Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Селиверстовой И.В. и Кустова А.В, при секретаре Сахарове Р.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-337/2023 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Ветзоотехника" к Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки", Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области о признании незаконными решений об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости
по апелляционной жалобе представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" и Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Рязанского областного суда от 24 ноября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Кустова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
открытое акционерное общество "Ветзоотехника" (далее ОАО "Ветзоотехника", Общество) обратилось в Рязанский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 16 августа 2023 года, которыми было отказано в установлении кадастровой стоимости принадлежащих Обществу земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 29 марта 2023 года на основании представленных отчетов оценщика.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные в Рыбновском районе Рязанской области вблизи завода Ветзоотехника, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для территории завода:
- земельный участок с кадастровым номером N, площадью 47 057 кв. м, - земельный участок с кадастровым номером N, площадью 50 004 кв. м.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года, установленная постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 3 октября 2022 года N 25-П и внесенная в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером N составляет 15 945 735 руб. 02 коп, в отношении земельного участка с кадастровым номером N - 16 944 355 руб. 44 коп, что существенно превышает их рыночную стоимость, установленную по состоянию на 29 марта 2023 года отчетами об оценке N 9411/1 и N 9411 от 14 июля 2023 года, подготовленными ООО "Аудитпартнер", чем нарушаются права и обязанности ОАО "Ветзоотехника" как плательщика земельного налога, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости недвижимости.
В судебном разбирательстве с учетом результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы административный истец изменил требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков, просил установить ее равной рыночной в соответствии с заключением проведенной по делу судебной экспертизы в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 197 000 руб, земельного участка с кадастровым номером N - 8 703 000 руб. по состоянию на 29 марта 2023 г.
Решением Рязанского областного суда от 24 ноября 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично, установлена по состоянию на 29 марта 2023 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 197 000 руб, земельного участка с кадастровым номером N - 8 703 000 руб.
В части удовлетворения требований ОАО "Ветзоотехника" о признании незаконными решений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 16 августа 2023 года N ОРС-62/2023/000344, NОРС-62/2023/000343 отказано.
В апелляционной жалобе представитель Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" и Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области просит отменить решение суда в части установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, полагая выводы суда о величине рыночной стоимости недвижимости на дату оценки основанными на недостоверном доказательстве.
В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении экспертом при определении рыночной стоимости земельных участков федеральных стандартов оценки, поскольку не был учтен ценообразующий фактор объектов оценки - обеспеченность коммуникациями, подобранные аналоги не являлись сопоставимыми с объектами оценки, что ставит под сомнение результат оценки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ОАО "Ветзоотехника" на праве собственности принадлежат расположенные в Рыбновском районе Рязанской области объекты недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером N, площадью 47 057 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для территории завода;
- земельный участок с кадастровым номером N, площадью 50 004 кв. м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, видом разрешенного использования: для территории завода, расположенный по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, вблизи поселка завода Ветзоотехника, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области N 25-П от 03 октября 2022 года утверждены по состоянию на 1 января 2022 года результаты определения государственной кадастровой оценки всех учтенных в ЕГРН земельных участков на территории Рязанской области, установлена кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере 16 944 355 руб. 44 коп, в отношении земельного участка с кадастровым номером N 15 945 735 руб. 02 коп.
Административный истец, являясь собственником названных земельных участков и уплачивая земельный налог, исчисляемый из кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также в силу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3, пункта 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.2 Закона Рязанской области от 5 августа 2011 года N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" имеет законный интерес в установлении в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
В соответствии с названной статьей кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поданного в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета, в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно положениям, закрепленным в части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ, распоряжении Правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 года N 534-р, на территории Рязанской области установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Таким образом, с указанной даты на территории Рязанской области подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно части 15 которой решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что, исполняя требования статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, административный истец в обоснование своих доводов представил в бюджетное учреждение 18 июля 2023 года отчеты об оценке от 14 июля 2023 года, выполненные оценщиком ООО "Аудитпартнер", содержащие сведения о рыночной стоимости спорных земельных участков на 29 марта 2023 года.
Отказывая в установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной согласно отчетам оценщика решениями от 16 августа 2023 года, ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" указало, что при составлении отчетов об оценке рыночной стоимости объектов оценки использованы неполные и недостоверные сведения, имеются расчетные и иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости объектов оценки, нарушены требования законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Проверяя законность принятых административным ответчиком решений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые решения принято компетентным органом, поскольку одним из основных видов деятельности ГБУ "адрес" "Центр государственной кадастровой оценки" является рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним в порядке статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ.
