Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Шелудько В.В, Иванова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 августа 2023 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Правительству Севастополя об оспаривании распоряжения
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N508 от 22 января 2019 года является собственником земельного участка N "адрес" общей площадью 639+/-8, 85 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" и разрешенным видом использования "ведение садоводства (код 13.2)".
23 июня 2022 года Правительством Севастополя принято распоряжение N99-РП от года "Об изъятии для государственных нужд г. Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях реализации проекта "Обеспечение водой надлежащего качества сел традиционного проживания репрессированных народов Крыма: "адрес" (строительство сетей водопровода)", из приложения к которому следует, что изъятию, в том числе, подлежит принадлежащий административному истцу вышеназванный земельный участок.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, ФИО1 просила суд признать незаконным распоряжение Правительства Севастополя N99-РП от 23 июня 2022 года "Об изъятии для государственных нужд г. Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях реализации проекта "Обеспечение водой надлежащего качества сел традиционного проживания репрессированных народов Крыма: "адрес" (строительство сетей водопровода)".
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 марта 2023 года административный иск удовлетворен, признано незаконным распоряжение Правительства Севастополя N99-РП от 23 июня 2022 года "Об изъятии для государственных нужд г. Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях реализации проекта "Обеспечение водой надлежащего качества сел традиционного проживания репрессированных народов Крыма: "адрес" (строительство сетей водопровода)".
На административного ответчика возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о необходимости изъятия земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу "адрес", ТСН "Помолог", уч. 70, с учетом возможности иных вариантов планировки линейного объекта "Обеспечение водой надлежащего качества сел традиционного проживания репрессированных народов Крыма: "адрес"" (строительство сетей водопровода)" и уведомить суд и административного истца о принятом решении.
С Правительства Севастополя в пользу ФИО1 взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 августа 2023 года решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 марта 2023 года отменено, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта суда апелляционной инстанций, принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд 7 декабря 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 19 января 2024 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО5, доводы кассационной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что апелляционной инстанций не были допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Разрешая заявленные ФИО8. требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, исходил из того, что административный ответчик не представил доказательств соблюдения при принятии оспариваемого распоряжения Правительства Севастополя N99-РП от 23 июня 2022 года положений пункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствия возможности расположения линейного объекта "Обеспечение водой надлежащего качества сел традиционного проживания репрессированных народов Крыма: "адрес"" (строительство сетей водопровода) без изъятия земельного участка с кадастровым "данные изъяты"
С данными выводами суд апелляционной инстанции не согласился, и, руководствуясь пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 49, пунктом 2 статьи 56.2, пунктом 4 статьи 56.3, подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.4, Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указав следующее.
Из материалов дела и текста оспариваемого распоряжения, оно принято на основании ходатайства Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" от 22 февраля 2022 года N 282/03-03-06-01/03/22, в соответствии, в том числе, с приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя N10 от 02 февраля 2022 года "Об утверждении документации по планировке территорий линейного объекта "Обеспечение водой надлежащего качества сел традиционного проживания репрессированных народов Крыма: с. Камышлы (строительство сетей водопровода)" с целью реализации мероприятия "Обеспечение водой надлежащего качества сел традиционного проживания репрессированных народов Крыма: с. Камышлы (строительство сетей водопровода)".
Оспариваемое административным истцом распоряжение N99-РП не устанавливает вариантов строительства названного линейного объекта, а всего лишь обеспечивает реализацию уже утвержденного варианта его строительства, поскольку оно было издано во исполнение утвержденной Приказом N10 от 02 февраля 2022 года документации по планировке территорий линейного объекта, в составе которой указаны сведения о территории, предназначенной для размещения линейного объекта водовода - в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Правительства Севастополя N465-1111 от 22 июня 2017 года "Обеспечение водой надлежащего качества сел традиционного проживание репрессированных народов Крыма: Вишневое, Камышлы, Новобобровское, Родное, в том числе проектно-изыскательные работы", при этом техническая возможность размещения линейного объекта на ином земельном участке отсутствует.
Из ответов Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, предоставленных на запросы Севастопольского городского суда следует, что документация по планировке территории и проекта межевания территории линейного объекта "Обеспечение водой надлежащего качества сел традиционного проживания репрессированных городов Крыма: "адрес" (строительство сетей водопровода)" была утверждена постановлением Правительства Севастополя N-ПП от ДД.ММ.ГГГГ. На основании письма заказчика документации - ГКУ ГС (Управления по эксплуатации объектов городского хозяйства" N от ДД.ММ.ГГГГ распоряжениями Департамента архитектуры и градостроительства "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, принято решение о разработке внесения изменений в утвержденную документацию по планировке территорий и утверждено внесение изменений в данную документацию. Названная документация размещена на официальном сайте Департамента архитектуры и градостроительства "адрес" в открытом доступе. Информация о предполагаемом резервировании и (или) изъятии для государственных и муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 91:04:043001:939 отражена в таблице 2 проекта межевания территории. В соответствии с проектными решениями изымаемый земельный участок входит в образуемый земельный участок: ЗУ 17с видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание" (код 3.1) общей площадью 5400 кв.м.
Размещение сетей и сооружений водопровода выполнено согласно разработанной Государственным автономным учреждением Севастополя "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства, архитектуры, изысканий и среды" документации по планировке территории линейного объекта капитального строительства "Обеспечение водой надлежащего качества сел традиционного проживания репрессированных народов Крыма: с. Камышлы (строительство сетей водопровода)", утвержденной приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя N10 от 02 февраля 2022 года. Подрядной организацией ООО "Аквапрув" подтвержден выбор схемы планировочной организации земельного участка, учитывая технологические, сейсмические, санитарные, противопожарные, природоохранные требования; а также особенности природного ландшафта, обоснование проектных решений по размещению трассы и выбору земельного участка для размещения на нем резервуара чистой воды и насосной станции. Согласно представленным подрядной организацией обоснованиям проектных решений в части выбора земельного участка и размещения трассы водовода иная техническая возможность размещения резервуара чистой воды отсутствует.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение издано уполномоченным органом в соответствии с установленным законодательством порядком издания, при наличии обстоятельств, которые необходимы для принятия решения об изъятии земельного участка, при этом обстоятельства, установленные пунктом 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии которых решение об изъятии не может быть принято, у Правительства отсутствовали, при этом истец процедуру и полномочия органа на принятие решения не оспаривает.
Судом апелляционной инстанции установлено, что изъятие земельного участка истца в данном случае обусловлено государственными нуждами, осуществляется административным ответчиком в рамках реализации вопросов города Севастополя.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы на правильность выводов суда об отказе в удовлетворении административного иска не влияют, направлены на иное толкование правовых положений, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судебной коллегии в постановленном апелляционном определении соответственно, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах, и в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 марта 2024 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.