Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Сокрутовский сельсовет" Ахтубинского района Астраханской области, поступившую в суд первой инстанции 15 декабря 2023 года, на решение Астраханского областного суда от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации муниципального образования "Сокрутовский сельсовет" Ахтубинского района Астраханской области об оспаривании решения государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ)" от 13 декабря 2021 года N УРС-30/2021/0001100.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Цветкова П.А. по доверенности Чижиковой Ю.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
муниципальное образование "Сокрутовский сельсовет" Ахтубинского района Астраханской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ)" от 13 декабря 2021 года N УРС-30/2021/0001100.
Решением Астраханского областного суда от 28 февраля 2023 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2023 года оставлено без изменения решение Астраханского областного суда от 28 февраля 2023 года.
Судом так же взысканы с администрации муниципального образования "Сокрутовский сельский совет" Ахтубинского района Астраханской области в пользу ООО "Бета консалтинг" судебные расходы на проведение судебной оценочной экспертизы в размере 17 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации муниципального образования "Сокрутовский сельсовет" Ахтубинского района Астраханской области Бакунцева О.Ю. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, постановлением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области N 45 от 18 августа 2021 года рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним в Астраханской области отнесено к компетенции Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ), решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Постановлением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 6 ноября 2018 года N 33 (в ред. от 16 апреля 2019 года) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Астраханской области по состоянию на 1 января 2018 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года утверждена указанным постановлением в размере 43 745 669 рублей 10 копеек, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 30:01:110104:33, площадью 226 779 кв.м, из земель особо охраняемых территорий и объектов, предоставленный для размещения объектов рекреации, расположенный по адресу: "адрес" с 7 февраля 2020 года принадлежит на праве собственности Цветкову П.А.
Считая утвержденную кадастровую стоимость земельного участка не соответствующей действительной стоимости, собственник Цветков П.А 19 ноября 2021 года обратился в БТИ с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, предоставив отчет об оценке N 19-10-1-1 от 1 ноября 2021 года, составленный оценщиком ООО "Дело+" Хаметовым Р.Н, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 23 539 660 рублей по состоянию на 20 октября 2021 года.
Решением БТИ от 13 декабря 2021 года N УРС-30/2021/000110 заявление собственника удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 226 779 кв.м, из земель особо охраняемых территорий и объектов, предоставленного для размещения объектов рекреации, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке 23539660 рублей по состоянию на 20 октября 2021 года. Указанные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В целях оценки правомерности выводов, изложенных в решении БТИ от 13 декабря 2021 года относительно выявленных нарушений в отчете оценщика, судом апелляционной инстанции была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет определения соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтверждения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату его оценки. Проведение судебной оценочной экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Бета консалтинг" Кориневскому А.Ю.
Согласно выводам, изложенным в заключении данного экспертного учреждения от 20 июня 2023 года N 43-СЭ/2023, представленный собственником Цветковым П.А. в бюджетное учреждение отчет об оценке N 19-10-1-1 от 1 ноября 2021 года, составленный оценщиком ООО ЭА "ДЕЛО+" Хаметовым Р.Н, в целом соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком допущен ряд технических ошибок и нарушений, которые не могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, определены правильно. Ошибки при выполнении математических действий не выявлены. Информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой.
Оценив по правилам статей 82, 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы, выполненной экспертом "Бета консалтинг" Кориневским А.Ю. N 43-СЭ/2023 от 20 июня 2023 года, суд апелляционной инстанции обоснованно установил, что заключение настоящей судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указал, что оспариваемое решение бюджетного учреждения от 13 декабря 2021 года N УРС-30/2021/000110 является законным ввиду того, что отчет об оценке N 19-10-1-1 от 1 ноября 2021 года, составленный оценщиком ООО ЭА "ДЕЛО+" Хаметовым Р.Н, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", положениям федеральных стандартов оценки.
Так же судами нижестоящих инстанций было указано, что оспариваемое решение принято компетентным органом с соблюдением порядка и формы его принятия, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения. Заявление административного истца рассмотрено бюджетным учреждением и по нему принято решение в установленный пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ тридцатидневный срок с даты обращения.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не согласие с которой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу решений суда.
Учитывая, что отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны лишь в случаях, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход административного дела, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Астраханского областного суда от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 марта 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоС.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.