Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Коренева А.С, Храмцовой О.Н. -
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2673/2022 по иску Департамента земельных отношений Администрации г. Перми к Якимовой Бэлле Ивановне о взыскании задолженности по арендной плате, неустойки
по кассационной жалобе Якимовой Бэллы Ивановны на решение Свердловского районного суда г. Перми от 03.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16.03.2023.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
1.
Департамент земельных отношений Администрации г. Перми (далее - Департамент) предъявил иск к Якимовой Б.И. и после уточнения требований просил - взыскать с Якимовой Б.И. задолженность по договору аренды земельного участка, в том числе задолженность по арендной плате за период с 01.01.2020 по 24.05.2021 в размере 108 737, 46 руб, пени с 16.09.2020 по 13.09.2022 в размере 15 307, 84 руб, с продолжением её начисления до фактического погашения основного долга.
2.
В обоснование требований Департамент указал, что земельный участок по адресу: "данные изъяты"), площадью 1 000 кв. м, кадастровый номер "данные изъяты", был предоставлен Якимовой Б.И. по договору аренды от 21.03.2014. Данный договор расторгнут 24.05.2021, земельный участок возвращен Департаменту. Вместе с тем, Якимова Б.И. не выполнила обязанность арендатора по его оплате за указанный период, на просроченную задолженность подлежит начислению пени. На момент заключения договора кадастровая стоимость земельного участка не была определена, поэтому за период с 2014 г. по 2019 г. размер арендной платы рассчитывался от значения удельного показателя кадастровой стоимости квартала, соответственно, её размер составил 13, 20 руб. за год. Вместе с тем, в 2019 г. была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 682 880 руб, поэтому за 2020 г. размер арендной платы составил 75 931, 55 руб, а за 2021 г. - 78 974, 19 руб.
Порядок и последствия централизованного изменения размера арендной платы за пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, предусмотрен договором; в адрес ответчика направлялся соответствующий расчёт арендной платы, который произведён в соответствии положениями подп. 9 п. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК "О порядках определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, а также размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Закон Пермского края N 604-ПК) и составляет 4% от кадастровой стоимости земельного участка.
3.
Якимова Б.И. возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что арендовала земельный участок под зелёные насаждения. Департамент не уведомил её как об установлении кадастровой стоимости земельного участка, так и о значительном увеличении размера арендной платы, не направлял в её адрес соответствующий расчёт в 2020 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
4.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 03.10.2022 (с учётом определения того же суда об исправлении описки от 31.10.2022) иск удовлетворен частично и постановлено:
взыскать с Якимовой Б.И. в пользу Департамента 108 737, 46 руб. - задолженность по арендной плате в размере; 9 497, 32 руб. - пени;
производить начисление пени на сумму основного долга в размере 108 737, 46 руб, начиная с 04.10.2022, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в соответствующий период, до момента фактического исполнении обязательства;
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Якимовой Б.И. в местный бюджет государственную пошлину по иску в сумме 3 564, 70 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16.03.2023 решение суда от 03.10.2022 оставлено без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11.07.2023 определение суда первой инстанции об исправлении описки от 31.10.2022 оставлено без изменения.
Определением (поименованным как апелляционное определение) судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.08.2023, а также определением (поименованным как апелляционное определение) судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24.08.2023 исправлены описки в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11.07.2023.
5.
В кассационной жалобе Якимова Б.И. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.12.2023 Якимовой Б.И. восстановлен срок для подачи кассационной жалобы.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они надлежащим образом извещены о судебном разбирательстве в суде кассационной инстанции (ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ).
Проверив материалы дела и обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что имеются предусмотренные ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения жалобы.
6.
Судами установлено следующее.
21.03.2014 заключен договор аренды N "данные изъяты" аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нём объекта(ов), не являюегося(ихся) недвижимым имуществом, по которому Департамент (арендодатель) передал Якимовой Б.И. (арендатор) земельный участок, расположенный на землях населённых пунктов для целей, не связанных со строительством (под зелёные насаждения) (п. 1.1 договора).
Разрешённое использование земельного участка - под зелёные насаждения (п. 1.2 договора).
Договор заключен на срок с 08.03.2014 по 07.02.2015 (п. 4.1 договора).
