Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-689/2023 по иску Аладина Николая Павловича к государственному казенному учреждению Центр занятости населения Тюменской области об обязании поставить на учет в качестве безработного и оформить пособие по безработице, по кассационной жалобе государственного казенного учреждения Центр занятости населения Тюменской области на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 13 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Аладин Н.П. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Тюменской области (далее по тексту - ГКУ Центр занятости населения Тюменской области, Центр занятости населения), с учетом уточнения исковых требований просил возложить на ответчика обязанность поставить его на учет в качестве безработного и оформить пособие по безработице с 24 декабря 2021 года.
Требования мотивированы тем, что 24 декабря 2021 года посредством портала "Госуслуги" он обратился в отделение государственного автономного учреждения Тюменской области "Центр занятости населения Заводоуковского городского округа" с заявлением по вопросу трудоустройства, учета в качестве безработного и оформления пособия по безработице. 24 декабря 2021 года решением ГАУ ТО "Центр занятости населения Заводоуковского городского округа", утвержденным приказом от 24 декабря 2021 года N 358Д138/2108, ему отказано в признании безработным по причине предоставления им ложных сведений (подача заявления не по месту постоянной регистрации). Согласно свидетельству о регистрации N 720-012/04Б/22/0000487 от 27 июня 2022 года он зарегистрирован по месту пребывания: Тюменская область, "данные изъяты", на срок с 27 июня 2022 года по 24 июня 2032 года. Решение ГАУ ТО "Центр занятости населения Заводоуковского городского округа" считает незаконным и необоснованным, нарушающим его права, установленные федеральным законом, носящим дискриминационный характер по признаку отсутствия у него регистрации по месту жительства. Отсутствие у него регистрации по месту жительства и наличие регистрации по месту пребывания не может служить основанием для отказа в назначении и выплате пособия по безработице, так как сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 13 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 ноября 2023 года, иск Аладина Н.П. к государственному казенному учреждению Центр занятости населения Тюменской области об обязании поставить на учет в качестве безработного и оформить пособие по безработице, удовлетворено.
На Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Тюменской области возложена обязанность поставить Аладина Н.П. на учет в качестве безработного и назначить пособие по безработице с 24 декабря 2021 года.
Определением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 января 2024 года внесены исправления в описательную, мотивировочную и резолютивную часть решения от 13 июля 2023 года; определено, вместо даты подачи истцом заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы 24 декабря 2021 года, указать - 22 декабря 2021 года.
В кассационной жалобе ГКУ Центр занятости населения Тюменской области ставит вопрос об отмене решения Заводоуковского районного суда Тюменской области от 13 июля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 ноября 2023 года, ссылаясь на их незаконность.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Аладин Н.П. зарегистрирован по адресу: "данные изъяты", с 27 января 2004 года.
Аладин Н.П. получил травму на производстве 05 февраля 2013 года, ему установлена степень утраты трудоспособности 30 % бессрочно.
Согласно копии трудовой книжки Аладина Н.П. последняя запись датирована 16 марта 2017 года о том, что трудовой договор прекращен в связи с отсутствием у работодателя работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением.
Из копии личного дела получателя государственных услуг N 3560050/2108 следует, что 22 декабря 2021 года Аладин Н.П. обратился в государственное автономное учреждение Центр занятости населения Тюменской области по Заводоуковскому городскому округу с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, в котором указал в качестве адреса места жительства и регистрации: "данные изъяты"
Приказом от 24 декабря 2021 года N 358Д138/2108, Аладину Н.П. отказано в признании его безработным, в связи с представлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
03 марта 2022 года Аладин Н.П. снят с учета в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы без уважительных причин.
Из копий свидетельств о регистрации по месту пребывания, ответа на запрос суда первой инстанции начальника ОВМ МО МВД России "Заводоуковский" от 27 июня 2023 года следует, что Аладин Н.П. с 18 октября 2017 года по 16 октября 2019 года, с 27 июня 2022 года по 24 июня 2032 года значился зарегистрированным по месту пребывания по адресу: "данные изъяты", с 13 августа 2018 года по 09 августа 2023 года значился зарегистрированным по месту пребывания по адресу: "данные изъяты".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2021 года N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", исходил из того, что истцом были представлены достоверные сведения о месте своего фактического проживания по месту нахождения ответчика; противоречия в представленных им документах, которые давали бы ответчику основания для отказа в признании его безработным, отсутствовали; регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере занятости населения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводом судов о том, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства не исключает возможности установления органом службы занятости фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений и документов, представленных гражданином (в отсутствии регистрации по месту жительства). Полагает, что при наличии противоречивых сведений о регистрации гражданина, его конкретное место жительство в целях признания безработным может быть установлено не государственной службой занятости, а решением суда общей юрисдикции. Поскольку конкретное место жительство Аладина Н.П. не было установлено решением суда общей юрисдикции, основания для удовлетворения исковых требований у судов отсутствовали.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения, здесь и далее в редакции, действовавшей на 22 декабря 2021 года).
В силу пункта 1 статьи 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона о занятости населения.
В соответствии с пунктами 1, 2 указанной статьи Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного (пункт 1 статьи 28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона о занятости населения).
Суд апелляционной инстанции указал, что толкование пункта 2 статьи 3 Закона о занятости населения соотносится с положениями Конституции Российской Федерации и гражданского законодательства, которыми место жительства либо пребывания гражданина не связывается с местом его регистрации.
Кроме того, согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из того, что отсутствие у истца постоянной регистрации по месту жительства по адресу: "данные изъяты", при фактическом проживании в этом населенном пункте, не может нарушать его право состоять на учете в качестве безработного и получать пособие по безработице в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Сведений о том, что наряду с обращением к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы истец также обращался, либо имел намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное вне места своего фактического проживания, материалы дела не содержат. Доказательств наличия в действиях ответчика злоупотребления правом иного рода ответчиком также не представлено.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 13 июля 2023 года, с учетом определения Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 января 2024 года об исправлении описки, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Центр занятости населения Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.