Решения принято в установленный пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ 30-ти дневный срок с даты подачи Обществом заявления, содержат необходимые реквизиты, подписаны директором бюджетного учреждения и ведущим кадастровым оценщиком.
В данной части решения бюджетного учреждения не оспариваются.
Юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом для правильного рассмотрения настоящего дела, исходя из системного анализа положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, Федерального закона N 135-ФЗ, является соответствие или несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке объекта оценки требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также определения величины рыночной стоимости, которые требуют специальных познаний, за редкими случаями явного нарушения оценщиком требований законодательства об оценочной деятельности, выявление которых возможно лицом не имеющим специальных познаний (например, отсутствие у оценщика, составившего отчет членства в саморегулируемой организации оценщиков либо полиса страхования ответственности и тому подобное).
Использование в рамках административного процесса специальных познаний возможно в том числе путем назначения по делу судебной экспертизы.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 59, статьями 77 и 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснениями, данными в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости назначения по административному делу судебной экспертизы, так как заключение эксперта является средством доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения настоящего спора.
По ходатайству административного истца судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Красные Ворота" Тимохину В.А.
Согласно заключению эксперта от 30 октября 2023 г. N 650/2023, отчет ООО "Аудитпартнер" N 9411 от 14 июля 2023 года об определении рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, подготовленный оценщиком Беленикиной Е.А, не соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности в части п.9 ФСО V, п.22б ФСО N7; отчет ООО "Аудитпартнер" N9411/1 от 14 июля 2023 года об определении рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, подготовленный оценщиком Беленикиной Е.А, не соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности в части п.9 ФСО V, п.20 ФСО N7, п. 22б ФСО N7. Экспертом не подтверждена рыночная стоимость указанных объектов недвижимости, определенная в данных отчетах об оценке; после устранения выявленных замечаний, дополнительных расчетов и анализа полученных результатов, экспертом определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 29 марта 2023 года: с кадастровым номером N в размере 4 197 000 руб, с кадастровым номером N - 8 703 000 руб.
Исходя из положений части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В то же время согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Устанавливая размер кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на основании экспертного заключения ООО "Красные ворота" от 30 октября 2023 г, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта соответствует требованиям действующего законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки и проведенные расчеты, а также иные сведения, имеющие существенное значение. При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт привел анализ возможных подходов к оценке, пришел к обоснованному в заключению выводу о необходимости использования только сравнительного подхода.
Выводы эксперта в заключении обоснованы со ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, соответствующим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предупрежденным в установленном порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Расчет рыночной стоимости земельных участков осуществлен в рамках сравнительного подхода к оценке, ошибок в расчетах не установлено.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы относительно необходимости применения дополнительной корректировки на обеспеченность коммуникациями оцениваемых объектов, малую выборку аналогов и расхождение в удельных показателях их стоимости, приводились в суде первой инстанции, дополнительные пояснения эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ, приобщены к делу и получили оценку суда, с которой судебная коллегия соглашается.
Так, применяя положения п. 20 ФСО N 7, п.п. 7.11, 8.15 "Методических рекомендаций по оценке недвижимости для установления кадастровой стоимости" ООО "РОО" 2020, СПОД РОО 04-111-2020 Ассоциации "РОО" эксперт оценивал каждый земельный участок без учета расположенных на нем улучшений, то есть как условно-свободный, поскольку коммуникации рассматриваются в составе объекта капитального строительства, либо отдельно, если сведения о них внесены в ЕГРН.
Относительно различий в удельном показателе стоимости эксперт пояснил, что все объекты-аналоги относятся к одному сегменту рынка с оцениваемыми земельными участками. После внесения корректировок различие между максимальным и минимальным удельными показателями стоимости составило 1, 93, коэффициент вариации после произведенных расчетов находится в допустимых значениях 31, 43% и 31, 74%.
Таким образом, экспертное заключение сомнений в его обоснованности не вызывает, доводы апелляционной жалобы о наличии в нем противоречий в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции своего подтверждения не нашли. Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что содержание решения бюджетного учреждения в полной мере соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и кадастровая стоимость объектов недвижимости не может быть установлена в размере рыночной на основании не соответствующих требованиям закона отчетов об оценке, в связи с чем пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании решений бюджетного учреждения незаконными. При этом кадастровая стоимость земельных участков обоснованно установлена в размерах, определенных в заключении эксперта N 650/2023 от 30 октября 2023 года.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Рязанского областного суда от 24 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" и Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.