Арендная плата, действующая в течение 2014 года, устанавливается в размере, указанном в приложении N 2 к договору и составляет 9, 9 руб, а в дальнейшем в размере, указанном в уведомлении арендатору о перерасчёте арендной платы в соответствии с п. 4.5 договора (п. 4.2 договора).
Арендная плата вносится единовременным платежом не позднее 15 сентября текущего года (п. 4.3 договора). Арендная плата ичисляетя помесячно с 01.04.2014 вносится в сроки, указанном в п. 4.3 договора (п. 4.4 договора).
В случае централизованного изменения цен и тарифов, сроков уплаты, изменения расчетов арендных платежей, изменения нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, кадастровой стоимости, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативных актов Российской федерации, Пермского края, г. Перми, регулирующих исчисление арендной платы и вида деятельности арендатора, арендодатель вправе изменить размер арендной платы, сроки уплаты в бесспорном и одностороннем порядке (п. 4.5 договора).
Арендодатель уведомляет арендатора об изменении арендной платы официальным извещением с указанием реквизитов для перечисления денежных средств. В случае неполучения уведомления до 01 апреля каждого финансового года арендатор обращается в адрес Департамента самостоятельно (п. 4.6 договора).
14.05.2020 и 18.05.2021 в адрес Якимовой Б.И. были направлены уведомления о размере платежей на 2020 и 2021 годы.
24.05.2021 договор аренды расторгнут, составлен акт, по которому Якимова Б.И. передала земельный участок Департаменту.
Размер арендной платы за спорный земельный участок устанавливается равным 4, 0% от кадастровой стоимости земельных участков в отношении прочих земельных участков, если иное не установлено федеральными законами (подп. 9 п. 1 ст. 1 Закона Пермского края N 604-ПК).
7.
Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" (далее Постановление N 1610-п), утверждены средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам и видам разрешенного использования.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка при подготовке договора аренды Постановлением N 1610-п не была определена. В связи с чем, для расчета арендной платы по договору аренды от 21.03.2014 N "данные изъяты" применялось значение удельного показателя кадастровой стоимости квартала "данные изъяты" как для земельных участков с видом разрешенного использования - занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами (п. 14 Приложения N 146 к Постановлению N 1610-п) в размере 0, 33 руб. за 1 кв. м (Приложение N 145 к Постановлению N 1610-п).
Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12.11.2019 N СЭД-31-02-2-2-1393 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территорий Пермского края" утверждена кадастровая стоимость земельных участков, в том числе утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 682 880 руб.
8.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку пришёл к выводу, что расчёт задолженности по договору аренды за земельный участок, находящийся в публичной собственности, произведен в соответствии с условиями договора и требованиями закона, предусматривающими бесспорный и односторонний порядок изменения арендной платы при централизованном изменении расчётов арендных платежей, изменения нормативной цены на землю, изменения нормативных актов, регулирующих исчисление арендной платы (п. 4.5 договора), соответственно, ответчик обязана исполнять обязательства из договора по внесению такой платы (ст. 309, 310, 614 ГК РФ).
При этом суд исходил из того, что изменение кадастровой стоимости земельного участка произведено в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", сведения о данной стоимости внесены в ЕГРН, ответчик была уведомлена об изменении кадастровой стоимости и новом расчёте, порядок изменения цены договора соответствует закону и был согласован при заключении договора (п. 1 ст. 421, ст. 424 ГК РФ, п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").
Соответственно, за период до составления акта приёма-передачи земельного участка, по которому Якимова Б.И. вернула участок Департаменту, задолженность составляет 108 737, 46 руб, на которую подлежит начислению пени по условиям договора, но с учётом положений постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что порядок определения размера арендной платы за предоставленный в аренду без торгов земельный участок, находящийся в публичной собственности, соответствует подп. 2 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ (действующей с 01.03.2015), неполучение арендатором уведомлений об изменении расчёта на освобождает от оплаты, при том, что согласно п. 4.6 договора арендатор сам обязан был обратиться за таким расчётом, иное противоречило бы возмездному характеру отношений.
Также суд апелляционной инстанции оставил без изменения определение районного суда от 31.10.2022 об исправлении описки, сославшись на обоснованность исправления такой описки, допущенной в результате арифметической ошибки при расчёте пени.
