Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу начальника отдела государственного надзора и административной практики управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края Соловьева А.В. на вступившее в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении младшего научного сотрудника Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт археологии" Язикова Сергея Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2022 года младший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт археологии" Язиков С.В. (далее - ФГБУН "Институт археологии") признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2023 года постановление судьи районного суда отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник отдела государственного надзора и административной практики управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края Соловьев А.В. ставит вопрос об отмене решения судьи краевого су, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 7.15 КоАП РФ проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.
Как следует из материалов дела, в Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации "адрес" (далее - "Управление") из Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России поступила информация о проведении ФИО1 археологических полевых работ с нарушением требований разрешения (открытого листа) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - открытый лист).
Согласно имеющимся в Управлении сведениям ФИО1 проводились археологические полевые работы на территории земельного участка с кадастровым номером N ("адрес"), на основании разрешения, где имелся Раздел "Об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в составе проектной документации "Индивидуальный жилой дом по адресу: "адрес".
Заказчиком проведения работ на вышеуказанном земельном участке являлась гражданка Елкина О.Ф. Археологические полевые работы проводились в ноябре 2021 года ООО "КубаньАрхСпас".
Язиков С.В. является штатным младшим научным сотрудником ФГБУН "Институт археологии", то есть должностным лицом, состоящим в трудовых отношениях с указанным учреждением.
Открытый лист выдавался Язикову С.В. в целях плановой научной деятельности его работодателя на 2019-2021 годы по направлению исследования: "Современные методы выявления и обследования памятников археологии". При этом, получая открытый лист в Минкультуры России, копия договора между Елкиной О.Ф. и ООО "КубаньАрхСпас", не предоставлялась. Также не предоставлялось ходатайство ООО "КубаньАрхСпас" о выдаче заявителю открытого листа.
Кроме того, целью проведения археологических полевых работ на территории земельного участка, принадлежащего Елкиной О.Ф. было его хозяйственное освоение для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с нормами действующего законодательства, что не соответствует направлению исследований Язикова С.В. в рамках его плановой научной деятельности.
Установленные обстоятельства послужили основанием для привлечения Язикова С.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ и вынесения постановления.
Прекращая производство по делу, в связи истечением срока давности привлечения к административной ответственности, судья краевого суда исходил из следующего.
Санкция части 1 статьи 7.15 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.
Однако, судья районного суда не учел вышеуказанные требования законодательства и, при назначении Язикову С.В. наказания в виде только административного штрафа, не указал дополнительный вид наказания: "с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ".
При этом, в постановлении судьи районного суда никаким образом не отражено почему и на основании каких требований закона санкция статьи, по которой привлекается лицо, не была применена в полном объеме, без дополнительного наказания.
На основании изложенного, судья краевого суда пришел к выводу об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Считаю данные выводы судьи краевого суда обоснованными, сделанными на основе объективной оценки имеющихся в деле доказательств на предмет относимости, допустимости и достаточности, с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем, вопрос о виновности Язикова С.В. повторно обсуждаться не может.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что существенных, фундаментальных нарушений, которые позволили бы отойти от принципа правовой определенности и повторно рассмотреть вопрос о виновности Язикова С.В, не допущено, полагаю, что решение судьи Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2023 года подлежит оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении младшего научного сотрудника Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт археологии" Язикова Сергея Владимировича, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Д.В.Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.