Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГБУ Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр государственной кадастровой оценки", поступившую в суд первой инстанции 23 января 2024 года, на решение Верховного суда Республики Адыгея от 4 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "ТК "Монорама Адыгея" к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, ГБУ Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр государственной кадастровой оценки", филиалу Публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Адыгея об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ООО "ТК "Монорама Адыгея" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, ГБУ Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр государственной кадастровой оценки", филиалу Публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Адыгея об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Решением Верховного суда Республики Адыгея от 4 мая 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом установлена архивная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 95 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости равной 99 608 000 рублей, с периодом применения кадастровой стоимости земельного участка с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Судом постановлено датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежащей внесению в единый государственный реестр недвижимости, считать 14 декабря 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 августа 2023 года оставлено без изменения решение Верховного суда Республики Адыгея от 4 мая 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель ГБУ Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр государственной кадастровой оценки" Джандар М.М. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе так же содержится просьба о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ГБУ Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр государственной кадастровой оценки".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, ООО "ТК "Монарама Адыгея" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 95 000 +/- 72 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства торгового центра Московский-Новая Адыгея и для строительства торгового комплекса, расположенного по адресу: "адрес"
Принимая во внимание, что административный истец является собственником указанного земельного участка, результаты определения его кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы истца как плательщика налогов, исчисляемых из кадастровой стоимости, в связи с чем, могут быть им оспорены в установленном законом порядке. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ООО "ТК "Монарама Адыгея" права на обращение в суд с настоящим административным иском.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 18 октября 2021 года N 328 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель "земли населенных пунктов" на территории Республики Адыгея" по состоянию на 1 января 2021 года утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 189 996 200 рублей.
Так же как следует из материалов дела, приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 19 сентября 2022 года N 323 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Республики Адыгея и среднего уровня кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) Республики Адыгея" утверждена новая кадастровая стоимость указанного земельного участка, с указанием даты начала ее применения - 1 января 2023 года.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости земельного участка суду представлен отчет об оценке от 22 июня 2022 года N ОЦ-220622/03, выполненный оценщиком ООО "Кадастр и Оценка" Юрченко А.И, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2021 года составляет 81 419 000 рублей.
При рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций в целях проверки соответствия представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и достоверности размера рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, была назначена судебная оценочная экспертиза.
По результатам проведения судебной оценочной экспертизы представлено заключение эксперта от 10 апреля 2023 года N 20.04-ИЦСЭ, подготовленное экспертом АНО "Исследовательский центр судебных экспертиз" Смерчинским Н.М, согласно выводам которого, представленный административным истцом отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального законодательства и федеральных стандартов оценки; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года составляет 99 608 000 рублей.
Оценив по правилам статей 82, 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы, выполненной экспертом АНО "Исследовательский центр судебных экспертиз" Смерчинским Н.М. от 10 апреля 2023 года N 20.04-ИЦСЭ, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно установил, что заключение настоящей судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ.
Удовлетворяя административные исковые требования и устанавливая кадастровую стоимость, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что доводы административного истца о превышении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости над его рыночной стоимостью нашли свое подтверждение, заявленное им требование подлежало удовлетворению, с установлением кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не согласие с которой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу решений суда.
Учитывая, что отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны лишь в случаях, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход административного дела, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного суда Республики Адыгея от 4 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 марта 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоС.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.