Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Тюриной Н.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании права на получение страховой пенсии, перерасчет пенсии по старости, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Тюриной Н.П, поступившей с делом 11 мая 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Тюрину Н.П, представителя истца Маренчук М.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тюрина Н.П. обратилась с иском к ответчику Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю, просила суд признать за ней право на получение страховой пенсии по старости за период с 1 августа 2015 г. по 6 июля 2019 г. в соответствии с частью 1 статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; признать право на перерасчет пенсии по старости без пересмотра права на пенсию в соответствии с частью 1 статьи 1, пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размер страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно с части 1 статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 августа 2015 г. и выплатить задолженность.
Требования мотивированы тем, что ранее Тюрина Н.П. являлась гражданкой Украины, постоянно проживала на территории г. Севастополя с 2009 года. На момент вхождения г. Севастополя в состав РФ 18 марта 2014 г. являлась неработающей пенсионеркой. Единственным источником к существованию являлась пенсия по старости, которая назначена органами Пенсионного Фонда Украины 20 декабря 2013 г. пожизненно.
Гражданство России истец приобрела в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь", как постоянно проживавшая на территории Севастополя с 2009 года, в т.ч. по состоянию на 18 марта 2014 г. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 24 октября 2014 г. по делу об установлении факта постоянного проживания ее на территории города Севастополя, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 г. На основании указанного судебного акта установлено наличие у нее гражданства Российской Федерации и выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
По состоянию на 18 марта 2014 г. пенсионное дело истца находилось в ПФ Украины в г. Ромнах. Для запроса пенсионного дела из Украины г. Ромнах, истцу требовался паспорт гражданина РФ. Паспорт гражданина РФ получен истцом только после прохождения процедуры установления факта проживания в г. Севастополе на 18 марта 2014 г, после чего истец сразу обратилась к ответчику за запросом пенсионного дела.
Пенсионное дело было запрошено, поступило в распоряжение ответчика с 28 августа 2015 г. Однако, в связи с тем, что в паспорте истца отсутствовала отметка о регистрации на 18 марта 2014 г, ответчик сообщил, что под ФЗ-208 истец не попадает, а по Закону N400-ФЗ, право на пенсию по старости возникает в 55 лет, которых истец достигнет только в 2019 году, в связи с чем ответчик разъяснил истцу об отсутствии у нее права на пенсию по старости. Пенсия по старости по достижению 55 лет 6 месяцев назначена ответчиком в июле 2019 г.
В рамках другого спора судом установлено, что в отношении истца подлежит применению закон N208-ФЗ, отсутствие отметки о регистрации не является препятствием для применения положений Закона N208-ФЗ. Таким образом, ответчику судами было разъяснено, что позиция ответчика, о том, что истец не попадает под действие ФЗ-208 в виду отсутствия регистрации, ошибочная.
В настоящее время ответчик применил к пенсии истца положения Закона N208-ФЗ, однако, перерасчет пенсии без пересмотра права на пенсию в соответствии с частью 1 статьи 1, пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ не произвел, пенсию за период с 1 августа 2015 г. по 6 июля 2019 г. не выплатил.
Истец считает, что действиями ответчика нарушена ее гарантия, установленная в пунктах 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в соответствии с которым размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации. При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 5 августа 2022 г, с учетом внесенных определением Ленинского районного суда города Севастополя от 9 сентября 2022 г. исправлений, иск удовлетворен частично и постановлено:
Признать за Тюриной Н.Г1. право на получение страховой пенсии по старости за период с 1 августа 2015 г. по 6 июля 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 августа 2015 г.
Признать за Тюриной Н.П. право на перерасчет страховой пенсии по старости без пересмотра права на пенсию за период с 1 августа 2015 г. по 6 июля 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 августа 2015 г.
На ГУ - ОПФ РФ по г. Севастополю возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 августа 2015 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 марта 2023 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 марта 2023 г, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что на 18 марта 2014 г. она постоянно проживала на территории Республики Крым и на нее должны распространяться нормы Федерального закона N208 от 21 июля 2014 г. "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя". Учитывая, что она не прибывала на территорию Российской Федерации, на нее не должны распространяться нормы Соглашения от 13 марта 1992 г.
Истец Тюрина Н.П, ответчик - представитель Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Тюрина Н.П. является гражданином РФ.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 24 октября 2014 г. установлен факт постоянного проживания Ремиз (Тюриной) Н.П. на территории города Севастополя с 2009 года, в том числе на 18 марта 2014 г.
На основании указанного судебного решения, а также в результате проверки, проведенной УФМС России по г. Севастополю, решением УФМС России по городу Севастополю от 2 апреля 2015 г. N1749/онг/2015 Тюрина Н.П. признана гражданином Российской Федерации на основании статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 г.
Судом установлено, что Тюрина Н.П. 3 июня 2015 г. обратилась в УПФ РФ по городу Севастополю с заявлением о запросе выплатного дела из УПФУ в г. Ромнах и Роменском районе Сумской области.
Выплатное дело на бумажном носителе с аттестатом о прекращении выплаты поступило в УПФ РФ в г. Севастополе 28 августа 2015 г. Пенсия Тюриной Н.П. выплачена по 31 июля 2015 г.
