Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кисляковой Е.в. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о включении в специальный стаж периодов работы, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю, поступившей с делом 16 января 2024 года, на решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 19 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, выслушав истца Кислякову Е.В. и представителя истца Скачкову Р.Ф, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кислякова Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о включении в специальный стаж периодов работы.
Требования мотивированы тем, что 6 октября 2022 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика от 28 декабря 2022 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого законом специального стажа работы 30 лет. В специальный стаж ответчиком не включены периоды работы с 30.08.1988 по 30.06.1989 в должности мед. регистратора регистратуры комплекса центров СКАЛ Городской больницы N 2, так как в период работы у истца отсутствовало медицинское образование; с 01.11.1999 по 15.07.2003 в должности медицинской сестры неврологического центра Краснодарского муниципального лечебно-диагностического объединения (КМЛДО), так как наименование учреждения не предусмотрено Списками, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, от 29 октября 2002 года N 781. С данным решением Отдела установления пенсий N 1 ОПФР по Краснодарскому краю истец не согласна, считает его незаконным, поскольку в период работы в должности мед. регистратора не требовалось наличие медицинского образования; период работы с 02.01.1991 по 31.10.1999 включен ответчиком в специальный стаж, а поэтому период с 01.11.1999 по 15.07.2003 в этой же должности и учреждении, также подлежит включению в специальный стаж.
Просит обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 30.08.1988 по 30.06.1989 в должности мед. регистратора регистратуры комплекса центров СКАЛ Городской больницы N 2; с 01.11.1999 по 15.07.2003 в должности медицинской сестры неврологического центра СКАЛ Краснодарского муниципального лечебно-диагностического объединения (КМЛДО). Обязать отдел установления пенсий N 1 ОПФР по Краснодарскому краю назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - 6 октября 2022 года.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 19 июня 2023 года исковые требования Кисляковой Е.В. удовлетворены.
Суд возложил на Отдел по установлению пенсий N 1 ОПФР по Краснодарскому краю обязанность включить Кисляковой Е.В. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы:
с 30.08.1988 по 30.06.1989 в должности мед. регистратора регистратуры комплекса центров СКАЛ Городской больницы N 2;
с 01.11.1999 по 15.07.2003 в должности медицинской сестры неврологического центра СКАЛ Краснодарского муниципального лечебно-диагностического объединения (КМЛДО).
Обязал Отдел установления пенсий N 1 ОПФР по Краснодарскому краю назначить Кисляковой Е.В. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - с 6 октября 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 ноября 2023 года решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 19 июня 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанций в части включения в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 30.08.1988 по 30.06.1989 в должности мед. регистратора регистратуры комплекса центров СКАЛ Городской больницы N 2 и назначении досрочной страховой пенсии с 6 октября 2022 года, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение.
Обращает внимание, что в соответствии с приложением 7 к Федеральном закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях") при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году назначение страховой пенсии производится не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права, в 2021 году - через 3 года (36 месяцев), в 2022 году - через 4 года (48 месяцев), в 2023 году - не ранее чем через 5 лет (60 месяцев).
Период работы истца с 30.08.1988 по 30.06.1989 не может быть включен в специальный стаж, поскольку Списком N 781 наименование должности "мед. регистратор" не предусмотрено. В соответствии с ранее действующим Постановлением N 1397, который применяется к исчислению периодов работы до 01.10.1993, работа в должности медицинского регистратора может быть засчитана для подсчета специального стажа при условии наличия в период работы медицинского образования. На основании представленного диплома истец обучалась в Краснодарском медицинском училище с 01.09.1988 по 24.12.1990 (диплом ПТ N 037362 от 24.12.1990).
Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебное извещение вручено адресату.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
К участию в деле по письменному ходатайству истца Кисляковой Е.В. судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции допущена представитель Скачкова Р.Ф, имеющая высшее юридическое образование.
Проверив материалы дела, выслушав истца Кислякову Е.В. и представителя истца Скачкову Р.Ф, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 6 октября 2022 года Кислякова Е.В. обратилась в Отдел установления пенсий N 1 ОПФР по Краснодарскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Отдела установления пенсий N 1 ОПФР по Краснодарскому краю 28 декабря 2022 года N 220000680299/870415/22 истцу Кисляковой Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", так как истец имеет 27 лет 3 месяца 15 дней специального стажа работы, при необходимом стаже 30 лет. Страховой стаж составил 33 года 4 месяца 4 дня.
В специальный стаж истца не включен периоды работы с 30.08.1988 по 30.06.1989 в должности мед. регистратора регистратуры комплекса центров СКАЛ Городской больницы N 2, так как в период работы у истца отсутствовало медицинское образование; с 01.11.1999 по 15.07.2003 в должности медицинской сестры неврологического центра Краснодарского муниципального лечебно-диагностического объединения (КМЛДО), так как наименование учреждения не предусмотрено Списками, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, от 29 октября 2002 года N 781.
