Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Жуковой Н.А, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-5440/2023 по иску Пахомчик Татьяны Аркадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области о взыскании недополученной пенсии, по кассационной жалобе Пахомчик Татьяны Аркадьевны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 23 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пахомчик Т.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее - ОСФР по Тюменской области) о признании за ней права на получение пенсии в полном объеме с 27 декабря 2012 года и возложении обязанности выплатить за период с января 2013 по март 2023 недоплаченную пенсию в размере 467 939 руб. 55 коп, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.
В обоснование иска указала, что является пенсионером по старости с 27 декабря 2012 года, из выданной ответчиком справки от 04 февраля 2023 года следует, что ей назначена страховая пенсия в размере 9 968 руб. 46 коп, размер пенсии указан без фиксированной выплаты. Считала, что с момента назначения пенсия она ежемесячно выплачивалась без учета фиксированной выплаты и районного коэффициента (1, 15). Полагала, что с ответчика в ее пользу подлежит выплате сумма невыплаченной части страховой пенсии по старости с момента ее назначения.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 20 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 23 октября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Пахомчик Т.А. отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, удовлетворить исковые требования. Полагает, что судебные акты приняты с существенными нарушениями норм материального права. Считает, что проживание в местностях с тяжелыми климатическими условиями является самостоятельным основанием для увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии на основе районного коэффициента. Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что гражданам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат, полагается увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент. Полагает, что оспариваемыми судебными актами нарушается конституционный принцип равенства граждан, из которого вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, которое обеспечивает основанное на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий, увеличение пенсии на районный коэффициент.
В дополнениях к кассационной жалобе указывает, что Тюменская область является местностью, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. Согласно пункту 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 года N 162 в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов. Неприменение судом закона, подлежащего применению, а именно предписаний части 2 статьи 146 и статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, Постановления 17 августа 1971 года N 325/24 и Постановления от 20 марта 1991 года N 162 нарушает ее права и законные интересы, проживающего в местности, где применяется коэффициент к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. Полагает, что поскольку она проживает в местности, где установлен районный коэффициент, то ее право на получение пенсии по старости с учетом увеличения пенсии на районный коэффициент не может быть ограничено.
Истец Пахомчик Т.А, представитель ответчика ОСФР по Тюменской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2024 года ходатайство Пахомчик Т.А. об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи было оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Пахомчик Т.А. с 27 декабря 2012 года назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Расчет пенсии истца произведен в соответствии со статьями 13, 14, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из расчетного пенсионного капитала - 469 860 руб. 05 коп, ожидаемого периода 216 месяцев и коэффициента индексации 4, 70890357. Сумма валоризации составила 117 465 руб. 01 коп (469 860, 05 рублей х 0, 25).
Сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 года, у истца составила 322 148 руб. 35 коп.
Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости, составила 909 473 руб. 41 коп, размер трудовой пенсии по старости с 27 декабря 2012 года - 7 489 руб. 12 коп.
С 01 января 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") пенсионный капитал истца в соответствии со статьей 15 этого Федерального закона был переведен в индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), а также производились перерасчеты размера пенсии по поступившим страховым взносам.
Размер страховой части трудовой пенсии истца по состоянию на 31 декабря 2014 года составлял 5 150 руб. 88 коп, ИПК составил - 80, 357 (5150, 88 / 64, 10 руб. (стоимость 1 ИПК по состоянию на 01 января 2015 года)).
С 01 февраля 2015 года размер пенсии составил 10 121 руб. 88 коп, в том числе фиксированная выплата - 4 383 руб. 59 коп. и страховая пенсия - 5 738 руб. 29 коп. с учетом индексации на 1, 114.
В дальнейшем размер пенсии истца пересматривался с учетом изменений коэффициента индексации фиксированной выплаты и стоимости ИПК в соответствии с изменениями в Федеральный закон "О страховых пенсиях".
С 01 января 2023 года размер пенсии истца составил 17 533 руб. 79 коп. (80, 524 (ИПК) х 123, 77 (стоимость одного пенсионного коэффициента) + 7 567 руб. 33 коп. (фиксированная выплата)).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца учтены в полном объеме на основании документов, представленных истцом и сведений, имеющихся в распоряжении ответчика, расчет (перерасчет) и последующая индексация пенсии истца произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем оснований для перерасчета (и выплаты) размера пенсии с даты её назначения не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что проживание в местностях с тяжелыми климатическими условиями является самостоятельным основанием для увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии на основе районного коэффициента, действующим законодательством Российской Федерации установлено, что гражданам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат, полагается увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, Тюменская область является местностью, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, проживание в местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, не могут служить основанием для отмены судебных актов в связи с ошибочным толкованием норм материального права.
Согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На момент назначения истцу трудовой пенсии по старости действовал Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым не было предусмотрено фиксированной выплаты к страховой пенсии, поэтому вопреки доводам кассационной жалобы до 01 января 2015 года истец не могла претендовать на получение такой выплаты.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 данной статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
Повышение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости на районный коэффициент, применяемый для расчета заработной платы в районах с тяжелыми климатическими условиями, не относящимся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрено.
Понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии впервые было определено в пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Случаи повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предусмотрены статьей 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, применяемый для расчета заработной платы в районах с тяжелыми климатическими условиями, не относящимся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не предусмотрено.
Частями 9, 10 статьей 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона и частью 8 этой статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
Исходя из приведенных норм пенсионного законодательства, правовых оснований для увеличения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, применяемый для расчета заработной платы в районах с тяжелыми климатическими условиями, не относящимся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, у судов не имелось.
В кассационной жалобе истцом по существу ставится вопрос об обязанности государства установить такое правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, которое обеспечивает увеличение пенсии на районный коэффициент в районах, не отнесенных к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к ним, однако внесение изменений в действующее законодательство является прерогативой федерального законодателя и не входит в полномочия судов общей юрисдикции.
Ссылки в жалобе на пункт 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 года N 162, которым установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент назначения истцу пенсии подлежал применению расчет размера пенсии, предусмотренный Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым не было предусмотрено увеличение размера пенсии на районный коэффициент к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. Указанный в жалобе нормативный правовой акт применялся при назначении пенсии на основании Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который утратил силу с 01 января 2002 года.
Положениями статей 146 и 148 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующими оплату труда в особых условиях и оплату труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями, Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 17 августа 1971 года N325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения", утвердившего районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, в том числе в Тюменская области - 1, 15, вопросы пенсионного обеспечения не регулируются, поэтому данные нормативные правовые акты не подлежали применению для разрешения спора.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции истца в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды, не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 23 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пахомчик Татьяны Аркадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.