Страховая пенсия по старости УПФ РФ в г. Севастополе не установлена по причине не достижения возраста в соответствии с нормами Федерального закона N400-ФЗ 55 лет 6 мес. и отсутствия права на пенсию.
В материалах пенсионного дела имеются разъяснения ГУ УПФ РФ в г. Севастополе о том, что Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ не может быть применен к Тюриной Н.П, поскольку в паспорте истца отсутствует отметка о регистрации места жительства в городе Севастополе на 18 марта 2014 г. (Уведомление клиентской службы ГУ УПФ РФ в г. Севастополе от 26 ноября 2018 г.).
Страховая пенсия по старости ответчиком назначена Тюриной Н.П. только по достижению возраста 55 лет 6 месяцев с 8 июля 2019 г. по нормам Федерального закона N 400-ФЗ.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 мая 2021 г. по гражданскому делу N2-1168/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 16 августа 2021 г, установлено, что Тюрина Н.П. является лицом, попадающим под действие Федерального закона N208-ФЗ.
В материалах пенсионного дела Тюриной Н.П, а именно в Протоколе назначения пенсии N 204 от 20 декабря 2013 г. значится, что истцу назначен вид пенсии "по старости", категория "доярки", с 8 января 2014 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции установив, что право на пенсию по старости 8 января 2014 г. Тюриной Н.П. реализовано, пришел к выводу, что к спорным правоотношениям применяются нормы права, регулирующие правоотношения по уже реализованному праву на пенсию по старости, а с учетом того, что Тюрина Н.П, относится к лицам, попадающим под Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ, то спорные правоотношения регулируются статьей 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" "Перерасчет размеров пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации", в связи с чем пришел к выводу, что при перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается, и истец имеет право на пенсию по старости с 1 августа 2015 г, и на соответствующий перерасчет, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Тюриной Н.П. суд апелляционной инстанции исходил из того, что Тюрина П.П. с 8 января 2014 г. по 31 июля 2015 г. являлась получателем досрочной пенсии на территории Украины в соответствии с пунктом "Д" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 15 мая 1992 г. N2356-XII, как женщины, которые работают доярками (операторами машинного отделения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, пенсия истцу была назначена и выплачивалась Пенсионным органом Украины в г. Ромнах и Роменском районе Сумской области, а не Пенсионным органом Республики Крым и г. Севастополя, в связи с чем суд пришел к выводу, что Тюрина Н.П. не является лицом, на которое распространяет свое действие Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Для сохранения за истцом права на получение пенсии по старости с применением положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований в связи с отсутствием такого вида пенсии в действующем законодательстве Российской Федерации.
Судебная коллегия сослалась на то, что обстоятельства, установленные решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 мая 2021 г. по гражданскому делу N2-1168/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 16 августа 2021 г, преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит вывода суда апелляционной инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Республика Крым принята в состав Российской Федерации с 21 марта 2014 г. в соответствии с Федеральным Конституционным законом от 21 марта 2014 г. N ФКЗ-6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П, введение нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий, реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Аналогичная правовая позиция закреплена в пунктах 14, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 4 ФЗ N208 установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий, гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. включительно и на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж на соответствующих видах работ.
В силу положений части 1 статьи 11 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон N 208 от 21 июля 2014 г. является специальным, перечень лиц, на которых он распространяется (часть 1 статьи 1 Закона), а также перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 3 статьи 2 Закона) является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 375-0, N33-П положения частей 2-4 статьи 3 и части 1 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливают гарантии осуществления приобретенных по состоянию на 31 декабря 2014 г. пенсионных прав путем запрета пересмотра права на пенсию и сохранения более высокого ее размера в случае, если при перерасчете он окажется ниже. Данные нормы направлены создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины, имеют целью сохранение уровня пенсионного обеспечения указанной категории граждан.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Тюрина Н.П. является гражданином Российской Федерации. Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 24 октября 2014 г. установлен факт постоянного проживания Ремиз Н.П. на территории города Севастополя с 2009 года, в том числе 18 марта 2014 г.
Также судом установлено, что истец являлась получателем пенсии по старости на территории Украины с 8 января 2014 г.
Поскольку истец приобрел гражданство Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на нее распространяются нормы Федерального закона N208-ФЗ.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям положений части 2 статьи 3 Федерального закона N208-ФЗ, которая предусматривает, что реализованное в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя право на пенсию для лиц, указанных в части 1 статьи 1 Федерального о закона, пересмотру не подлежит, основаны на верном толковании и применении норм материального права.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным судом обстоятельствам, мотивированы со ссылкой на подлежащие применению судом к спорному правоотношению нормы процессуального права, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 марта 2023 г. подлежит отмене с оставлением в силе решения Ленинского районного суда города Севастополя от 5 августа 2022 г, с учетом определения об исправления описки от 9 сентября 2022 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 марта 2023 г. отменить, оставить в силе решение Ленинского районного суда города Севастополя от 5 августа 2022 г, с учетом определения Ленинского районного суда города Севастополя от 9 сентября 2022 г. об исправления описки.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.