После реорганизации Городской больницы N 2 в КМЛДО период работы истца с 02.01.1991 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры неврологического центра СКАЛ включен ответчиком в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Записями трудовой книжки AT-V N 0004699 на имя истца от 29 августа 1988 года подтверждается, что с 30.08.1988 по 30.06.1989 Кислякова Е.В. работала в должности мед. регистратора регистратуры комплекса центров СКАЛ Городской больницы N 2, с 01.07.1989 в должности санитарки неврологического центра, с 02.01.1991 переведена на должность медсестры неврологического центра комплекса центров СКАЛ Городской больницы N 2 г. Краснодара, с 15.04.1992 городская больница реорганизована в Краснодарское муниципальное лечебно-диагностическое объединение, с 01.08.2003 комплекс центров СКАЛ переименован в поликлинику специализированного курсового амбулаторного лечения, с 19.03.2004 переведена на должность медицинской сестры процедурной неврологического центра поликлиники специализированного курсового амбулаторного лечения, с 05.05.2004 переведена на должность медицинской сестры неврологического центра поликлиники специализированного курсового амбулаторного лечения, запись от 9 февраля 2023 года - работает по настоящее время.
Согласно приказу от 22 апреля 1992 года N 201 Краснодарского городского управления здравоохранения Городская больница N 2 г. Краснодара с 15 апреля 1992 года была реорганизована в Краснодарское муниципальное лечебно-диагностическое объединение (КМЛДО).
Данная реорганизация была произведена на основании приказа Министерства здравоохранения РСФСР N 198 от 19 декабря 1989 года "О переводе здравоохранения Краснодарского края на работу в новых условиях управления, планирования и финансирования"; постановления главы администрации города Краснодара от 26 марта 1992 года N 140; приказа Краснодарского городского управления здравоохранения от 22 апреля 1992 года N 201.
Согласно вышеуказанным нормативным документам и Уставу КМЛДО от 1992 года оно являлось правопреемником Городской клинической больницы N 2 и включало следующие структурные подразделения: родильный дом N 5; диагностический центр; поликлинику комплекса центров СКАЛ: стационар городской больницы N 2.
В 1998, 1999, 2000 годах утверждены новые редакции Устава в соответствии с которыми КМЛДО изменило наименование на муниципальное учреждение здравоохранения "Краснодарское муниципальное лечебно-диагностическое объединение".
Согласно Уставам КМЛДО, начиная с 1992 года целью деятельности КМЛДО было оказание специализированной стационарной и амбулаторнополиклинической помощи, обеспечение родовспоможения, а также проведение комплекса диагностических инструментальных и лабораторных исследований (оказание медицинских услуг).
Вышестоящим органом КМЛДО являлось Управление здравоохранения администрации г. Краснодара.
Не соглашаясь с решением ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, Кислякова Е.В. обратилась в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, пришел к выводу о включении в подсчет специального стажа спорных периодов работы истца, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Суд первой инстанции отметил, что в указанный период при назначении пенсии применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (до 31 октября 1999 года). Данным Списком право на досрочную пенсию было предоставлено среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377 предусмотрена должность "медицинский регистратор", которая отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Также суд возложил на ответчика обязанность рассмотреть вопрос о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с 6 октября 2022 года.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод апелляционной жалобы ответчика о том, что к спорным правоотношениям должен применяться Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в котором наименование должности "медицинский регистратор" не предусмотрено, как противоречащий положениям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 года N 665).
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 предусматривает, что врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических независимо от наименования должности, имеются право на досрочное назначение пенсии.
В силу абзаца 4 подпункта "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В приложении к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" в перечне должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, отсутствует должность медицинского регистратора.
В силу пункта 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона СССР от 19 декабря 1969 года "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоохранении" к медицинской деятельности допускались лица, получившие специальную подготовку и знания в соответствующих высших и средних специальных учебных заведениях СССР.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Кисляковой Е.В, изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применили, в связи с чем, не установили юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства, такие как: право на осуществление истцом трудовой деятельности в должности медицинского регистратора в отсутствие среднего медицинского образования или в период обучения; какие должностные обязанности исполняла истец в должности медицинского регистратора (не истребована должностная инструкция); дает ли право на получение льготной пенсии трудовая деятельность истца в должности медицинского регистратора в спорный период при отсутствии среднего медицинского образования.
Копия выплатного (пенсионного) дела, из которой возможно установить, когда Кислякова Е.В. получила медицинское образование (период обучения с 01.09.1988 по 24.12.1990), в материалах дела отсутствует, выводов по изученным материалам в судебных постановлениях не имеется.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет суд. Кроме того, суд выносит такие обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Вышеуказанные требования нормативных актов и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судами нарушены.
Кроме того, с 1 января 2023 года в связи с изданием Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" данные полномочия исполняет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от Краснодарского краевого суда от 27 ноября 2023 года в части оставления без изменения решения Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 19 июня 2023 года о возложении обязанности на Отдел установления пенсий N 1 ОПФР по Краснодарскому краю включить Кисляковой Е.В. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 30.08.1988 по 30.06.1989 в должности медицинского регистратора регистратуры комплекса центров Поликлиники специализированного курсового амбулаторного лечения Краснодарского муниципального лечебно-диагностического объединения, а также, возложении обязанности на Отдел установления пенсий N 1 ОПФР по Краснодарскому краю назначить Кисляковой Е.В. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - 6 октября 2022 года, нельзя признать законным, оно принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 ноября 2023 года в части оставления без изменения решения Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 19 июня 2023 года о возложении обязанности на Отдел установления пенсий N 1 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю включить Кисляковой Е.в. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 30 августа 1988 года по 30 июня 1989 год в должности медицинского регистратора регистратуры комплекса центров Поликлиники специализированного курсового амбулаторного лечения Краснодарского муниципального лечебно-диагностического объединения, а также, возложении обязанности на Отдел установления пенсий N 1 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю назначить Кисляковой Е.в. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения 6 октября 2022 года - отменить.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
В остальной части решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 19 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 ноября 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.