9.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления первой инстанции и апелляционной инстанции не отвечают требованиям законности и обоснованности, содержащимся в ст. 195 ГПК РФ с учётом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации п. 2, 3 постановления от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении".
Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (п. 1 ст. 611 ГК РФ).
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (п. 1 ст. 614 ГК РФ).
Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества (п. 1 ст. 615 ГК РФ).
Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков (п. 3 ст. 615 ГК РФ).
10.
При использовании земельных участков подлежат учёту положения земельного законодательства, в том числе вид разрешенного использования земельного участка.
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, содержит следующие разъяснения.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст. 1, 7, 42 Земельного кодекса РФ).
Земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ. В пункте 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами ст. 34, 35 Градостроительного кодекса РФ.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ порядке (ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (ч. 3, 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в ЕГРН (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
При этом, согласно ч. 11 ч. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ЗаконN 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 01.01.2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. (ч. 12 ст. 34 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, согласно ч. 13 ст. 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка.
11.
Пункт 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
12.
Судами установлено, что между сторонами был заключен договор аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством. Пунктом 1.2 договора прямо предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка - под зелёные насаждения.
Также установлено, что расчёт арендной платы при заключении договора для земельного участка как для земельных участков с видом разрешенного использования - занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.
Якимова Б.И. как арендатор не вправе была изменять разрешенный вид использования земельного участка или использовать его вопреки установленному разрешению.
Равным образом арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды. Соответствующая правовая позиция приведена в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 1756/13 по делу N А35-765/2012. Исходя из приведённых выше положений норм земельного и градостроительного законодательства данная правовая позиция актуальна до настоящего времени.
Так, спорный земельный участок, поставленный на кадастровый учет в 30.01.2014, был предоставлен Якимовой Б.И. (не являющейся индивидуальным предпринимателем) в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов. При этом предоставление участка в аренду было обусловлено обязанностью арендатора обеспечить использование земельного участка исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть для зелёных насаждений.
Также установлено, что такой вид разрешенного использования земельного участка, как "земли, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами" был изменен на такой вид разрешенного использования, как "индивидуальное жилищное строительство". Кроме того, установлено, что данное обстоятельство повлекло изменение кадастровой стоимости земельного участка с 0, 33 руб. за 1 кв. м (то есть 330 руб. за 1 000 кв. м), на 1 682 880 руб. за 1 000 кв. м.
Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с п. 4 ст. 450 ГК РФ сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Действительно, арендная плата за пользование земельным участком, находящимся в публичной собственности, является регулируемой, органы власти при реализации полномочий по регулированию земельных отношений вправе изменять разрешённый вид использования земельных участков в установленном порядке, в том числе допускается такое изменение без согласия землепользователя.
Вместе с тем, не установлено, что изменения, допущенные в спорном договоре, были произведены в соответствии с законом. Так, судами не было установлено, что при изменении вида разрешенного использования Якимовой Б.И. было разрешено капитальное строительство (индивидуальное жилищное строительство) на спорном земельном участке, а также, что она начала использовать земельный участок в соответствии с новым разрешенным видом использования с согласия арендодателя.
Соответственно, судом не было установлено, в каком размере подлежит установлению арендная плата, в случае, если будет установлено, что произведенный истцом расчёт не соответствует требованиям закона.
13.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции принято с нарушениями норм материального и процессуального права, поскольку выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам и не основано на законе.
Суд апелляционной инстанции, вопреки положениям ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кроме того, подлежит отмене не только апелляционное определение от 16.03.2023, которым оставлено без изменения решение суда от 03.10.2022, но и апелляционное определение от 11.07.2023, которым оставлено без изменения определение суда первой инстанции об исправлении описки от 31.10.2022, а, соответственно, определения суда апелляционной инстанции от 03.08.2023 и от 24.08.2023, которым были исправлены описки в апелляционном определении от 11.07.2023.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор исходя из установленных обстоятельств в соответствии с нормами материального права, регулирующими возникшие по данному делу правоотношения.
Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16.03.2023, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11.07.2023, определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03.08.2023, определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24.08.2023
отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.