Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф, с участием прокурора Тепловой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2543/2023 по иску Скрипника Александра Васильевича к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" о признании решения об установлении третьей группы инвалидности незаконным, возложении обязанности по установлению второй группы инвалидности, по кассационной жалобе Скрипника Александра Васильевича на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 29 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Скрипника А.В. - Земляницыной В.В, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Тепловой М.Н, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Скрипник А.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" (далее - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области") о признании незаконным решения об отказе в установлении второй группы инвалидности от 02 декабря 2022 года, возложении обязанности по установлению второй группы инвалидности.
В обоснование заявленных требований указано, что с 01 декабря 2022 года ему установлена "данные изъяты" группа инвалидности по общему заболеванию. С установленной группой инвалидности он не согласен, поскольку ранее 01 июня 2022 года ему была установлена "данные изъяты" группа инвалидности. Диагноз остался прежним - "данные изъяты" после хирургического лечения. Состояние не улучшилось, оснований для изменения группы инвалидности у ответчика не имелось.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 29 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 декабря 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Скрипник А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", Прокуратуры Свердловской области.
Скрипник А.В, представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 25 ноября 2020 года Скрипнику А.В. впервые проведена медико-социальная экспертиза в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", по результатам которой установлена "данные изъяты" группа инвалидности на 1 год до 01 декабря 2021 года с причиной инвалидности "общее заболевание".
16 ноября 2021 года и 24 мая 2022 года в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 1697 "О временном порядке признания истца инвалидом" истцу установленная "данные изъяты" группа инвалидности продлевалась на 6 месяцев.
02 декабря 2022 года Скрипнику А.В. повторно заочно проведена медико-социальная экспертиза по направлению ООО МО "Новая больница". По результатам исследования представленных медицинских документов у него выявлены умеренные (2 степени) нарушения функций "данные изъяты" с количественной оценкой - 40 %, незначительные (1 степени) нарушения "данные изъяты", нарушения "данные изъяты" функций, "данные изъяты" с количественной оценкой 10 %, приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности: ограничению способности к самообслуживанию первой степени, способности к трудовой деятельности первой степени, что явилось основанием для установления "данные изъяты" группы инвалидности на срок 1 год до 01 ноября 2023 года с причиной инвалидности "общее заболевание".
Для разрешения заявленного спора определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 14 марта 2023 года назначена судебная медико-социальная экспертиза.
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю" Минтруда России от 13 июля 2023 года на дату освидетельствования 02 декабря 2022 года у Скрипника А.В. имелись следующие стойкие нарушения функций организма: "данные изъяты". Оснований для установления Скрипнику А.В. "данные изъяты" группы инвалидности на дату освидетельствования 02 декабря 2022 года не имелось.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", приказом Минтруда Российской Федерации от 27 августа 2019 года N 585н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. При этом суд исходил из того, что отсутствие таких оснований подтверждено заключением судебной медико-социальной экспертизы и истцом не опровергнуто.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что из медицинских документов истории болезни и актуальных заключений врачей, имеющихся в распоряжении ответчика, следует, что его состояние не улучшилось, оснований для изменения группы инвалидности не имелось, однако ему была изменения группа инвалидности со "данные изъяты" на "данные изъяты"; индивидуальная программа реабилитации инвалида от 02 декабря 2022 года по актуальному решению об установлении группы инвалидности также идентична индивидуальным программам реабилитации инвалида, выдаваемым ему при "данные изъяты" группе инвалидности.
Указанные доводы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7, 8 Закона о социальной защите инвалидов, медико-социальная экспертиза - это признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Согласно пункту 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2022 года N 588 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее -Правила признания лица инвалидом), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил признания лица инвалидом).
Пунктом 5 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил признания лица инвалидом наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Согласно пункту 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
В соответствии с приказом Минтруда России от 27 августа 2019 года N 585н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий (далее по тексту - приказ Минтруда России от 27 августа 2019 года N 585н).
В соответствии с пунктом 5 приказа Минтруда России от 27 августа 2019 года N 585н выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
В соответствии с пунктом 9 приказа Минтруда России от 27 августа 2019 года N 585н критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев (пункт 10 приказа Минтруда России от 27 августа 2019 года N 585н).
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 12 приказа Минтруда России от 27 августа 2019 года N 585н).
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 13 приказа Минтруда России от 27 августа 2019 года N 585н).
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и установленных фактических обстоятельств и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отказывая в удовлетворении требований Скрипнику А.В, суды обоснованно руководствовались выводами заключения экспертов ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю", в соответствии с которыми на дату освидетельствования 02 декабря 2022 года у Скрипника А.В. имелись стойкие умеренные нарушения функций организма: "данные изъяты" (пункт 2.1.14.1 приложения N 1 к приказу Минтруда России от 27 августа 2019 года N 585н), приводят к ограничению способности к самообслуживанию первой степени, способности к трудовой деятельности первой степени, вызывают необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, и являются основанием для установления истцу "данные изъяты" группы инвалидности согласно пунктам 5, 7 Правил признания лица инвалидом от 5 апреля 2022 года N 588, разделу II, пункту 5, разделу IV, пункту 9, разделу V, пункту 13 приказа Минтруда России от 27 августа 2019 года N 585н.
Доводы жалобы о том, что медико-социальная экспертиза проведена не в полном объеме, поскольку проводилась заочно, из заключения не следует, обладают ли члены комиссии специальными познаниями в области онкологических заболеваний, квалификация и подготовка экспертов не соответствуют уровню и задачам экспертизы, о не назначении по делу повторной экспертизы, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Доводы кассационной жалобы о необходимости установления истцу инвалидности "данные изъяты" группы, не могут являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку по существу направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах, на переоценку представленных доказательств, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 29 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Скрипника Александра Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.