. 39;
- сеть электроснабжения 0, 4 кВ протяженностью 120 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1778, пр. Вагоностроителей, д. 39;
- сеть электроснабжения 0, 4 кВ протяженностью 59 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1900, ул. Тимирязева, д. 75;
- сеть электроснабжения 0, 4 кВ протяженностью 118 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1960, ул. Тимирязева, д. 73;
- сеть теплоснабжения протяженностью 46 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1775, пр. Вагоностроителей, д. 39;
- сеть теплоснабжения протяженностью 38 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1901, ул. Тимирязева, д. 75;
- сеть теплоснабжения протяженностью 45 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1963, ул. Тимирязева, д. 73;
- сеть водоснабжения протяженностью 53 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1776, пр. Вагоностроителей, д. 39;
- сеть водоснабжения протяженностью 42 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1897, ул. Тимирязева, д. 75;
- сеть водоснабжения протяженностью 31 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1964, ул. Тимирязева, д. 73;
- сеть канализации протяженностью 74 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1779, пр. Вагоностроителей, д. 39;
- сеть канализации протяженностью 8 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1899, ул. Тимирязева, д. 75;
- сеть канализации протяженностью 82 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1962, ул. Тимирязева, д. 73;
- сеть ливневой канализации протяженностью 155 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1777, пр. Вагоностроителей, д. 39;
- сеть электроснабжения 6 кВ, протяженность. 245м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784.
Указанные объекты (инженерные сооружения и сети) возводились (прокладывались) в соответствии с проектной документацией на жилые дома, введены в эксплуатацию и поставлены ООО "Юпитер-НТ" на кадастровый учет.
Право собственности ООО "Юпитер-НТ" зарегистрировано только на один объект - сеть электроснабжения 6 кВ, протяженностью 245 м с кадастровым номером 66:56:0402008:1784; в отношении остальных объектов правоустанавливающие документы отсутствуют.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался статьями 8, 11, 12, 218, 219, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 37, 49, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 128-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьями 2, 3 Правил благоустройства территории г. Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.02018 N 77. Установив, что спорное имущество не относится к общедомовому имуществу многоквартирных домов, инженерные сети технически обособлены от многоквартирных домов, не являются внутридомовыми коммуникациями, используются для ресурсоснабжения нескольких многоквартирных домов, суд пришел к выводу, что застройщик ООО "Юпитер-НТ" обязан обратиться в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации прав на созданные им объекты, а впоследствии передать их органу местного самоуправления, который обязан их принять в муниципальную собственность для осуществления возложенных на него законом полномочий по организации в границах городского округа электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения населения.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание также положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", правовой подход в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" не усмотрел правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Администрации, отметив, что возложение на Администрацию обязанности по принятию в муниципальную собственность спорного имущества (объектов инженерной инфраструктуры города, предназначенных для обслуживания населения) соответствует положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд кассационной инстанции, проверив в кассационном порядке законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"), полагает выводы судебных инстанций в части возложения на ООО "Юпитер-Н" обязанности передать, а на Администрацию обязанности принять спорное имущество в муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1). Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2). Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (пункт 3).
На основании пункта 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Действующее законодательство не содержит прямого указания на возможность нахождения объектов электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения исключительно в государственной или муниципальной собственности, а также запрета на их нахождение в собственности граждан или юридических лиц.
В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, созданную лицом с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1).
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2).
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3).
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3). С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).
Указанные нормы предусматривают обязанность приобретения органом местного самоуправления права собственности в отношении недвижимой вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. При этом в отношении бесхозяйных линейных объектов право собственности разрешается приобрести лицам, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Положение пункта 4 части 1 статьи 16 названного Федерального закона, возлагающее на городские округа организацию электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этих вопросов местного значения.
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно статьи 15 названного Федерального закона в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения (часть 6). До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения (часть 6.1).
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании части 5 статьи 8 названного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
На основании пункта 4 статьи 28 указанного Федерального закона сетевая организация обязана взять на себя бремя содержания сетей, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.
По смыслу указанных правовых норм орган местного самоуправления обязан принять на учет объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения и принять необходимые меры по их содержанию и обслуживанию только в случае, если они обладают признаками бесхозяйного объекта, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо, от права собственности на который собственник отказался.
Между тем приведенное выше правовое регулирование не учтено судами при разрешении настоящего спора.
Судами установлено, что спорные объекты не являются бесхозяйными, созданы, введены в эксплуатацию, постановлены на кадастровый учет застройщиком многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Вагоностроителей, 39, ул. Тимирязева, 73 и 75 - ООО "Юпитер-НТ". Сведений о том, что данная организация отказалась от права собственности в отношении спорных объектов в материалах дела не имеется, судами данное обстоятельство не установлено. Также, с учетом отсутствия в деле сведений об отказе застройщика от прав на созданные им объекты, судами не приведено фактических оснований и правовых норм, в силу которых на его стороне возникла безусловная обязанность по передаче спорных сетей в казну муниципального образования.
При этом действующее законодательство не предусматривает императивной обязанности органа местного самоуправления принимать на баланс и в собственность от юридических или физических лиц, созданные ими объекты электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления в части возложения на застройщика обязанности передать в казну муниципального образования, а на Администрацию обязанности принять спорное имущество в муниципальную собственность в установленные судом порядке и сроки не могут быть признаны законными и обоснованными.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора не применил подлежащие применению нормы материального закона, не установилвсех необходимых для правильного разрешения обстоятельств, которые могли бы повлиять на выводы суда относительно обоснованности требований истца в указанной части.
Согласно статьям 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции. Однако допущенные судом первой инстанции нарушения судом апелляционной инстанции не устранены.
При таких обстоятельства судебная коллегия признает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023 в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 о возложении на ООО "Юпитер-НТ" обязанности передать имущество в казну муниципального образования город Нижний Тагил, на Администрацию - обязанности принять имущество в муниципальную собственность отменить по основаниям предусмотренным частями 1, 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, верно применить правовые нормы, установить имеющие значение для дела обстоятельства, принять решение в указанной части в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023 в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 о возложении на общество с ограниченной ответственностью "Юпитер-НТ" обязанности передать имущество в казну муниципального образования город Нижний Тагил в срок не позднее 1 месяца с даты государственной регистрации права собственности на все объекты, на администрацию города Нижний Тагил - обязанности принять имущество в муниципальную собственность в течение месяца со дня поступления от застройщика заявления с необходимыми приложениями (документами) отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 28.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.08.2023 оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.